Городским районам остаётся завидовать Затулинке

В горсовете назревает скандал по поводу диспропорции распределения денег между районами. Расходы на наказы и крупные проекты благоустройства показывают крен в сторону Кировского района, представленного влиятельной группой депутатов.

Программу наказов утверждает горсовет. Но денег на её полноценное исполнение в бюджете не было, и нет. Поэтому исполнение наказов сдвигают в будущее, финансируя программу только частично. При этом деньги распределяются непропорционально: одни районы получают больше других. Сторонники действующего подхода считают, что пропорции не должны быть приоритетом – надо финансировать, в первую очередь, самые необходимые наказы. Но в горсовете назревают сомнения в справедливости такого принципа, и дальше могут пойти вопросы по поводу реальной «необходимости» наказов, поставленных в план на оплату.

Первый обмен мнениями по поводу обоснованности распределения денег произошёл на сессии горсовета в конце декабря. Депутат Наталья Пинус удивилась существенному перекосу финансирования в пользу Кировского района в бюджете 2018 года. В ответ спикер Дмитрий Асанцев сообщил, сколько, по его сведениям, приходится на каждый район. Лидером оказался Дзержинский – 197 млн. Но если вычесть расходы на капитальное строительство, то на дзержинские наказы остаётся лишь 26 млн. Разброс расходов по прочим районам, исключая Кировский, от 16 до 55 млн на год. На Кировский же приходится 123 млн.

Дискуссия по распределению наказов развернулась одновременно с утверждением планов по реализации в Новосибирске федеральной программы «Формирование комфортной городской среды». 22 декабря депутаты: Наталья Пинус, Валерий Науменко, Вячеслав Илюхин, Леонид Рыбин и Александр Бурмистров направили мэру Анатолию Локтю письмо с просьбой уделить особое внимание распределению средств в рамках программы, действующей с 2017 по 2021 годы. В прошлом году в рамках программы власти провели первую очередь реконструкции Михайловской набережной. С 2018 по 2021 годы из бюджета города планируется выделять по 140 млн ежегодно, плюс федеральное и областное софинансирование. «Есть основания полагать, что следующая возможность направить такие значительные средства на благоустройство городских общественных пространств наступит не в ближайшей перспективе», – считают авторы письма и предлагают Локтю направить две трети выделяемых по программе денег (около 420 млн рублей) на благоустройство районов, исходя из примерной численности населения, около 40 млн на район (или по 10 млн на депутатский округ).

«Такое распределение средств программы считаем справедливым для всех горожан», – написано в письме мэру. Депутаты напоминают, что летом 2017 года в районных администрациях прошли обсуждения проектов: «сформированы предложения, горожане ожидают появления благоустроенных пространств непосредственно в районах по этой программе».

«В случае затруднения принятия управленческих решений по каким-то причинам, считаем возможным рассмотреть целесообразность проведения общегородского тематического опроса или референдума в Новосибирске, приуроченного к выборам Президента РФ в марте 2018 года», – предлагают авторы письма. Новости этой недели показывают, что руководство мэрии намерено использовать идею голосования за районные проекты благоустройства для повышения явки на выборы 18 марта. Но совершенно непонятно, судьбу, каких проектов будет предложено решить горожанам. Потому что средства по городской программе мэр расписал ещё 29 декабря, и здесь вновь есть повод для вопроса о диспропорции в пользу Кировского района.

Это обсуждалось на комиссии по городскому хозяйству, чтобы поставить Затулинку впереди, вдруг денег не хватит.

По сведениям ЦДЖ, именно это и послужило поводом для обращения депутатов к Локтю. В конце года в мэрии почти открыто говорили, что судьба средств по программе решена. И деньги планируется распределить по четырём направлениям: завершение реконструкции Михайловской набережной, благоустройство улицы Ленина в «пешеходной» части от площади до Советской, благоустройство бульвара на Красном проспекте от площади Будагова до площади Ленина и создание так называемого дисперсного парка в Кировском районе на Затулинке. То есть, за исключением центральных объектов, которые можно считать визитными карточками города, Кировский район единственный претендует на средства программы. Более того – в декабре на комиссии по городскому хозяйству обсуждалась возможность скорейшего начала финансирования работ по Затулинке, чтобы успеть максимально использовать федеральные деньги именно в Кировском районе.

Речь идёт о большой сумме – порядка 420 млн рублей на благоустройство парка «Бугринская роща», затулинского городка аттракционов и сквера «Союз кировчан». Напомним, что авторы письма к мэру предлагали распределить аналогичную сумму по 10 районам. Но 29 декабря мэр подписал постановление о муниципальной программе «Формирование современной городской среды на 2018-2022 годы», где объектами финансирования указаны лишь те же: набережная, улица Ленина, Красный проспект и кировский дисперсный парк.

На этой неделе Локоть объявил о проведении 18 марта опроса новосибирцев, чтобы определить самые востребованные территории для благоустройства. Проходить опрос будет на избирательных участках, одновременно с президентскими выборами. По словам мэра, в прошлом году власти промониторили 237 общественных пространств Новосибирска. Будут ли все они предложены для оценки горожанам или нет, пока непонятно. Также как неизвестно предполагаемое количество территорий-победителей, источники финансирования и сроки благоустройства. Если бы четыре проекта, указанные в постановлении Локтя от 29 декабря, прошли проверку общегородским референдумом, вопросов по ним не было бы. Но сейчас власть, похоже, оставляет возможность потратить основные средства для центра и Кировки, предлагая прочим районам посоревноваться за что-то в небе – то ли синицу, то ли журавля.

Кировский район один из крупнейших в Новосибирске. В горсовете район представляют пять депутатов, четверо из которых (включая спикера Дмитрия Асанцева) связаны со спортивным клубом «Успех» Вениамина Пака, возглавляющего комитет по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике Законодательного собрания. Дружественные «Успеху» политики и чиновники действуют на разных уровнях власти. Это неформальное сообщество обладает значительным политическим влиянием. Является ли перекос в финансировании кировских проектов следствием политической борьбы? Письмо мэру о программе благоустройства подписали лишь 5 из 50 депутатов. Но когда тема распределения денег между районами по наказам и по благоустройству будет раскручиваться, озадаченных депутатов может стать гораздо больше.

Вряд ли представителям Кировки нужен имидж стяжателей городских денег в условиях дефицита бюджета. А вот какой интерес у мэра, как будто подыгрывающего Асанцеву и его коллегам – вопрос более интересный. В конечном счёте, решения о распределении денег и по наказам, и по программам, принимает Локоть. Помогает ли он кировским депутатам или наоборот подставляет их под критику коллег? Асанцева считают вероятным претендентом на пост мэра. Несмотря на союзнические отношения и общую позицию по ряду вопросов, Локоть заинтересован в рычагах сдерживания для спикера-единоросса.