Для согласования мусорной концессии нужен высший пилотаж

Концессия по строительству мусоросортировочных заводов в Новосибирской области остаётся под вопросом, несмотря на подчёркнутый позитив между правительством и Группой «ВИС». Нет ясности с участками под полигоны и возможностями их согласования.

На прошлой неделе на Российском инвестиционном форуме в Сочи Группа «ВИС» подписала соглашение о строительстве в Новосибирске семи поликлиник в формате государственно-частного партнёрства. Это третий крупный проект компании в регионе. Ранее структуры «ВИС» получили концессии на строительство двух мусоросортировочных заводов, а также на возведение и эксплуатацию Центрального моста. «Мусорной» концессии уже два с половиной года. Но темпы её запуска позволяют предполагать, что «ВИС» уже скорей построит мост и поликлиники, чем новые заводы с полигонами.

В 2017 году тема мусорной реформы еженедельно взбадривала журналистов свежими поводами. В основном, скандальными. Губернатору Андрею Травникову удалось повернуть обсуждение в конструктивное русло, создав для этого рабочую группу с участием чиновников, депутатов, экспертов и общественников. Немало поработав, группа выдала рекомендации по корректировке проекта соглашения: срок и стоимость сократить, правобережный участок под полигон убрать от Раздольного. Ни у концессионера в лице компании «Экологии-Новосибирск», ни у концедента (правительства) публичных возражений не было. Но корректировка условий концессии стоит на мёртвой точке уже более полугода.

Травников в разных контекстах несколько раз заявлял о готовности добиваться изменения концессии через суд. В начале декабря на пресс-конференции он высказался более-менее определённо, сообщив журналистам, что пакет документов для процесса уже подготовлен. Источник, связанный с «ВИС», в январе сообщил ЦДЖ, что в компании со дня на день ждут иска от областного минюста о расторжении концессии. В начале февраля гендиректор «Экологии-Новосибирск» Лариса Анисимова, выступая в новосибирском горсовете, заявила о готовности идти в суд и добиваться мирового соглашения. Но вот уже февраль кончается, а иска к «Экологии-Новосибирск» в картотеке арбитражных дел так и нет.

Острейшим вопросом, от которого зависят перспективы концессии, считается выбор участка взамен того, что под Раздольным. Губернатор говорил, что в качестве альтернативы изучают две площадки в Тогучинском районе. Точное местоположение держат в секрете. Трудно представить, где бы власти могли найти подходящую землю, избежав скандала с окрестными жителями. С одной стороны, нежелание накалять страсти раньше времени можно понять. С другой, взять землю под мусорный полигон блицкригом не получится.

Более эффективно было бы заблаговременно удобрить общественное мнение. Продумать преференции для жителей населённых пунктов, расположенных вблизи участков под новые полигоны. Это может оказаться дешевле, чем гасить пожары народного возмущения постфактум: уроки бурного 2017-го, когда областная власть остановила концессию под гнётом общественного негодования, должны быть извлечены.

Власти и концессионер почему-то считают, что по размещению левобережного завода с полигоном в Верх-Туле у местной общественности вопросов нет. Посмотрим, так ли это, когда проект дойдёт до конкретики. Не менее важными по сравнению с общественными протестами факторами риска являются согласования с авиаторами.

Напомним, что не митинги, а отказ в согласовании от Чкаловского аэродрома стал существенным административным препятствием в строительстве полигона возле Раздольного. Мусор привлекает птиц, поэтому его размещение вокруг аэропортов регламентируется очень жёстко. В 15 километрах вокруг аэродрома мусорные полигоны запрещены. Для зон подлёта защитная зона ещё больше – 30 километров.

«Экология-Новосибирск» успела потратить более 200 млн рублей на изыскания, предпроектный работы и подвод электричества к участку под Раздольным, прежде, чем в полный рост объявился масштаб проблемы отсутствия согласования с аэродромом. Возможность строительства полигона в Верх-Туле концессионер с аэропортом Толмачёво не согласовывал. На первый взгляд, Верх-Тула дальше, чем в 15 километрах, и выбранный участок может не попадать в зону подлёта. Но непредсказуемость в решении вопроса обусловлена двойным назначением аэродрома: помимо гражданских судов, в Толмачёво базируются военные. Согласования гражданской администрации аэропорта может быть недостаточно.

В комментарии ЦДЖ Анисимова сообщила, что «Экология-Новосибирск» будет согласовывать с авиаторами оба участка сразу – и Верх-Тулу, и второй, координаты которого пока в секрете. Оптимистичный сценарий предусматривал, что завеса тайны падёт в феврале, и к концу весны концессионер займётся изысканиями и предпроектными работами, осенью начнёт строительство, а к лету 2020 года мусоросортировочные ленты будут запущены. Но пока ситуация подвешена из-за непубличных факторов.

Для правительства несогласованные движения в суде тоже чреваты рисками: если сгоряча промахнуться мимо шанса на мировое соглашение, придётся компенсировать 200 млн, истраченные в никуда под Раздольным, да плюс ещё штрафные санкции. Концессионер же вправе быть особо придирчивым к альтернативному участку, чтобы максимально снизить риск повторного наступления на грабли общественных протестов и административных преград. Полностью снять эти риски в таком проекте можно лишь, максимально удалив объекты от черты Новосибирска и близких к городу населённых пунктов. Но кому понравится оплачивать дорогую транспортировку мусора?

Другие материалы