Зачётный период Травникова

Первые 100 дней Андрея Травникова на посту врио губернатора Новосибирской области обещают региону старт масштабных инвестиционных проектов на контрасте с бесплодными спорами, в которых власти провели большую часть 2017-го.

100 дней считается рубежом, после которого можно анализировать и критиковать работу нового руководителя. Для Травникова этот срок формально истёк на выходных. Но возможности освоиться на посту высшего должностного лица региона без оценок со стороны у него не было. Сразу после назначения Андрей Александрович оказался в центре повышенного внимания. Каждый его шаг, каждая встреча, каждое заявление фиксировали, изучали, анализировали и публично комментировали. Новосибирские политики, журналисты, общественники пристально вглядывались в незнакомого руководителя, присланного из другого региона – и не стеснялись в оценках. В том числе, публичных.

Травникову достался сложный фронт. К середине 2017 года управляемость в Новосибирской области можно было поставить под вопрос. В разных рейтингах и по ключевым социально-экономическим показателям регион держался на позициях лучше, чем в среднем по России. Но выдвинуться дальше середнякового рубежа не получалось. Губернатор Владимир Городецкий и правительство инициировали крупные инвестиционные проекты, в теории, ведущие к качественным переменам. Но условия и пути воплощения проектов встречали сопротивление общественности и коллег из других органов власти.

Причём сопротивление становилось дружней и крепче благодаря успехам в наступлении. Областная власть сдавала позиции, одну за другой. После решения об отмене повышения тарифов на воду и тепло на 15% в апреле 2017-го под вопросом оказались и прочие масштабные проекты правительства – Центральный мост, мусоросортировочные заводы, новая спортивная арена, сеть городских поликлиник. Если уж власть не смогла отстоять необходимость инвестиций в модернизацию теплосетей и «Горводоканала», то экономические модели концессий давали критикам ещё больше поводов для сомнений.

Следствием стал более серьёзный вопрос: если политическая и общественная элита Новосибирска не в состоянии консолидироваться для такого очевидно-позитивного проекта, как строительство нового стадиона, то можно ли рассчитывать на консолидацию усилий для организации выборов Президента? Травников оказался в роли антикризисного управляющего, которому для выполнения задачи нужно было одной рукой успокоить протестные настроения, а другой обеспечить продвижение проектов, стратегически важных для региона.

Первые 100 дней Травникова можно охарактеризовать одним словом – диалоги. С раннего утра до позднего вечера, без выходных врио губернатора встречался с лидерами мнений. Сначала чтобы выяснить точки зрения максимально широкого круга местных стейкхолдеров. Затем – чтобы донести свою. И на открытых совещаниях, и на личных встречах Травников прямо формулировал своё мнение. Даже в ущерб популярности. Так, например, Андрей Александрович говорил, что отмена концессии по строительству Центрального моста была бы выгодным популистским шагом, но лично он считает проект важным. Для накачки рейтинга врио губернатора, думающий о предстоящих выборах, мог бы просто выбросить за борт неоднозначные проекты предшественника, как непопулярный балласт. Травников же взялся искать компромиссы. И первые результаты показывают, что выбранный путь небезнадёжен.

Навстречу растущему запросу на открытое обсуждение проектов Травников начал внедрять новые форматы. Уже привычными стали собрания с участием областных и городских чиновников, депутатов разных уровней, экспертов, общественников. Врио губернатора научился работать с Законодательным собранием, областной Общественной палатой, региональными организациями ОНФ и «Единой России». Андрей Александрович добивается, чтобы дискуссии были не ради дискуссий (этим много грешили в 2017-м), а ради результата, с которым можно работать.

Благодаря выстроенным отношениям с разными центрами влияния, инициативы Травникова находят поддержку большинства участников обсуждения, и выглядят как производное консенсуса. Это не значит, что все довольны, но пока критики остаются в меньшинстве. Так было при обсуждении проекта Центрального моста перед подписанием концессионного соглашения. Так выглядит теперь ситуация с выбором площадки под строительство нового ледового дворца спорта. Следующие испытания – поиск выхода из тупика в решении проблемы утилизации отходов и перезагрузка проекта концессии по строительству семи поликлиник в Новосибирске. Нюансы обоих проектов должны проясниться в первом квартале, до президентских выборов.

На фоне работы над улучшением условий проектов, доставшихся в наследство, Травников намечает контуры собственных. Из объявленных планов по созданию Стратегии развития региона на срок до 2030 года видно, что главную ставку врио губернатора хочет сделать на науку и инновации. Не в теоретической, а в прикладной части, чтобы передовые разработки институтов СО РАН непосредственно отражались в производственных программах новосибирских предприятий. Поэтому Травников обособил под свой личный контроль управление науки и инновационной политики в областном правительстве. Впрочем, структурные изменения и перестановки в областной власти за 100 дней были точечными и деликатными. Глава региона двигается к президентским выборам, стараясь не будоражить лишний раз обидчивые новосибирские элиты.

18 марта станет следующей реперной точкой в новосибирской карьере Травникова, более чётко обозначающей его перспективы. До выборов Президента Андрей Александрович не хочет говорить о своих планах насчёт участия в губернаторских выборах. Кому-то это может показаться неискренним. Но такая позиция – дань уважения и приглашение к сотрудничеству новосибирским лидерам мнений, способным повлиять на явку и результат президентских выборов. Судя по тактике Травникова, можно предположить, что его выдвижение на пост губернатора тоже станет результатом широкого обсуждения, как некий общественно-политический консенсус. Первые 100 дней показали, что врио губернатора уже научился выигрывать на новосибирском поле большинством. Причём без прямой административной поддержки Кремля, которой бравируют некоторые его недавно назначенные коллеги в других регионах.