Мостовики-затейники

Центральный мост вновь в эпицентре скандала. В этот раз история не относится ни к проекту, ни к условиям концессии, ни к группе компаний «ВИС», но попробуйте убедить в этом политиков, журналистов и экспертов, уже сделавших выводы наперёд.

22 января комитет по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания обсудит доклад аудитора областной Контрольно-счётной палаты Валерия Алёхина об отчёте по результатам проверки законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на объекты дорожной инфраструктуры в 2017 году и часть 2018 года (в том числе, на проектирование и строительство Центрального моста). Информационная подготовка к этому событию началась на этой неделе, когда прессе стало известно, что КСП нашла завышенные в 2-3 раза цены в сметах подготовительных работ. Также в отчёте указано, что строительные работы на площадке стартовали без полного комплекта разрешительных документов. Отдельный акцент сделан на приобретении подрядчиком для переноса канализации «неоправданно дорогих» труб из Германии стоимостью 543,5 тысячи рублей за погонный метр, при возможности купить российский аналог подешевле.

В 2017-2018 годах многие политики, общественники и журналисты пристрастно использовали тему строительства Центрального моста как повод поговорить об эффективности решений исполнительной власти. Много критики досталось непосредственно проекту расположения нового мостового перехода. Большие сомнения звучали насчёт модели платного проезда. Больше всего споров было по поводу финансовых условий концессии. Заксобрание ставит себе в заслугу снижение стоимости концессионного контракта на 40 млрд рублей.

С тех памятных дискуссий интерсубъективное восприятие проекта сводится к поиску прорех для утечки бюджетных средств. А группа компаний «ВИС», выигравшая концессию, воспринимается как причина и следствие всевозможных сомнений, связанных с проектом. Неудивительно, что публикация сведений из отчёта КСП немедленно была увязана со строительством моста и деятельностью концессионера. Некоторые медиа даже поспешили поставить под сомнение дальнейшую реализацию проекта и взялись обсасывать возможные политические последствия.

Есть надежда, что при обсуждении отчёта КСП в заксобрании депутаты и чиновники всё же внесут ясность и помогут разобраться заблудшим критикам. Пока до строительства и до непосредственного включения «ВИС» дело не дошло. Аудиторы проверяли мероприятия в рамках подготовки площадки для строительства, это сфера ответственности областного ГКУ «Мост». Которое является правопреемником ОАО «Центральный мост» – предприятия, созданного для подготовки и реализации проекта. Аудиторам и депутатам хорошо было бы вникнуть, все ли отношения между «Центральным мостом» и «Мостом» урегулированы в части передачи проектно-сметной документации: в этой части могут таиться неприятные сюрпризы. Если же говорить про работы на площадке, то проектированием и сметами занимался институт «Стройпроект» из Санкт-Петербурга. Подрядчик по выносу коммуникаций был определён на конкурсе, проведённом областными властями в сентябре 2010 года. Победителем стала инжиниринговых компания «Росстрой».

В комментарии для НГС начальник ГКУ «Мост» Валерий Жарков заявил, что Главгосэкспертиза одобрила техническое применение материалов и сметно-финансовую часть. Мнение аудиторов КСП он поставил под сомнение, поскольку «они не технические специалисты». Вероятно, к рассмотрению акта на комитете заксобрания Жарков уже подготовит какие-то контраргументы.

Вокруг конкурса велись интриги, в которых участвовало несколько влиятельных игроков областного и городского уровней. Сумма контракта 338 млн рублей. И пока это единственные реальные деньги, выделенные в направлении будущего моста. Проверка КСП может подлить масла, чтобы борьба вокруг контракта и перспектив дальнейших работ на площадке вспыхнула с новой силой. Подготовка площадки, к слову, и без того затягивается против плановых сроков. Но «ВИС» и призраки московских олигархов здесь пока ни при чём – мы наблюдаем сугубо локальные разборки.

Другие материалы