Депутаты потренировались на лесхозах

Депутаты заксобрания впервые согласовали реорганизацию областных ГУП и АО после принятия резонансного закона об управлении госсобственностью. Особый интерес к вопросу связан с прошлогодним скандалом, стоившим должностей членам правительства.

В 2017 году перед уходом на летние каникулы Законодательное собрание разбиралось со странным контрактом по аренде на 49 лет огромного лесного массива (258 тысяч га) в Тогучинском районе. К удивлению депутатов, сделка была оценена в сумму менее 12 млн рублей и проведена в обход конкурсных и согласовательных процедур. Ещё большее удивление вызвало то, что первые лица правительства оказались не в курсе контракта, заключённого руководителем департамента лесного хозяйства Вячеславом Дубовицким. И тут же выяснилось что новоявленный арендатор – ООО «Тогучинский лесопромышленный комбинат» – связан с супругой Дубовицкого: директор компании до того руководил одним из юрлиц, где она была учредителем.

Обсуждение на сессии получилось весьма критическим по отношению к причастным чиновникам. Аннулирования контракта заксобранию было недостаточно. Необходимы были меры, гарантирующие, что в будущем такие истории не повторятся. Депутат Олег Сметанин предложил уволить Дубовицкого и отправить в отставку куратора – вице-премьера и министра сельского хозяйства Василия Пронькина. Однако по итогам дискуссии сошлись на том, что Дубовицкий увольняется, а Пронькин лишается статуса вице-премьера, но сохраняет министерский портфель.

История с Тогучинским лесом обострила сразу несколько проблем, над которыми в последующий год плотно работали депутаты. Во-первых, вскрылся пробел в регулировании лесной отрасли, входящей в число ключевых ресурсов региона. Во-вторых, инцидент ещё раз, но с новой стороны, заставил задуматься о механизме ответственности за управление областной собственностью. В-третьих, снова под вопросом оказалась эффективность коммуникаций как между заксобранием и правительством, так и внутри исполнительной власти. Регламенты согласований, казавшиеся очевидными и обязательными, на практике были легко обойдены.

В сфере лесного хозяйства вскоре последовала реорганизация. На основе профильного департамента было создано министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области. Его возглавил глава Сузунского района Александр Дубовицкий, хорошо знакомый депутатам. О доверии к нему со стороны нового губернатора Андрея Травникова и заксобрания можно судить по свежему назначению: в обновлённом правительстве Дубовицкий стал вице-губернатором, ответственным за развитие сельских территорий.

В решении проблемных вопросов управления областными активами и эффективностью коммуникаций между ветвями и органами власти требовался более масштабный подход. В первом полугодии 2018 заксобрание разработало и приняло закон об управлении и распоряжении госсобственностью. Некоторые комментаторы усматривали в депутатской инициативе чуть ли не попытку политического переворота, коль скоро новый закон дал бы законодателям возможность ставить палки в колёса хозяйственной деятельности правительства и принадлежащих региону предприятий. Однако Травников инициативу депутатов поддержал, высказавшись в поддержку создания нового механизма контроля.

За основу был взят опыт регионов, где исполнительная и законодательная власти уже давно вместе ищут наиболее выгодные и эффективные способы распоряжения госсобственностью во всех её проявлениях. Оказалось, что такая практика в России наработана уже в большом объёме. В том числе, и в сибирских регионах. Между первым и вторым чтениями в закон были внесены поправки, предложенные прокуратурой и правительством, с тем, чтобы формулировки чётко соответствовали требованиям федерального законодательства. Дух закона, по мнению руководства заксобрания, остался неизменным.

Главное, чего добивались депутаты, было связано с обязательным и своевременным информированием о планируемых сделках и контрактах, способных существенно сказаться на доходах региона и бюджетных обязательствах. Если уж законодательная власть разделяет ответственность за социально-экономическое положение области вместе с исполнительной, процесс должен обходиться без сюрпризов – на этом настаивали представители заксобрания.

Закон вступил в силу 6 июля. 9 октября на заседании комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям депутаты закрыли сразу два гештальта. Во-первых, исполняющий обязанности министра природных ресурсов и экологии Евгений Рыжков рассказал о реализации мер по повышению эффективности лесной отрасли, разрабатывать которые власти взялись после той самой истории с Тогучинским лесом. Во-вторых, следующие шаги правительства были согласованы с комитетом в соответствии принципам, заложенным в закон о госсобственности.

Речь шла о судьбе лесхозов. Утверждённая рабочей группой концепция предусматривает реорганизацию существующей системы путём преобразования лесхозов из ГУП и АО в государственные автономные учреждения. «Единственный возможный правовой механизм такой реорганизации – ликвидация и создание на базе имущественного комплекса ликвидируемых обществ государственных автономных учреждений», – заявил Рыжков. Реорганизация лесхозов упростит процедуру наделения их правом выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов, с одновременной продажей лесных насаждений. Преобразования планируется провести после стабилизации финансово-экономического состояния предприятий, поскольку почти все они убыточны. Реорганизация может исправить ситуацию. «В рамках изменения лесного законодательства лесхозы получат дополнительные полномочия: у них будет возможность заниматься рубкой спелой древесины, что должно улучшить их финансовое положение. Надеемся, что государственные предприятия лесной отрасли станут рентабельными», – сообщил глава комитета Олег Подойма.

Год назад обсуждение этого вопроса могло вызвать бурную дискуссию, а сейчас его решили в рабочем порядке. Может быть, на повестке был не самый масштабный повод. Но опыт и раньше показывал, что предварительная проработка решения без подводных камней и внезапных нюансов позволяют спокойно закрывать темы с потенциалом масштабного резонанса. Теперь заксобрание и правительство нарабатывают собственную практику управления госсобственностью по новому закону, которая впоследствии может использоваться другими регионами.

Другие новости