Евгений Лебедев: Сектор частный – проблема общая

На фоне быстрого развития Новосибирска проблемы частного сектора становятся масштабней с каждым годом. В интервью ЦДЖ член комиссий по городскому хозяйству и по бюджету и налоговой политике горсовета Евгений Лебедев рассказал, как преодолеть отставание частного сектора от общегородского уровня.

— Как вы оцениваете текущее состояние частного сектора Новосибирска?

— Главная беда частного сектора во всех городах – это то, что ему традиционно уделяется меньше внимания, чем районам многоэтажной застройки. Если город застраивался планомерно, принимая в расчёт будущие потребности горожан в социальной инфраструктуре, то районы частного сектора росли хаотично, и на сегодня многие из них являются сложным лабиринтом из домов, палисадников, гаражей и огородов. Коммунальные сети прокладывались здесь по остаточному принципу, детские сады, школы и поликлиники находятся не в шаговой доступности, а чтобы доехать в центр города или до места работы, жителям частного сектора порой приходится делать несколько пересадок. Тем не менее, надо учесть, что каждый десятый новосибирец проживает в частном доме: у нас в городе насчитывается более 40 тысяч частных домовладений, в одном только Дзержинском районе их более 7 тысяч. Когда качество жизни будет равным, тогда и восторжествует социальная справедливость.

— Что мешает её скорейшему торжеству?

— Темпы благоустройства районов многоэтажной застройки растут с каждым годом: ремонтируются внутриквартальные проезды, подстригаются газоны и устанавливаются детские площадки. Существуют и реализуются специальные городские программы, направленные на это, а вот благоустройство частного сектора в Новосибирске осуществляется, ещё раз повторю – по остаточному принципу, и проблемы его жителей не решаются десятилетиями. Если город и выделяет средства из бюджета, то они идут преимущественно на ремонт дорог. Однако даже здесь мы наблюдаем перекос: на содержание квадратного метра дорог, по которым ходит общественный транспорт, из городского бюджета тратится более ста рублей в год, а на содержание дорог в частном секторе – не более трёх рублей на один квадратный метр. Почувствуйте разницу, как говорится! Чиновники привыкли заявлять, что хозяева домовладений обязаны содержать собственное имущество за свой счёт, но в зоне ответственности городских властей находятся улицы и магистральные сети, за которые обязан отвечать муниципалитет.

— Может быть, проблема в том, что у городских властей нет единой позиции по вопросам благоустройства частного сектора?

— Конечно, и выработка этой позиции жизненно необходима. Нужен целый ряд программ, причём не таких, которые чиновники пишут в удобных кабинетах, а созданных с учётом общественного мнения, чтобы каждую из них курировал и нёс за неё ответственность конкретный исполнитель. А то ведь как получается? В 2017 году мэрия проводила интернет-опрос «Выбери дорогу для ремонта». По итогам его победил участок улицы Чемпионской, набравший более 50% голосов. И тут чиновники разводят руками, заявляя, что средств на этот ремонт нет. Деньги, в конце концов, изыскали, но осадочек-то остался. Как люди будут верить власти в подобных случаях? Кому нужны эти игры в демократию? Или вот вам ещё пример: часто на радио или в телепрограммах ответственные лица проводят «горячие линии», принимая сигналы горожан и реагируя на них. Но нормально ли подобное ручное управление городским хозяйством, когда одна проблема решается, а сотни других остаются без внимания?

— Каким, на ваш взгляд, болевым точкам частного сектора должно быть уделено внимание в первую очередь?

— Всем, потому что проблемы, повторюсь, копились десятилетиями, а людям не хочется ждать – им надо жить здесь и сейчас. Необходимо энергосберегающее и светодиодное устройство уличного освещения, установка детских спортивных и игровых городков, ликвидация несанкционированных свалок и снос аварийных деревьев. За весь прошлый год в частном секторе было реконструировано всего четыре километра трубопроводов диаметром 100-200 мм, тогда как требуется сплошное покрытие зон частной застройки сетями водоснабжения, газификации и водоотведения.

— А как быть с ремонтом дорожной сети в частном секторе?

— У нас в Новосибирске приблизительно 3200 километров дорог, из них более 1400 километров покрыты асфальтом, а остальное – дороги частного сектора.
Сегодня они в основном ремонтируются по программе наказов избирателей за счёт городского бюджета. В 2018 году на её реализацию было направлено 100 млн рублей – на весь город. Всего отремонтировали 174,5 тыс. кв. метров – капля в море. И здесь тоже необходимы отдельные программы, как по асфальтированию, так и по отсыпке улиц частного сектора, чтобы эти проблемы не решались в авральном режиме или по наказам, а планомерно. Однако городу требуется сплошная инвентаризация частных домовладений и районов частной застройки.

— Что даст подобная инвентаризация новосибирцам?

— Инвентаризация земель поможет навести порядок с земельными ресурсами. Где-то земельные участки используются не по целевому назначению, где-то не уточнены их границы, а какие-то участки выпали из гражданского оборота. А в результате инвентаризации домовладельцы будут избавлены от самовольного захвата участков соседями и станут платить только за принадлежащие им землю и имущество. Если есть возможность узаконить самовольно прирезанные участки – необходимо помогать людям в грамотном юридическом оформлении их прав. И затягивать инвентаризацию частного сектора Новосибирска невозможно: без этого будет сложно двигаться дальше в наведении порядка и обустройстве этих районов города.

Другие материалы