Мэр Новосибирска спасается коронавирусом

Анатолий Локоть попросил у федерального руководства КПРФ помощи в решении бюджетных проблем Новосибирска: городу грозит внешнее управление. В то же время мэр претендует на новые полномочия, требующие дополнительных расходов.

Первый онлайн-пленум ЦК КПРФ, состоявшийся 4 июля, стал для партийной номенклатуры точкой сверки позиций после всенародного голосования по поправкам в Конституцию. Коммунисты призывали голосовать против. В Новосибирске это было особенно заметно благодаря активности депутатов из команды Локтя, стремящихся переизбраться 13 сентября на новые сроки и использовавших конституционную кампанию для собственной раскрутки. В выступлении на пленуме Анатолий Евгеньевич отметил, что 37% новосибирцев, участвовавших в голосовании, высказались против инициатив президента.

Однако поправки предсказуемо вступили в силу, и жизнь продолжается, а коммунистам нужна новая политическая повестка. Локоть призвал однопартийцев использовать позиции в Государственной Думе, чтобы помочь новосибирской мэрии избежать внешнего управления. По прогнозу градоначальника, к концу года столица Сибири потеряет 2,5 млрд собственных доходов из-за пандемии. Это порядка 10% собственных доходов. Между тем, вступила в силу норма Бюджетного кодекса, согласно которой в муниципалитетах и регионах, где внутренний долг превышает 80%, необходимо вводить внешнее управление. Связав преодоление критической планки с коронавирусом, Анатолий Евгеньевич призвал однопартийцев выступить за введение моратория на внешнее управление до 2024 года.

В прошлом году, задолго до коронавируса, депутаты горсовета предсказывали, что в 2020-м мэрия преодолеет планку задолженности в 80% от размера доходов. Об этом можно было судить, в том числе, по тенденции роста долгов, ярко проявившейся с 2014 года, когда Локоть стал мэром. Тогда размер долга составлял 54% от объёма собственных доходов города. В 2020 году этот показатель уже достиг 88%, так что формально внешнее управление это вопрос времени.

Эффективность управления доходами и расходами – более болезненный вопрос для администрации Локтя по сравнению с пандемией. Выступая на онлайн-пленуме, Анатолий Евгеньевич сообщил однопартийцам о напряжённой работе новосибирской муниципальной аптечной сети, о снабжении горожан льготными лекарствами. На последней в нынешнем созыве сессии горсовета 23 июня мэр, рассказывая депутатам о достижениях в борьбе с коронавирусом, тоже сообщил про героизм муниципальных аптекарей. Между тем, к тому моменту в новосибирских соцсетях активно обсуждали параметры муниципальных закупок. Так, 24 апреля муниципальная аптечная сеть купила почти 2 млн медицинских масок по 30 рублей, хотя в то же время другие учреждения покупали через «Госзакупки» те же маски по ценам на порядок ниже. В ответ на просьбу депутата Натальи Пинус прокомментировать разницу в ценах мэр заявил, что такого быть не может. Хотя на «Госзакупках» картина показана предельно ясно. Очень интересно, что градоначальник ответит на письменный запрос об этой ситуации.

Особый интерес связан с новой инициативой Локтя по возвращению под крыло муниципалитета городских поликлиник. В 2013 году все новосибирские объекты здравоохранения были переданы министерству здравоохранения Новосибирской области, а горздрав был упразднён. «Муниципальное звено выпало из цепи предоставления медицинских услуг. Эпидемия показала этот недостаток, изъян управления в России. Мы разрабатываем предложение, чтобы часть полномочий вернули Новосибирску», – заявил Локоть на пленуме ЦК.

Страшно представить масштаб административной неразберихи, случись новый передел здравоохранения между областью и городом. Станет уже не до коронавирусной статистики. Важно, что полномочия, о которых говорит Локоть, подразумевают под собой и финансовые ресурсы, сконцентрированные на областном уровне под обеспечение работы минздрава. Это открыло бы новые возможности для закупок у единственных поставщиков по высоким ценам. При условии, что КПРФ в Госдуме сможет сохранить для Локтя финансовую самостоятельность.

Другие материалы