Ксензов снял угрозу новосибирским подрядам «Сибавтобана»

Чревовещатели пугали участием Андрея Ксензова в выборах мэра, в связи с анонсом его возвращения в Новосибирск на пост исполнительного директора «Сибавтобана». Теперь чиновник получил новое назначение в Крыму. Но эта биржа ещё открыта для спекуляций.

Решение главы Крыма Сергея Аксёнова назначить Ксензова заместителем министра транспорта республики говорит о многом. В новосибирском контексте оно позволит снять напряжённость между мэрией и «Сибавтобаном», одним из крупнейших подрядчиков по дорожным работам. Известие о возвращении Андрея Евгеньевича дало новый импульс для камлания некоторых экспертов, предрекающих явление Ксензова на выборы мэра в образе великого хозяйственника. Как известно, Анатолий Локоть расставался с ним без тёплых чувств.

В марте 2014 года Ксензов снял с выборов мэра кандидатуру, поддержав, тем самым, в решающий момент Локтя – выдвиженца КПРФ и полпреда Президента Виктора Толоконского. Локоть отплатил Ксензову должностью первого вице-мэра по вопросам городского хозяйства. Но уже год спустя Анатолий Евгеньевич отправил Андрея Евгеньевича подальше, на пост начальника МУП «Новосибирский метрополитен». А весной 2017 года и оттуда уволил со скандалом, обвинив в финансовой нечистоплотности. Ксензов попытался посудиться, но быстро сдался и уехал работать в Крым, где его давний знакомый по новосибирским дорожным контрактам Андрей Мороцкий, владелец «Сибавтобана» в то время начинал осваивать республиканские подряды. В том числе, обход Симферополя на участке Дубки-Левадки.

В правительстве Крыма чиновники меняются быстро, и, зачастую, скандально. Ксензова трудоустроили советником председателя комитета дорожного хозяйства. Позже он возглавил управление организации дорожного хозяйства комдорхоза. Ещё один сибиряк, бывший руководитель департамента дорожного строительства и благоустройства Томска Алексей Сафронов дослужился в Крыму до начальника ГКУ «Служба автомобильных дорог Республики Крым». 30 августа 2018 года республиканское УФСБ сообщило о возбуждении уголовного дела против Сафронова за использование подложного документа при трудоустройстве в ГКУ. После этого чиновник уволился по собственному желанию. Его предшественник Игорь Кравченко ушёл в отставку 9 января после скандала вокруг новогоднего отдыха с невестой, которая опубликовала в «Инстаграме» совместные фото в престижном ялтинском отеле и хвасталась перед подписчиками дорогими подарками.

Очередной министр транспорта сменился в республике 13 сентября 2018 года, причём Аксёнов назвал уход Юрия Овсянникова по собственному желанию «одним из немногих правильных решений». Овсянников успел поработать всего лишь четыре месяца. И он был уже шестым главой минтранса за время, прошедшее с присоединения Крыма.

17 октября в Москве по обвинению «в систематическом получении взяток» был арестован вице-премьер Крыма Виталий Нахлупин. Одновременно были задержаны около двух десятков бывших и нынешних республиканских чиновников, включая Валентина Дукорского, в недавнем прошлом исполнявшего обязанности замминистра транспорта, и заместителя председателя комитета конкурентной политики Ярослава Сливку. Известно, что обвинения были связаны с тендерами и строительством республиканских трасс, в том числе, с соответствующими федеральными целевыми программами.

А 24 октября глава Крыма Сергей Аксёнов опубликовал указ о реорганизации минтранса путём присоединения комитета дорожного хозяйства. Начальником ликвидационной комиссии был назначен Ксензов. Пост главы минтранса получил Сергей Карпов, которого в Крыму считают лоббистом компаний «Центрдорстрой» и «ВАД» из Санкт-Петербурга, успешно осваивающих заказы на полуострове.

«Сибавтобан» на фоне активности конкурентов не смог сдать в плановый срок симферопольский обход. Из-за того, что на пути строительства трассы оказалась страусиная ферма, срок сдачи перенесли с 31 августа на конец года. В итоге участок удалось открыть лишь 7 февраля года нынешнего. К этому времени в Симферополе на новый круг ада выходят разбирательства по поводу прошлогоднего ремонта улиц столицы республики, которым, в том числе, занимался «Сибавтобан». Глава Крыма Сергей Аксёнов оценил работы «на троечку». Горожане и пресса были более категоричны в оценках, поскольку с улиц исчезла легендарная плитка, уложенная в послевоенные годы: вместо неё дорожники положили асфальт, попутно закатав сливы и ливнёвки. Подрядчикам дали срок до 1 февраля, чтобы устранить недоработки. Но некоторые моменты, возмутившие симферопольцев, уже никак не переделать.

Именно в то время появилась информация о возвращении Ксензова в Новосибирск на пост исполнительного директора «Сибавтобана», которую фактически подтвердил и сам герой новости. В качестве топ-менеджера Андрей Евгеньевич исполнял бы подряды, которые сам раньше распределял. Чиновник, обернувшийся коммерсантом это банальный сюжет, на триллер не тянет. В нашем случае остросюжетности добавляет роль мэра Новосибирска. «Сибавтобан» активно борется за городские подряды. В прошлом году компания сдала вторую очередь улицы Георгия Колонды, которая является главным дорожно-строительным проектом пятилетки Локтя. Также компания получала крупные подряды по программе «Безопасные и качественные дороги». «Сибавтобан» заинтересован, чтобы так продолжалось и дальше. Но аллергия Локтя на Ксензова, симптомы которой были ясно видны во время их совместной работы в городе, могла осложнить дальнейшее сотрудничество.

Счастливым разрешением наметившейся коллизии для компании стало решение Аксёнова оставить Ксензова в министерстве. Неизвестно, какую роль тут сыграло признание чиновника в симпатии к «Сибавтобану», сделанное в момент карьерной неопределённости. Возможно, позиции сибиряков решили укрепить, чтоб не отдавать монополию питерцам. В любом случае, примеры предшественников показывают, как быстро меняются руководящие кадры в дорожной отрасли Крыма и насколько велики там риски. Поэтому тема возвращения на родину не закрыта, и политизированная общественность может дальше обсуждать достоинства Ксензова как градоначальника, тем самым вновь и вновь провоцируя не изживаемые комплексы Локтя.

Другие материалы