Горсовет ставит перед мэром вопрос о хозяине кладбищ

В горсовете обсуждается необходимость реорганизации муниципального участия в сфере похоронных услуг. Депутаты ждут решения мэра Анатолия Локтя, поскольку его подчинённые с 2015 года не смогли справиться с наведением порядка на кладбищах.

8 февраля на официальном сайте мэрии появилась новость под броским заголовком «Уважаемые новосибирцы! Будьте осторожны, остерегайтесь мошенников!» о том, что на территории города участились случаи навязывания ритуальных услуг недобросовестными организациями. В этой связи управление потребительского рынка рекомендует всем, у кого случилось несчастье, обращаться в любое ритуальные агентство либо в справочную службу муниципального казённого учреждения «Ритуальные услуги». Кроме того, в этом же МКУ можно воспользоваться правом на бесплатное погребение. Новость, растиражированная местными СМИ, содержит телефон и адрес учреждения – Потанинская 42/1.

Проблема «чёрных агентов» и навязывания услуг при организации похорон не нова. Почему управление под руководством Виталия Витухина именно сейчас вдруг взялось рекламировать подведомственное МКУ? Возможно, потому, что 5 февраля председатель комиссии горсовета по научно-производственному развитию Игорь Салов направил мэру письмо с предложением ликвидировать «Ритуальные услуги».

Как следует из письма, с 2015 года члены комиссии ежемесячно слушают отчёты руководства МКУ (в основном, в лице директора Андрея Авдюнина) и потому на сегодняшний день сложилось мнение, что ряд важных проблем ритуальной сферы могут так и остаться нерешёнными, несмотря на ежегодное финансирование в объёме более 100 млн рублей. Один из постоянных вопросов, обсуждаемых на отчётах, касается коммерческих услуг для граждан на кладбищах. МКУ собственной хозяйственной деятельности как бы не ведёт, сдавая при этом имущество кладбищ вместе с прилегающими территориями в аренду предпринимателям, услуги которых не регламентируются ни по цене, ни по качеству. На кладбищах, по сути, идёт скрытая продажа земли посредством установки оград и бордюров. За это удобство граждане платят, в среднем, по 25 тысяч рублей частным компаниям, которые доходами с бюджетом не делятся. «Таким образом, МКУ «Ритуальные услуги» создаёт все условия для извлечения прибыли на территории кладбищ третьими лицами», – констатирует Салов в письме Локтю. При этом МКУ «не прилагает никаких усилий для того, чтобы компенсировать затраты, которые несёт город по содержанию самого МКУ и собственно кладбищ, а ритуальные услуги, предусмотренные муниципальным заданием, учреждение выполняет далеко не надлежащим образом и не надлежащего качества».

«Комиссия вновь обращает внимание на деятельность учреждения МКУ «Ритуальные услуги» и констатирует тот факт, что за прошедший период времени планируемые мероприятия не выполнены, а качество муниципальных услуг не улучшено»,– пишет Салов. В отсутствие улучшений депутаты отмечают явные недостатки. Так, например, вместо запланированной оптимизации фонда оплаты труда произошло перераспределение, из-за которого зарплата руководства выросла на 20%. Давно обещанная электронная база данных о захоронениях, оплаченная из бюджета, по-прежнему недоступна для граждан. МКУ выступило инициатором продажи имущества, переданного муниципалитетом для исполнения уставных функций, вместо того, чтобы передать его для распоряжения собственнику – мэрии Новосибирска. Причём на льготных условиях в пользу ООО с похожим названием – «Ритуальное хозяйство». «Территории кладбищ не размежёваны, земельные участки городских кладбищ используются не эффективно, с нарушениями, захламляются, на кладбищах возникают несанкционированные свалки, за недоработку руководителя МКУ увольняют рабочих и смотрителей», – сказано в письме.

Также в депутатском письме отмечено, что по информации от граждан, на кладбищах не прекратились поборы и взяточничество, и уточняет: «Схема поборов за лучшее место захоронения основана на незаконном делегировании смотрителями (директорами) кладбищ своих административно-распорядительных полномочий, что позволяет им избежать уголовной ответственности».

По информации мэрии, бюджет МКУ составляет 110-120 млн в год, и это, по мнению председателя депутатской комиссии, позволяет сделать вывод о неэффективном расходовании средств и рассмотреть вопрос о сокращении бюджетных трат путём ликвидации учреждения. Депутат ссылается на опыт Кемерово и Хабаровска, показывающий нецелесообразность существования такого МКУ. «Административные изменения должны коснуться полномочий по отведению земельных участков и инвентаризации земель кладбищ от МКУ «Ритуальные услуги» в управление потребительского рынка мэрии города Новосибирска, а так же приведение в соответствие с федеральным законодательством ситуации с принадлежностью земли кладбищ муниципалитету», – утверждается в письме мэру.

Возвращаясь к новости, опубликованной на сайте мэрии, отметим, что по адресу Потанинская 42/1, помимо МКУ «Ритуальные услуги» также расположен офис уже упомянутой компании ООО «Ритуальное хозяйство». И человеку с улицы бывает сложно разобраться, где ему предлагают муниципальные услуги, а где частные. Точно также ООО «Ритуальное хозяйство» присутствует при домах смотрителей на кладбищах. И непонятно, кто там, в большей степени, чувствует себя хозяевами – представители частного бизнеса, обосновавшиеся прочно, или ставленники МКУ, которых перемещают с одного кладбища на другое.

Антимонопольная служба уже предъявляла претензии МКУ по поводу коммерческих услуг. Депутаты в курсе расследования УФАС, и их эта ситуация смущает. Управление потребительского рынка тоже в курсе, но Витухина ситуация, по-видимому, не смущает. Иначе как объяснить, что мэрия фактически рекламирует адрес частной похоронной конторы и способствует её росту под покровительством муниципального учреждения?

Поэтому в горсовете говорят, что вопрос о ликвидации МКУ может быть полумерой. Если управление потребительского рынка не в состоянии годами решить проблемные вопросы в ритуальной сфере, может быть поднят вопрос о её передаче в ведение другого структурного подразделения мэрии. В частности, обсуждается идея о переводе из вертикали первого вице-мэра Геннадия Захарова под управление вице-мэра по городскому хозяйству Данияра Сафиуллина. На этот счёт тоже есть иногородний опыт. Часть ритуальной сферы, находящаяся «над землёй», относится к бытовым услугам. А тем, что «под землёй», в обычной российской практике распоряжаются департаменты и министерства жилищно-коммунального хозяйства. Новосибирск выделяется тем, что здесь эта сфера относится к департаменту промышленности, инноваций и предпринимательства. Потому, может, и предпринимательство на кладбищах цветёт так, что гражданам официально советуют остерегаться мошенников.

Другие новости