Анатолий Локоть: Перед выборами надо опасаться только отсутствия права выбора

В интервью ЦДЖ мэр Новосибирска Анатолий Локоть прокомментировал слухи о договорном характере губернаторской кампании, рассказал о рисках и преимуществах своего участия в выборах и о том, чего стоит опасаться местному бизнесу, а также обрисовал контуры новой коалиции – общественники могут заместить в ней политиков.

— В городе идёт «гибридная» предвыборная кампания: признаки агитации налицо, хотя официально о выдвижении ещё никто из кандидатов в губернаторы не объявлял. Главный вопрос – будет ли всё-таки острая конкуренция или игра в поддавки. Почему вы затягиваете с однозначным заявлением об участии в выборах? Какой смысл ждать ритуальной конференции КПРФ?

— Меня много раз спрашивали об участии в выборах, и, как мне кажется, сказано уже достаточно, чтобы судить о серьёзности намерений. Дело за официальным выдвижением. Решение об этом должна принять областная партийная конференция. Это очень важный момент. Нельзя воспринимать конференцию, как формальность. КПРФ это вторая по величине партия России. Всем известно, каких успехов удавалось добиваться коммунистам на выборах в Новосибирске и области. Нужно, чтобы и наши союзники, и наши конкуренты чётко понимали – участие в выборах это решение партии, а не «группы товарищей». И уж тем более не одного человека. Это позиция крупной и влиятельной партийной организации, представленной на всех уровнях российской власти. Ждать конференции осталось недолго, она состоится 9 июня, скоро кампания утратит «гибридный» характер.

мэр-2.jpgАнатолий Локоть (фото пресс-службы мэрии)

— Как вы оцениваете готовность пройти муниципальный фильтр? В прошлом году на выборах главы Бурятии кандидата от КПРФ сняли с дистанции как раз на этой стадии. Не повторится ли такой сценарий в Новосибирской области?

— Можно назвать это федеральным трендом или просто символичным совпадением, но в прошлом году все выборы глав регионов прошли без реальной конкуренции. Очевидно, на то были причины. Сейчас мы видим другие тренды. Буквально на этой неделе исполнять обязанности губернаторов Магаданской, Тюменской областей и Якутии были назначены мэры крупных городов. Это можно расценить как знак доверия к муниципальному уровню власти. Кроме того, почти во всех регионах, где в сентябре предстоят губернаторские выборы, политическая жизнь заметно ускорилась, обострилась. Даже в таком консервативном регионе, как Кузбасс. Я считаю, что федеральная власть заинтересована сегодня в селекции лучших управленческих идей и практик на местах. А это могут обеспечить только открытые, честные выборы. Если же на местном уровне какие-то технологи попытаются «нахимичить» с подписями при прохождении муниципального фильтра или использовать иные уловки, вряд ли они смогут угодить Москве, устроив скандал. У КПРФ достаточно депутатов на всех уровнях. Кроме того, у нас однозначная поддержка федерального руководства партии и мощная юридическая машина, обкатанная и обстрелянная во многих кампаниях. Есть опыт и ресурсы, чтобы постоять за честные выборы.

— На уровне депутатов и бизнесменов ходят слухи, что кампания, в любом случае, будет договорной. Якобы участие в выборах вам нужно, чтобы сохранить лицо перед базовым электоратом КПРФ, а в действительности на победу вы не претендуете?

— Точно такие же слухи сопровождали кампанию по выборам мэра Новосибирска в 2014 году. Так что эта технология вторична. Мы с ней справимся. Наши шансы выше, если оппоненты собираются выигрывать за счёт сплетен и слухов. Думаю, что о серьёзности ставки нашей команды на предстоящие выборы убедительно говорит позиция Виктора Александровича Толоконского. У него были весьма заманчивые предложения продолжить карьеру на федеральном уровне, но он выбрал работу в Новосибирской области. Вы считаете возможным, чтобы он сделал такой судьбоносный шаг ради игры в поддавки?

— За активную поддержку мэра-коммуниста единороссу Толоконскому угрожают разными карами. В том числе, исключением из партии. Что вы думаете о рисках для вашего сподвижника?

— Несколько лет назад мы уже видели, как наши коллеги-единороссы пытались силой подавить внутрипартийную дискуссию. Тогда из партии за инакомыслие исключили Виктора Александровича Игнатова. Прошло немного времени, и его восстановили. Причём с повышением! Сейчас он координирует политическую деятельность всех региональных организаций ЕР по Сибирскому федеральному округу. А где те бывшие местные вожди, которые его исключали?.. Любая федеральная партия нуждается в опытных, талантливых людях, обладающих собственным мнением. У Виктора Александровича Толоконского уникальный управленческий опыт, знания, навыки. Убеждён, что для федеральных руководителей это очевидно, как бы ни пытались преподнести ситуацию технологи, присланные на завоевание Новосибирска. Анонимные пасквили в прессе, выпады никому толком не известных экспертов только укрепляют реноме Виктора Александровича в глазах новосибирцев. Я очень рад, что Виктор Александрович в нашей команде. Команда – это наше явное конкурентное преимущество. Все знают, с кем и как мы работаем. Наши сподвижники смотрят в завтрашний день с уверенностью. Сомневаюсь, что так можно сказать про ситуацию в областной власти. Не знаю министров, способных уверенно сказать о своих перспективах после сентябрьских выборов.

Конечно, мы все чувствуем психологическое давление. Давят и на меня, и на Толоконского, и на других членов команды. Это неприятно. Но мы в политике не первый день. Надеюсь, что чем больше таких выпадов в наш адрес, тем лучше видно со стороны, что реальных оснований для давления нет. Был бы какой-то настоящий компромат, его давно бы уже пустили в ход.

— В 2014 году вы победили благодаря коалиции разных политических сил, впоследствии распавшейся. Кого видите в союзниках на губернаторских выборах?

— Некоторые люди, действительно, выбыли из нашей команды. Но партии, с которыми возможен диалог, остались. Поэтому новая политическая коалиция возможна. А гораздо большего эффекта я жду от коалиции общественной. В последние годы роль и влияние общественников в нашем регионе выросли очень значительно. Сегодня нет ни одной важной инициативы властей, которая могла бы пройти вне поля дискуссии с гражданскими лидерами мнений. Для руководства мэрии этот процесс бывает болезненным. Достаточно последнего примера с выборами общественных пространств для благоустройства. Но именно благодаря опыту дискуссий, споров, порой даже скандалов я уверен, что на губернаторских выборах нашу позицию поддержат даже критически настроенные общественники. Мы доказали готовность к диалогу, показали способность договариваться, признавать ошибки, идти на компромиссы. Пока коллеги из областного руководства ведут курс на сохранение концессий, вызвавших категорическое общественное неприятие, думаю, наши шансы собрать коалицию очень высоки.

— Если говорить о крупных проектах, то бизнес опасается, что в случае победы коммуниста на выборах губернатора область останется без федеральных инвестиций.

— Это опять же следствие слухов, которые внедряют в рамках подготовки к выборам. Давайте скажем открыто – если бы в Москве действительно не хотели бы конкуренции между партиями, её бы не было. Губернаторы от КПРФ работают вполне успешно. Светлана Юрьевна Орлова на этой неделе получила одобрение для участия в выборах на новый срок. В Иркутской области у Сергея Георгиевича Левченко идут крупные федеральные проекты. И как бы ни прошли выборы в Новосибирской области, Москва никогда не оставит без внимания крупнейший муниципалитет страны и центральный регион Сибири. Кто бы ни стал губернатором, здесь пойдёт масштабное развитие научного центра, будет построена инфраструктура для молодёжного чемпионата мира по хоккею. Другое дело, что мы выступаем за новосибирскую инициативу в реализации крупных проектов. Они должны приносить стратегическую пользу, в первую очередь, региону, а не иногородним подрядчикам.

В Новосибирской области развиваются крупные сегменты экономики. На рынках строительства, торговли, рекламы, в сельском хозяйстве, в дорожной отрасли есть баланс интересов, сложившийся благодаря конкуренции. На посту мэра я держусь равноудалённо от всех игроков специально, чтобы поддерживать интересы рынка, в целом, а не кого-то из участников. Проекты крупных концессий, о которых мы спорим на областном уровне, могут оказаться лишь первой ласточкой, а точнее буревестником, предвещающим передел региональных рынков в пользу иногороднего бизнеса. Прежде всего, в пользу федеральных компаний. А новосибирским бизнесменам в итоге останутся крошки с барского стола. И не нужно обольщаться, будто здесь дело может обойтись переделом на уровне крупного бизнеса. Аппетит приходит во время еды. Подъев крупные региональные компании, бизнес-варяги возьмутся за средний и малый бизнес.

Главное, чего стоит опасаться не только бизнесменам, а всем жителям региона перед выборами – это риск остаться без права выбора. Мы сделаем всё возможное, чтобы такой сценарий для Новосибирской области был невозможен.

— В 2014 году вы выиграли в очень острой борьбе, без явных преимуществ в ходе кампании. Но то был город. Сейчас решать будет вся область. Как оцениваете свои шансы перед выходом на новый масштаб?

— В новейшей новосибирской истории мэр Новосибирска трижды выигрывал губернаторские выборы в Новосибирской области. В том числе, выигрывали Иван Иванович Индинок и Виктор Александрович Толоконский, на поддержку которых я сейчас опираюсь. Жители сельских территорий всегда связывают надежды на развитие, на рост качества жизни с областным центром. Это правильно и справедливо. Поэтому, в том числе, «Стратегия-2030», над которой мы сейчас работаем, предусматривает тесную интеграцию города и села.

— А что вы думаете по поводу возможности отмены прямых выборов мэра Новосибирска?

— Такое решение противоречило бы традициям и интересам всех политических сил Новосибирской области. В краткосрочной перспективе оно, может быть, помогло бы зачистить городское руководство под кого-то. Но в перспективе нескольких лет обернулось бы чередой политических кризисов из-за дисбаланса интересов и нереализованных амбиций разных политиков. Уверен, что это понимает и подавляющее большинство депутатов Законодательного собрания. А заксобрание сегодня остаётся самостоятельной влиятельной силой. Вопреки заметному давлению, депутаты работают над инициативами, способными помочь им усилить контроль над исполнительной властью. Заставить голосовать по команде этот созыв, в отличие от прошлых, не получится.