Недостойный сервис, невозвратные долги

К концу года группа компаний «Дискус» Алексея Джулая столкнулась с серьёзной попыткой принуждения работать по общим для рынка правилам. Госжилинспекция поддержала СГК в конфликте с УК «Достойный сервис» на Плющихинском жилмассиве.

Прецедент важен тем, что компании Джулая должны много кому, но основные кредиторы, в основном, удивительно пассивны по части взыскания. Мэрия Новосибирска оберегает покой крупного застройщика, скрывая от общественности информацию о размере долгов компаний «Дискуса» за аренду земли. Муниципальный «Горводоканал» воздерживается от энергичных действий, побуждающих срочно рассчитаться по накопленной задолженности, сохраняя свободным доступ к своим ресурсам. Государственные контролирующие структуры закрывают глаза, в том числе, допуская массовое проживание людей в недостроенных «Дискусом» домах. В совокупности такая экономия на расчётах с поставщиками и на недоделках в строительстве даёт Джулаю большую фору перед большинством застройщиков, которым остаётся лишь возмущаться ресурсами конкурента, позволяющими держать цены на уровне демпинга.

Раньше энергетики точно также позволяли компаниям Алексея Юрьевича накапливать долг. Но весной «СИБЭКО» перешла в собственность «Сибирской генерирующей компании». У новых владельцев обнаружился иммунитет к загадочным флюидам, усыпляющим активность прочих крупных кредиторов «Дискуса». Теперь «СИБЭКО» высуживает у компаний Джулая старую задолженность. А чтобы исключить появление новой, с октября переводит на прямые договоры по теплоснабжению жителей жилмассива «Плющихнский», которых обслуживает входящая в империю депутата управляющая компания «Достойный сервис».

Трудно выпустить из рук живые деньги, которые 40 тысяч человек ежемесячно платят за тепло. Поэтому энергетики встречают активное противодействие. В том числе, препятствия в доступе к общедомовым приборам учёта тепла. Ввод приборов необходим, чтобы выставлять людям счета по фактическому потреблению. Иначе приходится считать по нормативу, что выходит дороже для граждан. А людей и без того изрядно посбивали с толку, потому как с ноября жители «Плющихинского» стали получать по два счёта за тепло – один от «СИБЭКО», другой от управляющей компании.

По сведениям руководителя фонда защиты прав потребителей «Гражданский патруль» Ростислава Антонова, мониторящего ситуацию на «Плющихинском», в Государственную жилищную инспекцию Новосибирской области поступили уже более 50 жалоб жителей микрорайона на двойные счета, и по каждому обращению УК отозвала свои квитанции. На третий месяц развития конфликта ГЖИ наконец-то проверила деятельность «Достойного сервиса». Итогом стало требование обеспечить ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учёта. Причём их ввод в эксплуатацию должен быть осуществлён при обязательном участии ресурсоснабжающей организации. То есть, «СИБЭКО». Энергетики обещают в кратчайшие сроки приступить к допуску приборов для коммерческих расчётов. Разумеется, при содействии со стороны УК. В итоге нарушения интересов жителей Плющихинского жилмассива должны быть исключены.

Но где гарантии добросовестного поведения «управляшки»? 19 декабря на встрече общественников с руководством новосибирского филиала СГК Антонов спросил, нет ли уголовного состава в действиях УК, препятствующей прямым расчётам граждан с энергетиками. Директор филиала Андрей Колмаков предложил общественнику переадресовать этот вопрос в правоохранительные органы. Прокуратура уже в курсе, но пока воздерживается от публичных действий. Загадочные флюиды «Дискуса», оказывающие подозрительный седативный эффект, всё же очень сильны. Не потому ли бездействуют и другие правоохранительные структуры?

В неформальных беседах государевы люди утверждают, что компании Джулая пользуются негласными преференциями из-за того, что есть страх повредить и без того непрочное положение застройщика. Привилегированное положение держится на большом количестве дольщиков, купивших квартиры в домах разной степени готовности. В том числе, обжитых, но не сданных в эксплуатацию. Особое отношение к одному застройщику ломает весь рынок и портит картину для подавляющего большинства застройщиков, вынужденных платить по счетам и конкурировать с неадекватно низкими ценами «Дискуса». Заложников в такой ситуации становится всё больше. Кроме покупателей недостроенных квартир, из-за долгов перед поставщиками ресурсов под угрозой оказались также оказались интересы жителей домов, обслуживаемых «Достойным сервисом». Практика показывает, что на коммерческие структуры с прозрачными договорными отношениями (как в случае с СГК), морок флюидов «Дискуса» не действует. Может, в 2019 году государственные и муниципальные структуры посмотрят на ситуацию более взвешенно?