В дорожной отрасли накаты из-за прошлых дел

Областной Минтранс и Территориальное управление автодорог оказались под перекрёстным огнём критики общественников и Контрольно-счётной палаты. Есть ли здесь взаимосвязь с претензиями, которые ТУАД ранее выставил крупнейшим подрядчикам?

Деньги любят тишину – главный девиз новосибирской дорожной отрасли. Более десятка лет основные подряды на строительство, ремонт и содержание дорог распределяются без шума. Публичные конфликты и разбирательства в этой сфере происходили очень редко, в виде исключения. Основные игроки и регулирующие ведомства находили возможности избегать скандалов, договариваясь так, чтобы всем хватало для удовлетворения своих интересов. Крупнейшие подряды в регионе получали «Сибмост» и «Новосибирскавтодор», делившиеся субподрядами с коллегами меньшего калибра. Такой расклад был основан на взаимной политической поддержке: крупные игроки отрасли поддерживали «Единую Россию» и социальные проекты областной власти, которая, в свою очередь, благоволила спонсорам.

К концу 2017 года многолетний статус кво пошёл трещинами. Значительно ухудшилось экономическое положение «Сибмоста», что привело к срывам сроков работ по ряду областных объектов. Накопились претензии по подрядам, выигранным «Новосибирскавтодором». Обе компании во многом стали заложниками субподрядчиков, срывающих сроки или некачественно исполнявших свою работу. Но, как бы там ни было, это уже собственные проблемы генподрядчиков. Распорядителям бюджетных средств необходимо разбираться с теми, кому непосредственно перечислялись деньги.

В тихом и уютном мире дорожного строительства предпочли бы и здесь обойтись без резких движений и шумных разборок. В былых обстоятельствах ведомства постарались бы уладить разногласия с подрядчиками внутренней перепиской. Но осенью в ситуацию вмешались правоохранительные органы, пригрозившие чиновникам претензиями за отсутствие претензий по неотработанным госконтрактам. Сводка рассказывала, что после этого Территориальное управление автодорог Новосибирской области выставило «Сибмосту» претензии на 840 млн рублей. Также ТУАД заявил претензии к «Новосибирскавтодору» примерно на 400 млн.

После новогодних каникул начальник ТУАД Валерий Зарубин стал героем фильма, опубликованного в интернете общественным фондом «Мы против коррупции». Общественники заподозрили чиновника в конфликте интересов. Во время работы Зарубина на посту начальника главного управления благоустройства и озеленения мэрии фирма, якобы связанная с племянником Зарубина Антоном Кохановым получала контракты от ведомства. Кроме того, общественники усомнились в возможности начальника ТУАД оплатить легальными доходами коттедж, в котором он проживает (со слов соседей). А также напомнили, что супруга Зарубина была соучредителем компании «Автомоечный комплекс 6 секунд» вместе с Маргаритой Риттер, женой бизнесмена Александра Бойко, получившего от ТУАД контракты на 650 млн рублей.

Претензии общественников в основном связаны с периодом, когда Зарубин работал в городской структуре власти. На этой неделе появились более актуальные по времени вопросы. Контрольно-счётная палата Новосибирской области представила в Законодательном собрании результаты проверки бюджетных расходов на дорожную отрасль в 2016-2017 годах. Аудиторы выявили нарушения законодательства, связанные с ненадлежащим оформлением документов при строительстве объектов, а также с недостатком контроля за реализацией контрактов. Были приведены примеры неправомерного определения стоимости контрактов и изменения их существенных условий. «Ненадлежащие исполнения должностных обязанностей ответственными лицами ТУАД и администрации Новосибирского района в части непринятия необходимых мер к подрядным организациям, нарушившим обязательства, предусмотренные контрактами, свидетельствуют о наличии коррупционных рисков», – заявил аудитор КСП Валерий Алёхин.

Особо тревожно прозвучал вывод о незавершённости ряда контрактов по госпрограмме «Безопасные и качественные дороги», ставшей визитной карточкой отрасли в 2017-м. Уже идёт подготовка к торгам по объектам 2018 года. Только в Новосибирске дорожникам предстоит освоить миллиард. Но, по мнению КСП, ещё не сняты все вопросы по прошлогодним объектам.

Отчёт о проверке был представлен на заседании комитета по транспортной, промышленной и информационной политике заксобрания 23 января. Известно, что областной парламент является главным заказчиком КСП. У дорожных строителей в заксобрании внушительное представительство. В том числе, председатель профильного комитета Фёдор Николаев ещё недавно был гендиректором «Новосибирскавтодора», но сосредоточился на депутатской работе во избежание явного конфликта интересов.

Источник в Минтрансе считает, что критика против Зарубина может быть следствием вынужденной активности управления по работе с неисполненными контрактами. Но при этом часть нарушений в акте КСП связана как раз с недостаточно активной позицией ТУАД по взысканию неустойки с подрядчиков. Врио министра транспорта и дорожного комплекса Анатолий Костылевский в целом с выводами аудиторов не согласился. Депутаты из транспортного комитета отчёт приняли очень сдержанно. Можно даже сказать – поддержали чиновников.

Несмотря на это, критический акт КСП может использоваться в качестве дополнительного аргумента к претензиям общественников для стимулирования смены руководства минтранса и ТУАД. Момент кажется подходящим, поскольку новый руководитель региона Андрей Травников ещё формирует собственную команду. У кого-то из участников отрасли могут быть большие обиды на чиновников. Но не велики ли риски перезагрузки отношений, неизбежной в случае смены первых лиц?