Битва роботов началась в Новосибирске

Политтехнологи бросили машины в бой за симпатии избирателей. Ответным ударом на телефонные опросы, заказанные мэрией, стал обзвон горожан с наводящими вопросами о невыполненных предвыборных обещаниях Анатолия Локтя.

«Позабыты хлопоты, остановлен бег. Вкалывают роботы – счастлив человек!», – песенка из «Приключений Электроника» скоро станет профессиональным гимном политтехнологов. В последние годы много говорят о неизбежной роботизации разных профессий, и вот новая эра настаёт в избирательном бизнесе. Новосибирск стал полем «битвы машин», какую не предвидел автор «Терминатора» Джеймс Кэмерон. Роботы стали орудием предвыборных технологий, и агитируют людей вместо кандидатов.

Впрочем, без некоторого кандидатского участия дело всё же не обходится. ЦДЖ рассказывал о заказанных мэрией Новосибирска масштабных телефонных опросах на тему отношения горожан и жителей районов области к основным направлениям «Стратегии-2030», которые сформулировал мэр Анатолий Локоть. Входящий звонок начинается с записи обращения, начитанного непосредственно Анатолием Евгеньевичем. А дальше уже подключается робот с вопросами. Специалисты считают вопросы наводящими, подсказывающими однозначно правильные ответы. То есть, побуждающими участников опроса соглашаться с постулатами «Стратегии-2030», и, как следствие, поддерживать Локтя.

На этой неделе оппоненты мэра нанесли ответный удар. Горожанам стал звонить другой робот, который серьёзным женским голосом просит уделить минуту, чтобы принять участие в опросе на тему социального самочувствия жителей Новосибирска и области. Вопросов всего три, и они очень простые. Может ли политик претендовать на новую выборную должность, не исполнив свои прошлые предвыборные обещания? Знаете ли вы, что в 2014 году Анатолий Локоть обещал достроить крупные городские объекты, такие как автовокзал, гостиница «Турист» на площади Маркса и что-то ещё (автору этих строк робот звонил лишь один раз, с ходу запомнить не удалось, но смысл в том, что все названные роботом объекты остаются недостроенными)? Дальше участнику предлагается выбор: Локоть должен выполнить обещания прежде, чем идти на новые выборы («Скажите «Да», – строго требует робот), либо он может выполнить их позже («Скажите «Нет»).

В общем, опрос наводит участника на нужные выводы с точностью лазерного прицела. В соцсетях появились отзывы, показывающие, что в некоторых случаях общение с роботом, запрограммированным на шейминг Анатолия Евгеньевича, обрывается на начальных фразах. Возможно, технология требует дополнительной настройки, учитывая, что этот робот звонит на мобильные. В условиях муниципального контракта на роботизированный опрос указаны звонки лишь на проводные телефоны.

Раз уж вспомнили про контракт: мэрия в данном случае играет в открытую, представляя робота, как легальное оружие в пропагандистской войне, оплаченное из бюджета. Новый робот, атакующий Локтя, вышел из подпольного сопротивления. Обошёлся без тендеров, обязательных для госзакупок. Кто заказчик опроса про неисполненные обещания мэра – непонятно. Штабисты Андрея Травникова? Кто-то из претендентов на пост градоначальника? Тайная секта антикоммунистов? Неизвестные отцы? Лига справедливости? Заказчик прояснился бы, опубликуй он результаты опроса. Кстати, нет сомнений, что они будут не в пользу Локтя. Постановка вопросов не оставляет вариантов: конечно, политик, претендующий на новые должности и сроки, должен исполнять предвыборные обещания. Может быть, для следующих исследований заказчик выберет даже более удачные примеры, чем недостроенный автовокзал. Но удастся ли легализовать результаты? Впрочем, наверное, это не так уж существенно. В «войне роботов» важнее задать вопросы, чем получить ответы. К социологии она не имеет отношения.

Другие новости