Пост омбудсмена могут разменять как «золотой парашют»

Несмотря на каникулы, в заксобрании пошли брожения насчёт предстоящих осенью выборов уполномоченного по правам человека. Должность может стать отступным для сенатора Надежды Болтенко, но это устраивает не всех депутатов.

Институт уполномоченного по правам человека в Новосибирской области создан региональным законом в 2012 году. Осенью 2013 года Законодательное собрание избрало омбудсменом Нину Шалабаеву, до того работавшую зампредом облизбиркома. По закону срок полномочий составляет 5 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность омбудсмена больше двух сроков подряд. Но Шалабаевой второй срок не светит, такая возможность даже не обсуждается. По ходу её полномочий председатель заксобрания Андрей Шимкив и многие депутаты неоднократно критиковали работу аппарата уполномоченного за недостаточную активность.

Справедливости ради надо отметить, что от депутатского корпуса доставалось всем трём областным омбудсменам. Кроме уполномоченного по правам человека у нас, как известно, на государственной службе трудятся уполномоченный по правам детей Любовь Зябрева и уполномоченный по правам предпринимателей Виктор Вязовых. Последний, впрочем, активно участвует в мероприятиях для бизнесменов и даже иногда ходит в судебные процессы по предпринимательским делам. Работа Шалабаевой и Зябревой сливается с административным рельефом: они давно были бы на пенсии, если б не законтрактовались в омбудсмены.

Вполне вероятно, что многие читатели этой статьи ничего не знают о работе уполномоченного по правам человека за 5-летний срок. Это не удивительно. Удивительно, что в похожем неведении многие депутаты. Конечно, они заслушивают ежегодные отчёты. Интересующиеся могут ознакомиться с ними на сайте омбудсмена. Но в заксобрании ждут от правозащитной деятельности более заметного резонанса.

Нынешней осенью будет возможность перезапустить институт омбудсмена, избрав нового уполномоченного. До недавнего времени депутаты неофициально обсуждали три кандидатуры. Это Николай Мамулат, Игорь Гришунин и Светлана Воронкова.

Опытный депутат Мамулат в 2015 году не попал в заксобрание, проиграв праймериз, и остался в обойме единороссов как член регионального политсовета. Назначение омбудсменом вернуло бы ему значимый статус. Но достижениями в правозащитной плоскости Мамулат до сих пор не блистал.

В пользу кандидатуры Гришунина говорит должность руководителя профильного комитета. Проблемы социальных гарантий, доступности здравоохранения, охраны труда знакомы ему не понаслышке. В то же время Гришунин выходец из силовых структур, что заставляет сомневаться в его готовности воевать с ветряными мельницами за интересы жалобщиков. А важнее то, что депутат в последние полгода как на работу ходит в НИИТО, глубоко погрузившись в специфический бизнес вокруг этого учреждения, и другие вопросы его интересуют в гораздо меньшей степени.

Автор телепрограммы «Прецедент» Воронкова единственная из обсуждаемых кандидатов, кто много лет профессионально занимается правозащитной деятельностью. Весной 2013 года она участвовала в первых выборах омбудсмена, которые были признаны несостоявшимися. Кандидатуру Воронковой тогда выдвинула КПРФ. Губернатор Василий Юрченко и ЕР выдвинули профессора Алексея Осипова. Но при тайном голосовании часть единороссов, по-видимому, голосовали за Воронкову. Она набрала 25 голосов, Осипов 37. Поскольку ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов от общего числа депутатов, процедуру перезапустили заново. К осени в ЕР закрутили гайки и губернаторского кандидата Шалабаеву избрали почти единогласно, а Воронкова в тот раз в выборах не участвовала.

На этот раз вопрос по омбудсмену точно также может быть решён консолидированной позицией единороссов. Источник ЦДЖ уверяет, что она уже без пяти минут определена, и партийной фракции якобы рекомендовано поддержать кандидатуру Надежды Болтенко, которая в сентябре освободит кресло сенатора для Владимира Городецкого. Надежда Николаевна сможет заниматься вопросами соблюдения прав человека не хуже Шалабаевой, в этом сомнений нет. Сомнения есть в возможности принципиальных изменений, которых так хотели депутаты и руководство заксобрания. Назначение Болтенко стало бы ей наградой за многолетнюю службу в интересах власти. Но идея размена общественно-значимых постов в качестве «золотых парашютов» не по душе многим депутатам, в том числе и единороссам. Назначать омбудсмена заксобрание будет после губернаторских выборов, когда гайки уже ослабнут. На всякий случай, стоило бы подумать о другом отступном для Болтенко. Иначе голосование по кандидатуре омбудсмена может получиться протестным.

Другие новости