Проекты губернатора оцифровали в бюджете

Правительство региона утвердило проект бюджета 2019-2021, со следующей недели к работе с документом приступит Законодательное собрание. Планы по расходам сохранили социальную направленность и разрослись за счёт масштабных инвестпроектов.

В октябре прошлого года Андрею Травникову пришлось включаться в работу над бюджетом-2018 сразу после назначения в Новосибирскую область. Тогда было не до корректирования стратегий – нужно было уложиться в сроки формирования финансового плана на год. Работа над бюджетом-2019 велась в совершенно другом режиме. Документ стал следствием предвыборной программы нового губернатора и первым финансовым отражением постулатов стратегии развития «Сибирское лидерство».

Великих чудес и мечтаний в проекте бюджета нет. Даже напротив, рост доходов и расходов спланирован достаточно консервативно, чтобы попутно сокращать текущий долговой портфель региона, вместо того, чтобы наращивать его. Рост собственных доходов в 2019 году ожидается почти на 10,7 млрд рублей. В первую очередь, об этом говорит прогноз по стратегии социально-экономического развития Новосибирской области. Кроме того, учтены изменения в части распределения налоговых и акцизных поступлений, а также перемены в конъюнктурных отраслях. Таким образом, собственные доходы бюджета в 2019 году на 9% превысят нынешние и достигнут 128,8 млрд рублей.

Федеральные трансферты ожидаются в размере 18,758 млрд рублей. В общем, несколько ниже, чем в 2018-м. Но по ряду направлений есть увеличение. Так, например, вырастет до 5,8 млрд рублей дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности. Дотация на компенсацию роста зарплат бюджетников останется неизменной. Некоторые субвенции в федеральном плане отсутствуют. Впрочем, представляя правительству проект, вице-премьер и министр финансов Виталий Голубенко отметил, что на сегодняшний день невозможно точно оценить предполагаемые поступления из Москвы, поскольку федеральный бюджет ещё не принят, и распределение средств внутри статей будет существенно меняться к третьему чтению. Тем не менее, уже известно, что на строительство новой спортивной арены придёт 300 млн рублей, на перинатальный центр 519,6 млн, на волейбольный центр 280 млн. Обозначенные в предвыборный период проекты Травникова получили финансовую основу.

В целом доходы достигнут 147,5 млрд рублей. Расходная часть в проекте бюджета составляет 151,4 млрд рублей, включая переходящие остатки 2018 года. 87% расходов приходится на приоритетные направления, по каждому из которых запланирован рост. На первом плане исполнение «майских указов» в части увеличения зарплат и социальной поддержки. Запланирован рост расходов на дороги и транспортное обслуживание населения. 2,2 млрд рублей заложено на строительство Центрального моста, в ожидании, что в 2019 году Росавтодор выделит грант для реализации соответствующего концессионного соглашения. Расходы в размере 1,1 млрд запланированы на дорожно-транспортную инфраструктуру вокруг нового ЛДС. Балансировать бюджет будет резервный фонд областного правительства в размере 3 млрд рублей.

Крупнейшими бюджетополучателями остаются министерства образования, здравоохранения, труда и социального развития. Таким образом, сохраняется социальный характер бюджета, ставший привычным с 2014 года. Вместе с тем, в бюджете чётко видны контуры некоторых масштабных проектов, заявленных губернатором к реализации на ближайшие годы. В первом представлении речь идёт о софинансировании вместе с Москвой.

Вопрос финансирования проекта «Академгородок 2.0» пока открыт. Программа реализации, разработанная по поручению Владимира Путина, на прошлой неделе представлена главе государства. Дальнейшее зависит от реакции Президента.

Пропорции софинансирования по уже определённым проектам (ЛДС, перинатальный центр, волейбольный центр) могут меняться. Например, на сегодняшний день по ситуации с подготовкой к молодёжному чемпионату мира по хоккею-2023 в столице созрело решение лишь по новой арене. А инфраструктура должна появиться будто бы сама собой. Из-за этого в целом по проекту пока намечается перекос в софинансировании в сторону регионального бюджета. Но чиновники уверены, что в будущем баланс выправится. К примеру, для достройки перинатального центра софинансирование из областного бюджета составит лишь 22%.

Почти в два раза планируется увеличить расходы министерства строительства на софинансирование строительства школ и детских садов, на развитие здравоохранения и содействие ипотечному кредитованию (читай – поддержку строительной отрасли). В четыре раза вырастут расходы на укрепление материальной базы областного здравоохранения и закупку медикаментов. В плане на 2019 год 618 млн зафиксировано на концессионное соглашение по строительству новых новосибирских поликлиник. Планируется увеличение и по образовательным расходам.

Голубенко отметил запланированный рост перечислений муниципалитетам Новосибирской области. Вместе с тем, известный вопрос по распределению поступлений от налога на доходы физических лиц и упрощённой системы налогообложения остаётся дискуссионным. По словам главы минфина, ситуацию осложняет высокая степень неопределённости по нагрузке, которая ляжет на бюджет региона из-за указа Президента №204 и существенно повлияет на финансовые возможности.

Возможности в любом случае пока не поспевают за потребностями, но увеличивать госдолг нельзя. Задача на ближайшие три года сократить долговую нагрузку относительно собственных доходов с 44,2% до 32%, а также минимизировать расходы на обслуживание. Известный путь – замещать коммерческие кредиты бюджетными. В этой части очень пригодится лоббистский ресурс Травникова для работы с федеральными властями, которые не каждому региону идут навстречу в вопросе рефинансирования. В плюс Новосибирской области играет запланированный рост – Москва поощряет развивающихся. Проект бюджета, свёрстанный под программу губернатора, балансирует между вложениями в человеческий капитал и в социально значимую инфраструктуру. Теперь своё слово должны сказать депутаты.