Зампреда СО РАН затянуло в прошлое

Задержание зампреда СО РАН Ивана Благодыря вызвало большой резонанс и противоречивые комментарии. Повод связан с событиями 2011 года на Дальнем Востоке. По состоянию на 14 февраля обвинение Благодырю не предъявлено.

Официальной информации о деле очень мало, а некоторые СМИ заполняют вакуум недостоверной информацией. Так, например, 14 февраля ряд изданий со ссылкой на анонимный источник сообщили, будто Благодыря увезли в Хабаровск, а дальше якобы этапируют на Сахалин. В действительности зампред СО РАН находится во Владивостоке.

В субботу 9 февраля домой к Благодырю прибыла следственная группа ФСБ из Владивостока. Проведя обыск, визитёры объявили о задержании заместителя председателя СО РАН по подозрению в преступлении по статье 160 УК и отбыли в аэропорт, откуда тем же вечером все вместе улетели во Владик. Речь идёт о статье за присвоение или растрату. Благодыря подозревают по части 4, подразумевающей растрату в особо крупном размере и (или) в составе организованной группы. Известно, что уголовное дело было возбуждено 28 января 2019 года в отношении неопределённого числа неустановленных и нескольких установленных лиц. В числе последних оказался Благодырь.

Событие преступления, по мнению следствия, имело место быть в 2011 году, когда Благодырь трудился в РАО «ЭС Востока», и связано с деятельностью ОАО «ДЭК». Для новосибирцев это название не говорит ни о чём, а дальневосточные издания утверждают, что местные силовики разрабатывают «ДЭК» уже 10 лет, поскольку ищут через эту компанию выходы на «генералов» от энергетики. Может, зачем-то в этом пасьянсе сейчас пригодился и Благодырь, с тех пор несколько раз сменивший работу.

10 февраля (в воскресенье) Фрунзенский районный суд Владивостока удовлетворил ходатайство следователя о заключении подозреваемого под стражу на два месяца. В качестве аргумента суд принял во внимание тяжесть и общественную опасность преступления, а также возможность подозреваемого оказать давление на свидетелей на стадии предварительного следствия. Кстати пришлись и зарубежная недвижимость: её наличие было истолковано в пользу возможности Благодыря скрыться за рубежом.

Максимальный срок наказания по статье 160 – лишение свободы на 2 года. Но в суде была обрисована такая картина, будто Благодырю может светить вся «десятка». Аргументы защиты о давности события, об отсутствии доказательств, говорящих о причастности клиента к преступлению, об иждивенцах на попечении и проблемах со здоровьем на суд, как водится, впечатления не произвели. Как и поручительства от руководителей СО РАН и друзей Благодыря. Не для того командировку через полстраны выписывали, чтоб привезти человека и сразу отпустить под залог или подписку. Очевидно, что операция, включающая работу суда в выходной, преследовала определённую цель. Оправдается ли она – станет ясно в ближайшие дни.

Какой-то повод привязать Благодыря к истории, на которой построено дело, у следствия есть. Но точно также видна сомнительность стартовой точки. Иначе Ивану Валентиновичу предъявили бы обвинение после первого же допроса. А он остаётся подозреваемым, что говорит об отсутствии необходимых оснований. Если обвинение не предъявляют в течение 10 суток, задержанного нужно отпускать.

В ноябре 2017 года Благодырь был назначен заместителем директора СО РАН по организационным вопросам. В том числе, он курировал управление делами и участвовал в разработке механизмов реализации проектов программы «Академгородок 2.0». До того Иван Валентинович работал заместителем министра развития Дальнего Востока. То есть, трудился в обойме могущественного вице-премьера и полпреда Президента по Дальневосточному федеральному округу Юрия Трутнева. Ещё раньше Благодырь успел поработать в правительстве Сахалинской области, но недолго, всего через две недели после его назначения и.о. министра инвестиций и внешних связей арестовали губернатора Александра Хорошавина. До того Благодырь занимал руководящие посты в разных структурах РАО ЕЭС. 

Задержание фигуры с таким интересным бэкграундом может взывать поток противоречивой аналитики не только на региональном, но и на федеральном уровне. Особенно если учесть, что визит следователей в Новосибирск пришёлся аккурат на новый виток спора о судьбах имущественного комплекса СО РАН. Но если здесь и есть подковёрная интрига, искать её причины нужно на Дальнем Востоке, очень далеко от актуальной повестки сибирской науки и Академгородка.

Другие материалы