Детский омбудсмен должен уметь защищать взрослых

Выдвижение кандидатов на пост уполномоченного по правам ребёнка в Новосибирской области ещё не завершено, но очевидный фаворит уже определён: в нынешней политической конъюнктуре экс-сенатор Надежда Болтенко является самым выверенным выбором.

Раз в пять лет областные власти выбирают, одного за другим, трёх региональных омбудсменов – по правам человека (в целом), по правам предпринимателей (в частности) и по правам ребёнка (в особенности). Пять лет назад, когда выборы проводились впервые, ажиотаж был вокруг конкурса на уполномоченного по правам человека, где поначалу наметилась конкуренция личностей, партий и органов власти. И настолько острая, что пришлось брать полугодовой таймаут. Ответственные чиновники использовали время для качественной работы над ошибками, и омбудсмен – Нина Шалабаева – был избран уже в условиях сугубо символической конкуренции. Прошедшие следом выборы уполномоченных по правам предпринимателей и ребёнка даже не всколыхнули политическую жизнь.

За прошедшие пять лет правозащитные институты проявили себя довольно слабо. Это укладывается в логику окологосударственной идеологии, считающей права человека искусственно насаждаемой гейропейской ценностью, и совершенно не понимающей, какие ещё могут быть права у предпринимателей, кроме как платить и терпеть. С правами ребёнка ситуация сложней – они стали инструментом большой политики за время работы Павла Астахова федеральным детским омбудсменом. И сейчас телодвижения уполномоченного при Президенте РФ Анны Кузнецовой приводят к гораздо большим волнениям на политическом Олимпе, чем коллективные демарши всего президентского Совета по правам человека, вместе взятого.

В таком раскладе представляется неудивительной фактическое отсутствие конкуренции на перевыборах новосибирского омбудсмена по правам человека в конце 2018 года. И нет повода переживать, что депутаты заксобрания не учли мнение многих предпринимательских объединений при выборе уполномоченного, призванного представлять бизнес. В конце концов, с детьми ведь не советуются при выборе детского омбудсмена. А предприниматели в политике же чисто как дети, так что с ними тоже советоваться не обязательно.

Надежду Болтенко привластная молва уже полгода сватает на правозащитный фронт. В сентябре она уступила кресло в Совете Федерации Владимиру Городецкому и перешла на скромную должность замруководителя администрации губернатора и правительства Новосибирской области. Понятно, что это было лишь временное решение, не соответствующее масштабу и опыту Надежды Николаевны. Сейчас, наконец, проявилось её будущее трудоустройство, соответствующее профильному – медицинскому – образованию. Общественная палата региона выдвинула кандидатуру Болтенко на детского омбудсмена, и вряд ли в нынешней конфигурации это решение могло быть принято без предварительного согласования с областным руководством.

Надежде Николаевне доверяют самый важный участок правозащитного фронта. Нарушением прав человека или предпринимателя никого на федеральном уровне не удивишь, не возбудишь и не разжалобишь. Поэтому от региональных профильных омбудсменов мало что зависит и спрос с них такой же. Иное дело детский омбудсмен. Проблемы с правами детей легко подхватывают федеральные СМИ, московские чиновники и политики. Если вовремя не купировать резонанс, региональная власть может оказываться в неудобной ситуации, как это недавно случилось в Кузбассе. 

Две недели региональный уполномоченный по правам ребёнка Дмитрий Кислицын и губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв не могли прийти к общей позиции, падают ли дети в школах региона в голодные обмороки, или нет. Омбудсмен то опровергал свои скандальные заявления, то выступал с новыми подтверждениями резонансных фактов. И всё это под прицелом федеральных СМИ, на глазах у центральной власти. Некрасиво. В самом деле, вы же не хотите, чтобы у нас было, как в Кузбассе? Так что на посту детского омбудсмена должен работать опытный политический деятель с высшей степенью лояльности к системе. По этой характеристике достойную конкуренцию Болтенко не могут составить ни нынешний детский омбудсмен Любовь Зябрева, ни депутат заксобрания Татьяна Есипова, которую упоминают в числе возможных претендентов.

Другие материалы