ФСБ провела в НИИТО операцию по удалению директора

Уголовное расследование в НИИТО кажется новой серией «дела врачей», стартовавшего в 2015 году с арестов в Новосибирской горбольнице №1. Разница в размере финансовых потоков, за которые пойдёт борьба после задержания главврача института Михаила Садового.

В деловой и политической тусовке частая тема для неформальных дискуссий это информационная стратегия подследственного – как нужно вести себя в публичной плоскости, оказываясь фигурантом уголовного дела? Одни считают правильным «уйти с радаров», исключив общение с прессой, в надежде, что непублично проблема может рассосаться чуть ли не сама по себе. Другие, напротив, убеждают, что самая эффективная защита в максимальной гласности. Однозначного ответа существующая практика не даёт. Развитие событий в НИИТО показывает, что в непубличной игре по правилам, удобным следствию, наивно рассчитывать на выигрыш.

Слухи о повышенном интересе ФСБ к НИИТО появились в начале декабря. Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии по форме собственности является федеральным государственным бюджетным учреждением, в прямом подчинении минздрава России. Но в местных околомедицинских кругах существует давнее понятие «Группа компаний НИИТО». Вокруг института под руководством Михаила Садового государственные и частные интересы переплетены довольно хитро. В массах НИИТО известна, как одна из самых успешных и востребованных новосибирских клиник. Во властных кругах в последние годы институт считают основой Новосибирского медтехнопарка, привычно упоминаемого в ряду инновационных проектов с Академпарком и Биотехнопарком. Где там заканчивается государственное и начинается частное – загадка. Возможно, именно она и привлекла внимание следователей.

Первые аресты в НИИТО прошли в начале декабря. В СИЗО оказались две сотрудницы, на показания которых очень рассчитывало следствие. Интерес следователей касался сферы закупок НИИТО. Участники процесса пришли к неформальной договорённости держать ситуацию в секрете. Кому на руку огласка? Это же скандал. При этом кто-то поддерживал у Садового уверенность, что недоразумения разрешатся, и лично его беда обойдёт стороной. Ведь Михаил Анатольевич и НИИТО это как одно целое. Садовой пришёл туда младшим научным сотрудником в 1984 году, а последние 15 лет возглавлял учреждение. Стараниями Садового построен медтехнопарк, известный на федеральном уровне. Здесь бывали премьер-министр Дмитрий Медведев и министр здравоохранения Вероника Скворцова. В конце января во время визита в Новосибирск вице-премьер Аркадий Дворкович одобрил развитие медтехнопарка, как одного из проектов программы реиндустриализации экономики Новосибирской области.

Помимо медицинских и административных регалий, Садовой обладал статусом члена регионального политсовета «Единой России». Нет сомнений, что после ареста подчинённых директор НИИТО напряг свои связи, чтобы разобраться в ситуации и найти выход. Началась чехарда с меняющимися адвокатами и советниками. В окружении Садового появились новые люди, связанные с действующими и бывшими силовиками. Ряд руководителей в институте были уволены или отстранены от дел.

Показательная интрига, уже отражённая в СМИ, развернулась вокруг Сергея Поскочина. Юридически он индивидуальный предприниматель, возглавлявший автономную некоммерческую организацию «Клиника травматологии, ортопедии и нейрохирургии НИИТО». По факту же он один из руководителей «группы компаний НИИТО», до недавнего времени входил в число ближайших сподвижников Садового. Следователи установили, что Поскочин является членом секты «Свидетели Иеговы», внесённой в реестр экстремистских организаций и запрещённых в России. Правда, запрет вступил в силу меньше года назад, поэтому сложно судить о масштабе криминала в этой истории. Тем не менее, с медийной точки зрения «экстремизм» Поскочина привлекает повышенное внимание. Возможно, кто-то в окружении Садового посчитал, что головы высокопоставленного сектанта следствию будет достаточно.

Тем не менее, директора НИИТО задержали. Михаил Анатольевич помещён под домашний арест. Пока ему инкриминируют растрату. Источники ЦДЖ утверждают, что повод для возбуждения дела по статье 160 нашли в неких вольностях с деньгами премиального фонда. Но это может быть лишь началом долгой истории. Приказ об увольнении Садового с поста директора НИИТО министр Скворцова подписала ещё на прошлой неделе, накануне ареста (не задним ли числом?). 20 февраля членство Садового в ЕР было официально приостановлено региональным политсоветом на период следствия.

Насколько долгой может оказаться история и куда она заведёт? По-прежнему многое зависит от стратегии защиты. «Дело врачей», как идея, витает в силовых структурах не первый год. Закупки лекарств и оборудования кажутся силовикам благодатными охотничьими угодьями. Осенью 2015 года в Новосибирске громыхнуло дело о злоупотреблениях при закупке лекарств на горбольнице. В СИЗО попали несколько лиц, включая сына главврача Вадима Коваленко Андрея. Несколько месяцев спустя за решёткой оказался и сам Вадим Фёдорович. Аресты вызвали панику в медицинских кругах. Источники ЦДЖ рассказывали, что руководство больниц требовало объяснений от минздрава, поскольку аналогичные обвинения могли предъявить и другим руководителям медучреждений – на горбольнице покупали лекарства так же, как и везде.

И вот прошло уже больше двух лет. Дело по горбольнице продолжается. Фигуранты сидят по домам. Сторона обвинения в суд не спешит. Оказалось, что доказать сговор по завышению цен на лекарства при системе открытых для всех желающих электронных торгов не так просто. Однако интерес к сфере здравоохранения у силовиков по-прежнему высок, и дело в НИИТО лишь одно из тех свидетельств. Ждём развития событий в НИИПК имени Мешалкина. В январе Федеральная антимонопольная служба возбудило дело о картельном сговоре при поставке медикаментов в клинику на сумму более 500 млн рублей. 21 февраля ФАС установила факт сговора, решается вопрос о наказании. По сведениям ЦДЖ, правоохранительные органы уже включились и в эту историю.

Другие новости