Проблемы Джулая вышли на площадь

Алексей Джулай открыто пошёл против областной власти, до сих пор закрывавшей глаза на проблемы в его бизнесе. Момент по-настоящему отчаянный: лишившись дохода от обслуживания жилья, «Дискус» увязнет в претензиях кредиторов.

Увязнет настолько, что до сих пор абсолютно лояльный к власти депутат горсовета Джулай ныне готов к политическим рискам, лишь бы избежать новых рисков финансовых. 7 мая на площади Пименова прошёл митинг против попыток захвата жилищно-коммунального рынка сибирской столицы компанией «МКС-Новосибирск» с московскими корнями. Заглавным слоганом митинга был «Мы против коррупции в ГЖИ НСО!». Организаторы и выступающие пытались провести связь между Госжилинспекцией и МКС. Хедлайнером митинга стал связанный с «Дискусом» депутат Законодательного собрания Сергей Конько. Его выступление по сути можно назвать антимосковским – некие «олигархи» приехали сюда «набивать карманы», хотя «работать не любят», и попутно «подкупили ГЖИ». «Не надо к нам лезть и указывать, что нам делать, мы сами знаем и сами у себя разберёмся!», – призывал Конько, и толпа митингующих одобрительно аплодировала. Митинг был организован работниками управляющих компаний, страдающих от конкуренции с МКС. Как выстроена связь с ГЖИ и интересами «Дискуса»?

Джулай не только застраивает микрорайоны «Плющихинский» и «Просторный», но и обслуживает построенное им жильё. Фактически он один из крупнейших участников рынка ЖКХ. Неинформированные граждане могут решить из-за митинга, что глава Госжилинспекции Евгений Пономарёв пытается отнять у Алексея Юрьевича часть бизнеса и передать москвичам. На самом же деле МКС здесь используют как пугало для пропаганды. В действительности митинг стал следствием прошедшей в конце апреля пресс-конференции Пономарёва, где чиновник представил журналистам новеллы в законодательстве, из-за которых Джулай может потерять значительную часть клиентов. А также уточнил, что управляющая компания «Достойный сервис» Джулая в скором времени, скорее всего, лишится лицензии за нарушения закона. Более того, может дойти до уголовных последствий.

В апреле вступили в законную силу изменения в Жилищном кодексе России, открывающие возможность для прямых договоров между владельцами жилья и поставщиками коммунальных ресурсов, в обход управляющих компаний и иных посредников. Возможность для перехода на прямое взаимодействие появляется, если УК два месяца не платит поставщикам за тепло, свет и воду. Причём механизм очень простой, не требующий от граждан практически никаких активных действий.

Почему люди могут быть заинтересованы в прямых отношениях с монополистами? Есть случаи, когда управляющие компании исправно собирают деньги за ресурсы с жильцов, но оставляют эти средства у себя, не передавая по цепочке ресурсоснабжающим организациям. Таким образом, граждане остаются в заложниках. Если завтра УК станет банкротом, за потреблённые свет и воду придётся платить повторно.

Управляющие компании Джулая как раз погрязли в сложных спорах с «СИБЭКО», ныне превращаемой в филиал СГК, и с «Горводоканалом». Монополисты заждались денег за поставленные ресурсы. Речь идёт о долгах на сотни миллионов рублей. Более того, на пресс-конференции Пономарёва ещё раз прозвучало, что у УК Джулая нет прямых договоров с поставщиками ресурсов, а это грубое нарушение требований лицензии. ГЖИ выписала уже три предписания, оставшиеся неисполненными. По словам Пономарёва, по закону двух достаточно для отзыва лицензии. Отвечая на уточняющие вопросы, чиновник заявил, что уже есть прецеденты возбуждения уголовных дел против УК, удерживающих деньги населения за потреблённые коммунальные ресурсы.

Не так уж важно, кто из участников рынка сумеет получить на обслуживание домов, построенных Джулаем. Но на момент проведения пресс-конференции в прессе уже появились статьи с намёками на коррупционные отношения главы ГЖИ с МКС. Кроме того, стало известно и про заявку на проведение митинга. Пономарёв назвал эти действия давлением на инспекцию: так чиновников пытаются сподвигнуть пойти навстречу нарушителям закона. По-видимому, на путь строгого соответствия букве законодательства чиновники встали сравнительно недавно. Иначе УК Джулая уже должна была остаться без лицензии после двух предписаний, не дожидаясь третьего. Впрочем, мягкость действий Госжилинспекции вписывается в основную линию поведения новосибирских властей относительно Джулая – закрывать глаза на проблемы и нарушения из-за боязни, что будет тяжко разбираться с последствиями, когда бизнес рухнет.

Компании Джулая должны не только поставщикам ресурсов. Известно, что они являются лидерами по долгам перед городским бюджетом среди застройщиков. Про масштаб долгов Джулая перед поставщиками и подрядчиками можно только догадываться – бизнес непубличный, раздробленный на десятки юрлиц. И эти компании то и дело всплывают в связи с исками налоговиков о банкротстве.

На этом фоне провал на фронте ЖКХ для Алексея Юрьевича может оказаться критичным. Собственные УК не только добавляют в оборот группы компаний деньги, собранные с жильцов. Контроль над жилым фондом страхует застройщика от претензий за недоделки и разные «косяки», которые при других обстоятельствах стали бы ещё одной масштабной проблемой «Дискуса». Ведь качество домов и территорий на Плющихинском и Просторном стало притчей во языцех. Независимая УК могла бы завалить строительный бизнес Джулая исками.

Наверное, поэтому Алексей Юрьевич отступил от непубличной тактики защиты своих интересов, до сих пор приносившей плоды. Обвинения в адрес Пономарёва могут напрячь и других чиновников, ранее помогавших бизнесу Джулая держаться на плаву. Что же касается эффективности наезда на ГЖИ, то она весьма сомнительна. Об этом можно судить по визиту в Новосибирск заместителя директора департамента ЖКХ Минстроя России Ольги Олейниковой. 10 мая в ГЖИ прошло совещание с участием представителей УК и общественников. Мероприятие было подогрето одиночными пикетами с требованием уволить «взяточника» Пономарёва. Но аргументов насчёт коррупции ни пикетчики, ни участники совещания предоставить не смогли. Главе ГЖИ больше досталось за мягкость в отношении компаний Джулая, долгое время уходивших от ответственности за нарушения.

Какую теперь линию в отношении «Дискуса» выберет власть, и будут ли правительство с мэрией действовать синхронно? Как по совпадению, 27 апреля муниципалитет подал в Арбитражный суд Новосибирской области сразу 8 исков к ООО «Дискус-строй» на 111,6 млн рублей за долги по аренде участков. Мэрия скрывает общий долг «Дискуса» даже от депутатов горсовета, одним из которых является Джулай. Но 111 млн выглядят внушительной суммой. Неужели муниципалитет решился заявить свои интересы, чтобы не остаться ни с чем при банкротстве? Или же речь идёт о новом «договорном матче» в суде, какие уже доводилось видеть по делам о долгах «Дискуса» перед городом? Нет сомнений, что чиновники прекрасно знают о главном «оружии возмездия», которым Джулай до сих пор успешно отбивался от всех претензий. Это угроза появления новых обманутых дольщиков в случае его банкротства. Возможно, на фоне общих проблем «Дискуса» эта угроза стала выглядеть уже не такой страшной.

По официальным данным департамента земельных и имущественных отношений мэрии, на 1 апреля долг застройщиков за аренду уже перевалил за 4 млрд рублей. За время, пока Анатолий Локоть работает мэром, размер долга вырос почти вдвое. Если срочно не заняться этой проблемой, Анатолию Евгеньевичу будет сложно в ходе губернаторской кампании объяснять, почему он больше заботился о комфорте должников, чем о наполнении бюджета.

Другие новости