Как Затулинка стала ядром новосибирского благоустройства

Страсти вокруг программы «Формирование комфортной городской среды» накаляются, но итог уже известен. Взволновавшие политиков и общественников проекты благоустройства будут утверждены к реализации благодаря однозначной позиции городской власти.

Неделю назад Сводка рассказала о назревшем в горсовете недовольстве по поводу распределения денег в программе формирования комфортной городской среды. Напомним, что федеральное софинансирование на сегодняшний день определено для четырёх проектов – реконструкции Михайловской набережной, благоустройства улицы Ленина вместе с частью площади, обустройства бульвара на Красном проспекте и создания масштабного дисперсного парка в Кировском районе. За последний проект и зацепились недовольные. Пять депутатов предложили мэру Анатолию Локтю пересмотреть план по реализации программы в пользу всех районов города – лучше каждому понемногу, чем одной Затулинке сразу 420 миллионов.

Обозначение проблемы вызвало большой резонанс. Источники в горсовете, в мэрии и в экспертном сообществе, причастные к работе над городской программой, в целом, и над проектом дисперсного парка, в частности, возмутились по поводу заявленных претензий. С точки зрения идеологов, благоустройство в Кировском районе на сегодняшний день самый проработанный и легитимный проект, имеющий полное право на приоритетное федеральное и муниципальное финансирование.

Кому-то покажется, что в этой истории много букв, но на самом деле мы двигаемся галопом по европам. Ещё в 2014 году по инициативе администрации Кировского района начался поиск проектов, способных улучшить качество жизни и предотвратить маргинализацию массово застраиваемых территорий. Собрали совещание, пригласили девелоперов, руководителей организаций, общественников и инициировали программу развития на базе объединенных общественных пространств. Девелоперы скинулись, наняли архитекторов и разработали концепт Затулинского дисперсного парка. Если коротко о концепции, то в том месте, где темно и масса пивных трудно оставаться на позитиве и конструктиве, особенно, если ты живешь в плотной застройке эконом-класса без социалки и транспорта. Для позитива решили создать единое «общественное культурное учреждение под открытым и закрытым небом», которое соединяло бы в себе функции и сервисы городской культуры в её широком и современном понимании, с участием учреждений всех форм собственности и граждан.

Подобная концепция не помешала бы многим городским территориям. Но покамест её приняли только в Кировке и представили в мэрию. Таким образом, в 2015 году Затулинский дисперсный парк попал в городскую программу озеленённых пространств как второе ядро, наряду с Центральным дисперсным парком. Кроме того, проект вошёл в программу депутатских наказов.

А в 2017 году парк стараниями «Единой России» попал в федеральный проект благоустройства дворов и общественных территорий. По методике этого проекта необходимо было составить реестр территорий, сделать паспорта, отголосовать с участием граждан, разработать проекты для победивших пространств, представить результаты разработки гражданам и общественным советам программы, которые были созданы прямо в момент её зарождения и при партии, и при мэрии Новосибирска, в которые вошли и городские, и областные депутаты, а также представители ведомств и представители территорий – в общем, проделать нехилую организационную работу. Тем временем концепция озеленения Новосибирска была утверждена мэром. Власти взялись за создание проектов развития отдельных зон и собственно дисперсных парков. Две территории Центрального дисперсного парка – улица Ленина и бульвар Красного проспекта – были включены в федеральную программу сразу, хотя в рамках регламента программы они прошли через процедуры голосования и получили подтверждение своей значимости, а Центральный парк, как ядро Центрального дисперсного парка получил муниципальное финансирование на благоустройство и освещение. Дисперсный парк на левом берегу вошёл в федеральную программу после первого публичного голосования, набрав максимум голосов на сайте green-novosibirsk. В том числе, обогнав Михайловскую набережную.

Конечно, результат голосования это заслуга оргработы депутатов, представляющих Кировский район в горсовете и заксобрании. Но формально ничто не мешало депутатам от других территорий посоревноваться в мобилизационных талантах.

Благодаря победе в голосовании, Затулинский дисперсный парк должен был получить финансирование в 2017 году. Но общественный совет мэрии отдал предпочтение набережной, чтобы подготовить её к чемпионату мира по футболу 2018-го, а уже после браться за Кировку. Однако, для формирования хорошей программы, которую можно было бы реализовать с учетом интересов всего города, четырех проектов-лидеров было маловато. Федеральные рекомендации предусматривали, в случае необходимости, дополнительное голосование для уточнения результатов. Город вступал в лето 2017, приступая к ремонту набережной, разработке и обсуждению архитектурных концепций улицы Ленина, Красного проспекта и Затулинки. Параллельно шел ремонт Центрального парка, а Ленина стала пешеходной по выходным. В районных администрациях собирали предложения в рамках концепции «Зеленый Новосибирск», парки и дворы проходили паспортизацию НГУАДИ, проводились семинары и презентации.

Параллельно шло уточняющее голосование по приоритетам федерального проекта на сайте green-novosibirsk. При этом усиленный акцент делали уже на необходимость скорейшего обустройства улицы Ленина. Но лидером голосования этот проект не стал, поскольку горожане путали его с тестовой «пешеходизацией» улицы, не получившей горячего массового одобрения. Территорий на голосовании было больше – туда вошли предложения всех районов по итогам обсуждения. Первое место опять получила Затулинка.

В конце 2017 года города, претендующие на продолжение финансирования проектов без снижения суммы федерального участия, должны были пройти ещё одну непростую процедуру – разработать и утвердить муниципальную программу, указав территории, которые будут благоустроены по результатам голосования в 2018-2022 годах. Новосибирск стал, чуть ли не единственным, городом, выполнившим все требования. При этом уже было понятно, что Набережную придётся продолжать в 2018-м. По предложению мэрии, в 2019-м должны были приступить к обустройству улицы Ленина, а в 2021-м начать Затулинку. Проект программы был представлен в комиссию по городскому хозяйству горсовета и вызвал недоумение депутатов, помнивших, что Затулинский дисперсный парк уже выиграл две процедуры голосования и получил твердое обещание включения во вторую очередь. В ответ на претензии комиссии департамент культуры изменил проект программы, улицу Ленина передвинули на третью очередь.

Но тут и появились возражения других депутатов, желающих пересмотреть распределение средств по программе. А следом из Москвы появились требования уточнить проекты. Поскольку подавляющее большинство городов не успели принять свои программы, было решено выбрать территории для благоустройства в масштабах всей страны 18 марта, вместе с президентскими выборами. В Новосибирске проекты-лидеры пойдут на голосование уже в третий раз.

Можно понять обиду идеологов Затулинского дисперсного парка, сумевших исполнить сложнейшие кульбиты ради попадания в федеральную программу, а теперь вынужденных наблюдать, как их проект пытаются похерить менее расторопные коллеги. Но напрашиваются очевидные параллели, если говорить о процедуре, а не о сути. Например, идеологи скандальной мусорной концессии тоже сделали всё ловко и правильно по очень непростой процедуре, включающей публичную оферту в интернете, а в итоге встретили мощное сопротивление части политиков и общественников.

Или вот ещё одна параллель, связанная с оценкой значимости. Начальник городского департамента культуры Анна Терешкова призывает воздерживаться от увода обсуждения значимых городских проектов в непрофессиональное русло. Под этими словами подпишется каждый разумный человек. Но кто те судьи, способные вынести безапелляционный вердикт? Кто они, эти безусловные авторитеты? В прошлом году автор ЦДЖ присутствовал на двух масштабных экспертных совещаниях, посвящённых проекту строительства стадиона в пойме Оби в комплексе с жилой застройкой. В обоих случаях звучали мнения не только новосибирских, но и московских экспертов – профессоров, докторов наук, инженеров, урбанистов. На одном совещании был даже эксперт из Европы. Все они говорили одно и то же – жилая застройка в пойме возле ЛДС не ухудшит, а улучшит городскую среду. Произвели ли эти экспертные мнения впечатление на спикера горсовета Дмитрия Асанцева и других депутатов, забраковавших проект? Никакого. Так уместно ли Дмитрию Владимировичу и другим кировским депутатам удивляться, если оппоненты проигнорируют мнения экспертов, поддерживающих Затулинский дисперсный парк? Или стоит ли Анне Васильевне расстраиваться, когда критики проекта благоустройства на Ленина ставят под сомнение компетенцию архитекторов КБ «Стрелка»?

Тем не менее, это тот случай, когда караван идёт своим ходом, не обращая внимания на встречный шум. Мэр объявил о создании управления благоустройства парков, скверов и общественных территорий, которое будет заниматься, в том числе, воплощением проектов дисперсных парков в структуре департамента Анны Терешковой. Тем самым Анатолий Локоть однозначно поддержал выбранный курс. И голосование 18 марта вновь покажет высокий уровень народной поддержки проекта по благоустройству Кировки. Потому что подготовить нормальные альтернативные проекты, способные претендовать на федеральное софинансирование, уже никто не успеет. А помешать воплощению утверждённых идей сможет только отсутствие денег.

Другие новости