Бюджет-2020 укрепит муниципалитеты перед выборами

Губернатор Андрей Травников одобрил проект бюджета на 2020 год, предусматривающий рост доходов на 10,5 млрд. В документе учтены масштабные проекты, развитие социальной инфраструктуры и финансовое усиление муниципалитетов: эти факторы сыграют роль на масштабных выборах следующего года.

На этой неделе правительство Новосибирской области обсудило проект бюджета на 2020-2022 годы. Прежде, чем направлять документ в Законодательное собрание, чиновники между собой проговорили ключевые параметры финансового плана. Политический аспект происходящего не обсуждается на публичных совещаниях. Тем не менее, всем участникам процесса понятна идеологическая нагрузка на проект бюджета, связанная с событиями сентября 2020 года. В Новосибирской области пройдёт самая крупная предвыборная кампания за последние 5 лет. Будет переизбрано заксобрание, Совет депутатов Новосибирска и немалое число органов власти в областных муниципалитетах. Деятельность властей на местах станет фоном для политической конкуренции. Финансовая стабильность и точки роста, подкреплённые бюджетными возможностями, будут непосредственно влиять на настроения избирателей.

В последние два года финансово-экономическая ситуация в Новосибирской области настолько стабильна и предсказуема, что губернатор посчитал возможным начать отход от политики концентрации денежных ресурсов, ставшей неизбежной после обвала рубля в 2014 году. Тогда областная власть изменила параметры распределения налоговых поступлений, «подсушив» бюджетные возможности муниципалитетов ради гарантированного исполнения социальных обязательств перед жителями региона. Теперь растущий уровень доходов и перспективы позволяют начать финансовую децентрализацию, вместе с тем, повышая ответственность властей в городах и районах.

Учитывая изменения в налоговом законодательстве и виды на проект федерального бюджета, который Государственная Дума сейчас рассматривает в первом чтении, вице-премьер и министр финансов Новосибирской области Виталий Голубенко обещает в 2020 году рост доходов области на 8,1% – до 140 млрд рублей. Собственные доходы прирастут на 10,5 млрд, в большей степени за счёт роста производства и торговли, инвестиций и зарплаты. Кроме того, увеличится доход региона и за счёт повышения акцизов. Последняя статья доходов должна пополнить статью расходов на дорожное хозяйство, которая перераспределяется в связи с решением отдать часть поступлений от транспортного налога муниципалитетам.

По данным Голубенко, ключевыми отраслями-налогоплательщиками остаются угледобыча, банковский сектор и авиаперевозки, при этом поступления от них будут расти и, в совокупности, принесут региону 31 млрд рублей. Тенденция к росту должна сохраниться и в последующие годы. Если в 2020 финансисты обещают увеличение доходов в размере 8,1%, то в 2021 году 9%, а в 2022 году 10%.

Рост собственных доходов говорит об оживлении экономики региона, а увеличение трансфертов из федерального бюджета иллюстрирует значимость новосибирских проектов для Москвы. В 2019 году они составили 30,28 млрд, а в будущем году вырастут на 2,5 млрд. Областные власти ожидают дополнительного увеличения межбюджетных субсидий, предназначенных на масштабные проекты (новую ледовую арену, волейбольный центр и перинатальный центр) и на софинансирование строительства социальных объектов.

По всем приоритетным направлениям расходов запланирован рост, поэтому в проекте заложен дефицит бюджета в размере 4,6 млрд рублей. Общий объём расходной части в проекте оценен в 177,4 млрд. Губернатор отметил позитивную динамику по росту доходов, но также обратил внимание, что потребность в деньгах намного больше. «Лист ожидания» по проектам областных министерств, на которые не хватает денег, оценен в 37 млрд. «Следующая трёхлетка должна пройти под лозунгом пополнения доходной части нашего бюджета. Мы научились достаточно качественно управлять расходами, достигли неплохих результатов по привлечению федеральных средств. Давайте теперь сконцентрируемся на росте нашей собственной доходной базы. Увеличение планки более 10% в год – достаточно амбициозная, но интересная и необходимая цель», – заявил Травников.

Первый год трёхлетки приходится на подготовку к упомянутым выше выборам, на которые пойдут сотни кандидатов от разных партий. Фон этого праздника демократии будет определять текущая деятельность местной власти. Политика Травникова нацелена на рост самостоятельности муниципалитетов. Напомним, что помимо отчислений от транспортного налога, города и районы получили прирост в поступлениях от упрощённой системы налогообложения. На совещании по проекту бюджета-2020 мэр Новосибирска Анатолий Локоть попросил скорректировать это решение, поскольку сейчас оно ограничено сроком, если не продлить который – уже к 2022 году областная столица столкнётся с финансовыми трудностями.

Как известно, решение губернатора перераспределить УСН добавило новосибирскому бюджету 1 млрд рублей в год. Лишиться такой суммы в период подготовки к молодёжному чемпионату мира по хоккею городу было бы весьма болезненно. Не говоря о политическом резонансе. Кроме того, неопределённость со сроком осложняет муниципальным властям возможность планировать бюджеты на трёхлетний период.

Травников поддержал просьбу Локтя, тем самым подкрепив позиции всех муниципалитетов. «Мы фиксируем, что решение по укреплению муниципальных бюджетов, которое мы продекларировали в прошлом году, – не временное явление, не политическая конъюнктура, а стратегия», – заявил губернатор. Утвердить это решение в ближайшее время правительство предложит заксобранию. Таким образом, областным депутатам достанется своя роль в обеспечении гарантий новых финансовых возможностей муниципалитетов – все ветви и уровни областной власти мотивированы действовать заодно, в русле стратегии Травникова.

Другие материалы