Оборонная инициатива ВИС

Группа ВИС рассчитывает построить в Новосибирской области склады для минобороны в рамках концессии, заключить которую распорядился премьер-министр Дмитрий Медведев. Стоимость контракта неофициально оценивается в 30 млрд рублей.

26 ноября 2019 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение №2813-р о заключении с ООО «Одиннадцатая концессионная компания» концессионного соглашения о создании и эксплуатации зданий, строений и сооружений, оснащаемых соответствующим оборудованием и предназначенных для складирования, хранения и ремонта имущества вооружённых сил России, в том числе объектов производственной и инженерной инфраструктуры, расположенных в Новосибирской области на федеральных землях (распоряжение есть в редакции ЦДЖ). Концедентом в этом проекте является министерство обороны РФ. Ведомству Сергея Шойгу поручено в 150-дневный срок подготовить проект концессионного соглашения и согласовать его с федеральными минэкономразвития и минфином.

Ряд основных параметров будущей концессии глава правительства уже определил. Нет точной информации лишь о стоимости контракта. Она должна определиться по итогам работы над соглашением, а в течение 730 дней со дня подписания, после того, как объект будет построен и принят в эксплуатацию, объём финансового обеспечения нужно будет уточнить. Плата концеденту пойдёт из федерального бюджета за счёт ассигнований, выделяемых для минобороны.

Заключение договоров аренды участков должно пройти в 60-дневный срок с момента подписания концессии, а стоимость аренды составит 1 рубль в год. Строительство объекта должно уложиться в 36 месяцев со дня выдачи разрешения. Срок действия концессионного соглашения составит 18 лет.

Основные условия концессии допускают возможность досрочного расторжения с обязательной компенсацией фактически понесённых расходов. Упущенная выгода подлежит возмещению только в том случае, если вред причинён вследствие умысла и грубой неосторожности стороны, по вине которой возник ущерб. При этом концессионер принимает на себя страхование рисков ответственности за нарушение обязательств по данному соглашению и оплачивает его за свой счёт.

Инвестирование должно пройти в два этапа – проектно-изыскательские работы, а следом строительство и оборудование. Строить и оснащать объект концессионер будет за счёт собственных и заёмных средств. Концессионная плата составит 1 рубль в год. Общий размер вложений в создании объекта будет определён в концессионном соглашении, как и размер платы концедента. Последняя включит базовый эксплуатационный платёж, осуществляемый после создания объекта, и базовый инвестиционный платеж, который компенсирует расходы концессионера на создание объекта. Фактические эксплуатационные платежи концессионер будет получать ежегодно.

В приложении к документу указаны технические параметры будущего объекта. Объём хранения имущества запланирован на уровне 91,36 тысяч тонн и 4391 транспортного средства. Складские мощности предполагается использовать для нужд разных родов войск и армейских подразделений. Из описания объектов, запланированных к строительству, следует, что объект появится вблизи железной дороги.

«Одиннадцатая концессионная компания» на 100% принадлежит питерской Группе ВИС, основным акционером которой сейчас является Игорь Снегуров. Источник ЦДЖ сообщил, что предварительно участок для строительства концессионного объекта уже согласован на территории Новосибирского района. Стоимость концессии пока неофициально оценивается на уровне 30 млрд рублей. Источник в ВИС считает, что соглашение с минобороны будет подписано в середине 2020 года, а строительство завершится в 2022-м.

Одновременно с новосибирским проектом, аналогичные концессии для минобороны ВИС рассчитывает получить в Свердловской области и Хабаровском крае. И там, и там (как и в Новосибирской области) у группы большие проекты и планы. В Свердловской области ВИС намерена строить метрополитен и наземный рельсовый транспорт (соглашение об этом подписано с правительством региона, Российским фондом прямых инвестиций и China Railway Construction Corporation Limited). В Хабаровском крае ВИС по концессии строит обход столицы региона, это крупнейший транспортный проект на Дальнем Востоке.

Для ВИС «оборонная» концессия станет уже пятым проектом в Новосибирской области. В 2017 году входящая в группу «Сибирская концессионная компания» заключила концессионное соглашение на строительство и эксплуатацию Центрального моста. В том же году ВИС купила компанию «Экология-Новосибирск», ранее получившую от областного правительства концессию на строительство двух мусоросортировочных комплексов мощностью 800 тысяч тонн в год. В 2018 году «Экология-Новосибирск» выиграла конкурс по определению регионального оператора в сфере оборота твёрдых коммунальных расходов. В 2019 году «Седьмая концессионная компания», входящая в ВИС, стала концессионером строительства 7 поликлиник в Новосибирске.

Уже подписанные новосибирские контракты ВИС в совокупности тянут более чем на 50 млрд рублей. Даже без «оборонной» концессии группа может считаться самым капиталоёмким участником региональной экономики. Однако по каждому из заключенных контрактов есть большие вопросы. По мосту до сих пор не готова территория для строительства, концессия на мусорозаводы заморожена, непонятны перспективы передачи участков под поликлиники, претензии к работе регоператора со стороны некоторых перевозчиков мусора и ТСЖ то и дело выходят в политическую плоскость. Есть сомнения и в финансовом потенциале группы. Если концессия с минобороны будет подписана, она добавит ВИС политического веса и привлекательности в качестве источника контрактов для новосибирских компаний, но вряд ли снимет вопросы по прочим региональным проектам.

Другие материалы