Приключения сибирских дорожников в Тавриде

Напрасно Андрея Ксензова ждут на выборы мэра. Новосибирский экспат ещё посидит в Крыму. Либо в кресле одного из руководителей укрупнённого министерства транспорта республики, либо в СИЗО, куда заехали уже два десятка чиновников, связанных с дорогами.

17 октября в Москве по обвинению «в систематическом получении взяток» был арестован вице-премьер Крыма Виталий Нахлупин. Одновременно были задержаны около двух десятков бывших и нынешних республиканских чиновников, включая Валентина Дукорского, в недавнем прошлом исполнявшего обязанности замминистра транспорта, и заместителя председателя комитета конкурентной политики Ярослава Сливку. Известно, что обвинения связаны с тендерами и строительством республиканских трасс, в том числе, с соответствующими федеральными целевыми программами.

А 24 октября глава Крыма Сергей Аксёнов опубликовал указ о реорганизации минтранса путём присоединения комитета дорожного хозяйства. Для ликвидации комитета создана специальная комиссия во главе с Андреем Ксензовым, занимавшим до сих пор пост начальника управления организации дорожного хозяйства комдорхоза. Андрей Евгеньевич остался в обойме. Но непонятно, надолго ли.

До марта 2017 года Ксензов работал начальником новосибирского метрополитена. Эту должность он получил как отступное за уход с поста первого вице-мэра. Анатолий Локоть последовательно отодвигал своего сподвижника, снявшегося с выборов мэра весной 2014 года и облегчившего тем самым победу кандидату от КПРФ. В итоге Ксензов был уволен за злоупотребления, якобы связанные с начислением себе зарплаты. Андрей Евгеньевич пытался посудиться, но безуспешно. С областным правительством его увольнение было согласовано, и поддержки от команды губернатора Владимира Городецкого Ксензову ждать не пришлось. В регионе ему было нечем заняться.

Опальный чиновник перебрался в Крым, где полным ходом разворачивалось масштабное строительство дорог. Для Ксензова это очень близкая тема. В качестве руководителя главного управления благоустройства и озеленения мэрии, а позже в качестве вице-мэра, он командовал новосибирским дорожным хозяйством, непосредственно взаимодействуя с подрядчиками. В том числе, с компаниями Андрея Мороцкого. Который, по совпадению, получил в Крыму крупный контракт. Его компания «Сибавтобан» взялась строить обход Симферополя.

Поначалу Ксензов получил должность советника председателя комдорхоза, позже возглавил управление организации дорожного хозяйства. Ещё один сибиряк, бывший руководитель департамента дорожного строительства и благоустройства Томска Алексей Сафронов дослужился в Крыму до начальника ГКУ «Служба автомобильных дорог Республики Крым». 30 августа республиканское УФСБ сообщило о возбуждении уголовного дела против Сафронова за использование подложного документа при трудоустройстве в ГКУ. После этого чиновник уволился по собственному желанию. Его предшественник Игорь Кравченко ушёл в отставку 9 января после скандала вокруг новогоднего отдыха с невестой, которая опубликовала в «Инстаграме» совместные фото в престижном ялтинском отеле и хвасталась перед подписчиками дорогими подарками.

«Украл – выпил – в тюрьму» – романтику «джентльменов удачи» невольно вспоминаешь, читая статистику про взлёты и падения крымских чиновников. Очередной министр транспорта сменился в республике 13 сентября, причём Аксёнов назвал уход Юрия Овсянникова по собственному желанию «одним из немногих правильных решений». Овсянников успел поработать всего лишь четыре месяца. И он был уже шестым главой минтранса за время, прошедшее с присоединения Крыма. Седьмым, по сведениям крымских СМИ, станет Сергей Карпов, непосредственный начальник Ксензова, председатель республиканского комдорхоза.

Карпов представляет конкурирующую с сибиряками питерскую группу. На пост главы комдорхоза он был назначен в ноябре 2017 года. Карпов считается лоббистом компаний «Центрдорстрой» и «ВАД» из Санкт-Петербурга, успешно осваивающих заказы в Крыму. «Сибавтобан» на фоне активности конкурентов не смог сдать в плановый срок симферопольский обход. Из-за того, что на пути строительства трассы оказалась страусиная ферма, срок сдачи перенесли с 31 августа на конец нынешнего года.

Какая позиция будет к тому времени у Ксензова? В политических кругах Новосибирска кое-кто скучает по Андрею Евгеньевичу и даже ждёт его возвращения к очередным выборам мэра. Трудно представить чиновника-изгоя вновь в роли кандидата. Однако он мог бы усилить команду кого-то из соперников Локтя благодаря хорошему знанию городского хозяйства и аргументами для прицельной критики бывшего шефа. Но сейчас, после очередной силовой перезагрузки республиканского дорожно-транспортного блока, сценарий возвращения Ксензова просматривается хуже, чем прежде. Турбулентность – естественное состояние крымской госслужбы, поэтому прогнозы бесполезны. С одинаковой вероятностью чиновника может подбросить верх или выбросить на обочину, что ещё не худший вариант, судя по массовым арестам.