В заксобрании прицениваются к тарифу на проезд

Впервые с 2015 года новосибирские власти обсуждают пересмотр платы за общественный транспорт. Ключевой инстанцией для решения вопроса стало заксобрание: депутаты ждут адекватный расчёт тарифа к 1 ноября.

17 октября на заседании комитета по транспортной, промышленной и информационной политике тему транспортных тарифов несколько раз называли политическим вопросом. С 2015 года стоимость проезда в общественном транспорте оставалась неизменной из-за следующих друг за другом предвыборных кампаний. Выбирали местных депутатов, Государственную Думу, Президента, губернатора. Марафон продолжается – в будущем году предстоит избрать мэра областной столицы, а следом уже вновь выборы в заксобрание и горсовет. У региональных властей нет возможностей обнулять ежегодную индексацию тарифов в жилищно-коммунальной сфере, поскольку это регулируется федеральным законодательством. А ресурс для сдерживания транспортных тарифов есть. Особенно в условиях, когда на то есть объективные причины. Председатель комитета Фёдор Николаев считает, что для справедливого решения нужно вернуть вопрос из политической плоскости в экономическую.

Споры между частными перевозчиками и областным департаментом по тарифам несколько лет упирались в проблему обоснования затрат. Чиновники требовали от предпринимателей доказательств реальных расходов на зарплату. Подоплёка проблемы в том, что вознаграждение водителям, кондукторам и обслуживающему персоналу во многих случаях платили в конвертах. Тем самым перевозчики сами себя наказывали, поскольку на этом основании регулятор отказывал в повышении тарифов.

Но за три года неизменных тарифов экономическая ситуация в целом изменилась настолько, что споры о зарплате утратили актуальность на фоне подорожания топлива. В принципе, много что существенно подорожало, но проблема дорогого горючего на сегодняшний день ключевая, и именно из-за неё обострился вопрос по величине тарифа.

Губернатор Андрей Травников и мэр Новосибирска Анатолий Локоть уже высказались в поддержку пересмотра тарифов. Вопрос, каким он должен быть, обсудили областные депутаты. В прессе уже звучали разные оценки. В том числе, что проезд якобы может подорожать чуть ли не в три раза единовременно. На самом деле ряд важных моментов остаются не прояснёнными. До внесения ясности депутаты считают разговоры о повышении, как минимум, преждевременными.

Формальным поводом для обсуждения на комитете под руководством Фёдора Николаева стало обращение «Транспортного союза Сибири» в поддержку повышения тарифов. Глава организации Валерий Новосёлов в качестве основного аргумента привёл подорожание солярки к зиме: отрасль готовится к новым ценам, прикидывая возможные убытки.

Профильные чиновники поддержали предложение повысить тарифы, оговариваясь, что необходимы и другие мероприятия для улучшения эффективности в сфере перевозок. Заместитель министра транспорта Новосибирской области Евгений Раков предложил дополнительно поработать над оптимизацией маршрутов и ввести учёт объёма пассажирских перевозок. Также чиновник предложил обдумать возвращение к лицензированию. Ему никто не возразил, поскольку тут всё в руках минтранса: сам предложил, сам и прорабатывай.

Вице-мэр по городскому хозяйству Новосибирска Данияр Сафиуллин посетовал на высокий износ пассажирского транспорта. Из его выступления следовало, что муниципальных мер поддержки отрасли, в целом, довольно результативных, всё же не хватает, поэтому тарифы нужно повышать. «Мы экономический вопрос превратили в вопрос политический – у нас на самом деле идёт ежегодная индексация тарифа на тепловую энергию, на электроэнергию, всё проходит совершенно спокойно», – отметил председатель комиссии по городскому хозяйству горсовета Игорь Кудин. Раков заявил, что минтранс ранее уже обращался в департамент по тарифам с просьбой ежегодно индексировать стоимость проезда на коэффициент-дефлятор. Забегая чуть вперёд, скажем, что комитет согласился с целесообразностью использовать дефлятор в будущем. Но корректирующий коэффициент должен применяться на основе бесспорных расчётов по так называемому базовому году. А расчётов этих, одинаково убедительных для всех депутатов, пока нет.

Заместитель руководителя департамента по тарифам Елена Марунченко заявила, что в 2015-2017 годах объективных причин для повышения тарифов не было. Сейчас департамент готовит экспертное заключение, на основании которого и будет рассчитан размер тарифа. Завершить эту работу Марунченко пообещала к концу октября. До того величину изменения тарифа она обсуждать отказалась. Николаев выразил надежду, что чиновники смогут профессионально проанализировать ситуацию и предложить адекватный тариф.

Проезд в новосибирских автобусах стоит 19 рублей, в троллейбусах и трамваях 18 рублей, в метро 20 рублей. Мэрия экспериментировала со скидками при безналичной оплате и в связанных единым маршрутом поездках, но существенного влияния на ситуацию они не оказали. «Я знаю за 38 лет ситуацию в отрасли. Она стала критической. 90% у нас сегодня немуниципальные перевозчики, и на них надо обращать внимание, – завил вице-спикер заксобрания Валерий Ильенко. – 60% у нас на сегодня износ подвижного состава у немуниципальных перевозчиков. Мы такой цифры не достигали за последние 10 лет. Мы куда идём?... И в город, и в область заложите компенсации выпадающих доходов. Мы тарифы не просим. Нет, не нужно тарифы поднимать». Ильенко добавил, что сейчас все перевозчики вынуждены работать по «тёмным схемам», поэтому регулятор до сих пор не может дать достоверного обоснования тарифов. «У нас нет в мире недотационного пассажирского транспорта. Он везде дотируется, а мы хотим что-то сделать. Объясните мне, пожалуйста, 39 рублей себестоимость, а мы разговор ведём о 22-х рублях. А на чём ездить-то собрались? А прогноз на солярку 60 рублей в ближайшие два месяца», – заявил вице-спикер.

По данным мэрии, себестоимость проезда отличается у разных предприятий и составляет от 25 до 39 рублей. Председатель транспортного комитета отметил этот разброс как фактор, требующий особой точности при сведении данных к единому тарифу. «Самое главное, о чём ещё раз хочу напомнить депутатам горсовета и заксобрания – о том, чтобы предусмотреть выпадающие доходы для льготных категорий граждан», – подчеркнул Николаев. Настроение депутатов подсказывает, что они не согласны с неизбежностью повышения тарифов и ждут к 1 ноября расчёты профильного департамента для анализа.

Другие новости