«Сибмост» вышел на обходной манёвр

«Сибмост» показывает признаки жизни и меняет менеджмент под контролем новых акционеров. Областная власть надеется на реанимацию компании, но цена может оказаться слишком высокой.

14 июля «Новосибирский городской сайт» опубликовал заметку под заголовком «Ехали на Восточный обход: сотрудники «Сибмоста» попали в крупное ДТП на Первомайке». Семь работников компании, ехавшие на казённой «буханке», пострадали в столкновении с «тойотой». К счастью, все остались живы и без тяжёлых увечий. В этой новости плохо всё, кроме одного: она напомнила, что мостостроители таки ездят на Восточный обход. Значит, хоть какие-то работы на крупнейшей дорожной стройке региона ведутся.

Два года назад ОАО «Сибмост» входил в число крупнейших компаний области и ведущих мостостроителей страны. Год назад компания была на грани развала и банкротства. Сменилась власть и акционеры. Из семейного бизнеса Альберта и Владислава Кошкиных (признанных по ходу пьесы банкротами) «Сибмост» перешёл в руки консорциума Сбербанка, АФК «Система» и компании «Волгомост». В начале марта с поста президента ОАО был уволен Сергей Титов; это ознаменовало финал переходного этапа. Начался период адаптационный, когда новые владельцы решают, что именно делать с приобретённым бизнесом – проблемным и специфичным.

Последний месяц судьба «Сибмоста» обсуждалась на высоком уровне. В конце мая врио губернатора Андрей Травников обсуждал перспективы мостостроителей с крупным акционером компании – владельцем АФК «Система» Владимиром Евтушенковым. Глава региона поблагодарил его за интерес к оздоровлению «Сибмоста». Неделей позже Травников говорил про мостостроителей с министром транспорта РФ Евгением Дитрихом. «Мы внимательно наблюдали за тем, что происходило с «Сибмостом» несколько лет назад. Сейчас есть определённые планы по возрождению организации. Очень верим, что эта работа закончится успешно, мостовиков надо поддерживать», – заявил Дитрих новосибирским журналистам.

Евтушенков прессе про «Сибмост» ничего не сказал, но направил в Новосибирск видного мостовика из бывшего «Мостовика». Отсидевший четыре года за растрату при строительстве Приморского океанариума бывший гендиректор разорившегося НПО «Мостовик» Олег Шишов играет роль отраслевого советника главы «Системы». В марте 2018 года омское управление Следственного комитета возбудило в отношении Шишова новое уголовное дело по подозрению в налоговых махинациях. Тем не менее, сейчас бывший директор «Мостовика» не ограничен в перемещениях и трудоустройстве.

Источник ЦДЖ утверждает, что Евтушенков хотел бы видеть Шишова во главе «Сибмоста». Но против выступает Герман Греф, не простивший убытки, которые понёс Сбербанк из-за кризиса в «Мостовике». Пока два акционера договаривались между собой, оперативное управление контролировал третий – Туфан Садыгов. Представитель его компании «Волгомост» Антон Гурьянов сменил Титова на посту президента в марте. Но на этой неделе в «Сибмосте» легализовали новую команду топ-менеджеров. Президентом теперь стал Андрей Райков из московской компании «Аккорд спецстрой». Его заместителями стали Александр Лисичников и Сергей Рафалюк из строительного холдинга «Мост». Альберт Кошкин сохранил пост председателя совета директоров, Владислав Кошкин остаётся первым вице-президентом.

Главные проблемные объекты «Сибмоста» это Восточный обход и путепровод через железную дорогу в Коченёво. В обоих случаях сроки существенно сорваны. Обход это стройка федерального значения. 20-километровый второй этап (с него решили начать, а потом уже браться за второй и третий) от трассы на Ленинск-Кузнецкий до Кольцово должны были сдать в октябре прошлого года. Но до сдачи там и сегодня очень далеко. Из 10,2 млрд на этапе освоено лишь 3,1 млрд. На этот год выделен лимит 700 млн.

При этом, по неофициальным данным, порядка 500 млн могло пропасть на авансировании группы компаний «Инфраструктура», которую некоторые влиятельные москвичи подогнали Кошкиным в качестве рекомендованного субподрядчика на обход. «Инфраструктура» была связана с группой «Сумма» братьев Магомедовых. Когда подрядчик сбежал с обхода, кинув субподрядчиков и не обработав аванс, Магомедовы отреклись от бывшей «дочки». Сейчас они в СИЗО по обвинению в организации преступного сообщества, но «Сибмосту» от того не легче.

В конце 2017 года заказчик стройки в лице Сибуправтодора затеял с «Сибмостом» тяжбу по поводу разрыва контракта на генподряд и взыскания неустойки. В течение весны острые вопросы удалось снять. Мостостроители добились через суд продления сроков работ до октября 2021 года. Также они отсудились от попыток заказчика взыскать неустойку в 1,25 млрд.

Путепровод через железную дорогу в Коченёво это областной объект, там мостостроителям удалось отбиться ещё проще. По контракту они должны были сдать объект в октябре 2017 года. Фактически там возведены опоры, надвинуто пролётное строение, но не готовы подъезды и, соответственно, нет покрытия. В июне нынешнего года на выездном совещании врио областного министра транспорта Анатолий Костылевский рекомендовал «Сибмосту» возобновить работы. Деликатно рекомендовал, без всяких угроз. И мостостроители возобновили.

2 июля (как раз накануне визита в Новосибирск Дитриха и курирующего транспортную отрасль вице-премьера Максима Акимова) пресс-служба «Сибмоста» опубликовала видеоролик, подтверждающий ведение работ и на Восточном обходе, и на коченёвском путепроводе. На видео отмечена дата съёмок – 23 июня. Судя по материалу, работы если и не кипят, то, во всяком случае, ведутся. Но промежуточные планы не намечены. Поэтому непонятно, каких результатов ждать к концу текущего дорожно-строительного сезона.

Намерения акционеров при поддержке федералов перезагрузить «Сибмост» звучат оптимистично, однако цена этого вопроса неясна. Восточный обход, к примеру, строится в ценах 2013 года, не соответствующих сегодняшним. Непонятно, как закрывать брешь из-за пропавшего аванса и как компенсировать упущенное из-за инфляции. Главное, чтоб не пришлось заново переделывать ранее выполненные земляные работы. И лишь бы не подвела техника: стоимость реанимации простаивавшего технического парка тоже болезненный вопрос. Готовы ли новые владельцы вложить в реанимацию мостостроительного бизнеса миллиарды или будут выводить компанию из кризиса по другим рецептам? Осень покажет, куда движется «Сибмост» и кто его ведёт.

Другие новости