До второго тура выборов мэра рукой подать

Принятая горсоветом поправка открыла более лёгкий путь для изменений Устава Новосибирска любым желающим. В новом политическом сезоне можно ждать инициатив по возвращению выборов мэра в два тура.

Возвращение двухступенчатых выборов выгодно, прежде всего, потенциальным соперникам действующего мэра. В существующей конфигурации победа простым большинством добавляет ресурса градоначальнику. Для этого Устав и меняли в 2013 году. Мэром в тот момент был Владимир Городецкий. Считалось, что он готовится пойти на новые выборы и облегчить себе кампанию посредством выборов в один тур. До того новосибирского градоначальника выбирали по двухтуровой системе. И многие (в первую очередь, сам Городецкий) помнили, насколько нервным был второй тур на выборах весной 2004 года, когда Владимиру Филипповичу буквально наезжал на пятки Яков Лондон.

На самом деле комбинация была придумана для сменщика Городецкого Владимира Знаткова, который стал исполнять обязанности мэра в январе 2014 года, а уже через четыре месяца должен был, по замыслу инициаторов интриги, выиграть внеочередные выборы. Но в тот момент система в один тур сработала на объединившуюся оппозицию. В итоге мэром стал Анатолий Локоть. И если он в следующем году пойдёт на выборы, то сможет воспользоваться преимуществами одноступенчатой системы. Если не исправить Устав.

В изменениях избирательных правил, какими бы они ни были принципиальными, нет ничего непривычного. Их меняют почти каждый цикл. Причём не только в России, это общемировая практика. Даже в устоявшейся демократии США партия, получившая большинство, стремится к следующим выборам перекроить границы округов в свою пользу. Молодой российской демократии не зазорно совершенствоваться от выборов к выборам.

Однако процедура изменения городского Устава непроста. В 2013 году даже при полном непротивлении всех сторон процесс занял четыре месяца. А при сопротивлении со стороны мэрии и КПРФ, поддерживающей Локтя, до недавнего времени задача выглядела почти безнадёжной.

Изменения в устав города утверждаются голосами не менее 2/3 от установленного числа депутатов городского Совета. У единороссов сейчас 33 голоса из 50, и в этом вопросе они могут заручиться поддержкой всех остальных коллег, кроме 12 коммунистов. Но отправная точка в этом процессе – решение специальной комиссии по уставу Новосибирска. Без него горсовет не имеет возможности голосовать за изменения.

Комиссия по уставу состоит из 17 человек. 8 делегирует горсовет, 8 мэр. И, в соответствии с Уставом города, пост председателя комиссии занимает действующий градоначальник. Таким образом, даже если все представители горсовета голосуют консолидированно, под контролем мэра и чиновников всегда на один голос больше. А в нынешнем составе комиссии горсовет представляют лишь пять единороссов (Дмитрий Асанцев, Юрий Зарубин, Александр Бестужев, Сергей Бондаренко и Игорь Салов), начальник управления по правовым и экономическим вопросам Ольга Кондратенко, а также коммунисты Ренат Сулейманов и Антон Тыртышный. Последние двое определённо поддержат позицию Локтя.

Изменения Устава это прерогатива горсовета. Но из-за доминирования чиновников в уставной комиссии, городской представительный орган не может самодостаточно пользоваться этими полномочиями. Тут вопрос уже не только о количестве туров выборов мэра, а в целом, о балансе исполнительной и представительной власти, складывающемся не в пользу последней.

Однако ситуация меняется. На сессии 23 мая горсовет проголосовал за изменение одного из пунктов Положения о специальной комиссии по Уставу в части её функций. Так, если до сих пор функцией комиссии была «подготовка проектов решений Совета депутатов города Новосибирска о внесении изменений и (или) дополнений в Устав города Новосибирска», то теперь это пункт сформулирован иначе: «подготовка и направление в Совет депутатов города Новосибирска проектов решений Совета депутатов города Новосибирска о внесении изменений и (или) дополнений в Устав города Новосибирска на основании поступивших предложений в Устав города Новосибирска, не противоречащих законодательству, с приложением всех поступивших предложений в Устав города Новосибирска».

Принципиальное отличие новой редакции от старой в том, что если раньше уставная комиссия владела монополией на подготовку проектов решений по изменениям в основной документ города и могла блокировать любые инициативы, то сейчас она превращается в передаточный орган, обязанный выносить на рассмотрение депутатского корпуса все поступающие предложения, не противоречащие законодательству. Это значительно упрощает подступы к изменению Устава. И если говорить про количество туров выборов, то инициатором изменений может выступить кто угодно – партия, общественная организация, отдельный депутат или активист. Решение будет зависеть от позиции депутатского большинства, а не подконтрольной мэру комиссии.

Другие новости