Информационно-аналитическое агентство

Краткое содержание Сводки ЦДЖ №2 (466)

  • Городским районам остаётся завидовать Затулинке

    В горсовете назревает скандал по поводу диспропорции распределения денег между районами. Расходы на наказы и крупные проекты благоустройства показывают крен в сторону Кировского района, представленного влиятельной группой депутатов.

    Программу наказов утверждает горсовет. Но денег на её полноценное исполнение в бюджете не было, и нет. Поэтому исполнение наказов сдвигают в будущее, финансируя программу только частично. При этом деньги распределяются непропорционально: одни районы получают больше других. Сторонники действующего подхода считают, что пропорции не должны быть приоритетом – надо финансировать, в первую очередь, самые необходимые наказы. Но в горсовете назревают сомнения в справедливости такого принципа, и дальше могут пойти вопросы по поводу реальной «необходимости» наказов, поставленных в план на оплату.

    Первый обмен мнениями по поводу обоснованности распределения денег произошёл на сессии горсовета в конце декабря. Депутат Наталья Пинус удивилась существенному перекосу финансирования в пользу Кировского района в бюджете 2018 года. В ответ спикер Дмитрий Асанцев сообщил, сколько, по его сведениям, приходится на каждый район. Лидером оказался Дзержинский – 197 млн. Но если вычесть расходы на капитальное строительство, то на дзержинские наказы остаётся лишь 26 млн. Разброс расходов по прочим районам, исключая Кировский, от 16 до 55 млн на год. На Кировский же приходится 123 млн.

    Дискуссия по распределению наказов развернулась одновременно с утверждением планов по реализации в Новосибирске федеральной программы «Формирование комфортной городской среды». 22 декабря депутаты: Наталья Пинус, Валерий Науменко, Вячеслав Илюхин, Леонид Рыбин и Александр Бурмистров направили мэру Анатолию Локтю письмо с просьбой уделить особое внимание распределению средств в рамках программы, действующей с 2017 по 2021 годы. В прошлом году в рамках программы власти провели первую очередь реконструкции Михайловской набережной. С 2018 по 2021 годы из бюджета города планируется выделять по 140 млн ежегодно, плюс федеральное и областное софинансирование. «Есть основания полагать, что следующая возможность направить такие значительные средства на благоустройство городских общественных пространств наступит не в ближайшей перспективе», – считают авторы письма и предлагают Локтю направить две трети выделяемых по программе денег (около 420 млн рублей) на благоустройство районов, исходя из примерной численности населения, около 40 млн на район (или по 10 млн на депутатский округ).

    «Такое распределение средств программы считаем справедливым для всех горожан», – написано в письме мэру. Депутаты напоминают, что летом 2017 года в районных администрациях прошли обсуждения проектов: «сформированы предложения, горожане ожидают появления благоустроенных пространств непосредственно в районах по этой программе».

    «В случае затруднения принятия управленческих решений по каким-то причинам, считаем возможным рассмотреть целесообразность проведения общегородского тематического опроса или референдума в Новосибирске, приуроченного к выборам Президента РФ в марте 2018 года», – предлагают авторы письма. Новости этой недели показывают, что руководство мэрии намерено использовать идею голосования за районные проекты благоустройства для повышения явки на выборы 18 марта. Но совершенно непонятно, судьбу, каких проектов будет предложено решить горожанам. Потому что средства по городской программе мэр расписал ещё 29 декабря, и здесь вновь есть повод для вопроса о диспропорции в пользу Кировского района.

    Это обсуждалось на комиссии по городскому хозяйству, чтобы поставить Затулинку впереди, вдруг денег не хватит.

    По сведениям ЦДЖ, именно это и послужило поводом для обращения депутатов к Локтю. В конце года в мэрии почти открыто говорили, что судьба средств по программе решена. И деньги планируется распределить по четырём направлениям: завершение реконструкции Михайловской набережной, благоустройство улицы Ленина в «пешеходной» части от площади до Советской, благоустройство бульвара на Красном проспекте от площади Будагова до площади Ленина и создание так называемого дисперсного парка в Кировском районе на Затулинке. То есть, за исключением центральных объектов, которые можно считать визитными карточками города, Кировский район единственный претендует на средства программы. Более того – в декабре на комиссии по городскому хозяйству обсуждалась возможность скорейшего начала финансирования работ по Затулинке, чтобы успеть максимально использовать федеральные деньги именно в Кировском районе.

    Речь идёт о большой сумме – порядка 420 млн рублей на благоустройство парка «Бугринская роща», затулинского городка аттракционов и сквера «Союз кировчан». Напомним, что авторы письма к мэру предлагали распределить аналогичную сумму по 10 районам. Но 29 декабря мэр подписал постановление о муниципальной программе «Формирование современной городской среды на 2018-2022 годы», где объектами финансирования указаны лишь те же: набережная, улица Ленина, Красный проспект и кировский дисперсный парк.

    На этой неделе Локоть объявил о проведении 18 марта опроса новосибирцев, чтобы определить самые востребованные территории для благоустройства. Проходить опрос будет на избирательных участках, одновременно с президентскими выборами. По словам мэра, в прошлом году власти промониторили 237 общественных пространств Новосибирска. Будут ли все они предложены для оценки горожанам или нет, пока непонятно. Также как неизвестно предполагаемое количество территорий-победителей, источники финансирования и сроки благоустройства. Если бы четыре проекта, указанные в постановлении Локтя от 29 декабря, прошли проверку общегородским референдумом, вопросов по ним не было бы. Но сейчас власть, похоже, оставляет возможность потратить основные средства для центра и Кировки, предлагая прочим районам посоревноваться за что-то в небе – то ли синицу, то ли журавля.

    Кировский район один из крупнейших в Новосибирске. В горсовете район представляют пять депутатов, четверо из которых (включая спикера Дмитрия Асанцева) связаны со спортивным клубом «Успех» Вениамина Пака, возглавляющего комитет по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике Законодательного собрания. Дружественные «Успеху» политики и чиновники действуют на разных уровнях власти. Это неформальное сообщество обладает значительным политическим влиянием. Является ли перекос в финансировании кировских проектов следствием политической борьбы? Письмо мэру о программе благоустройства подписали лишь 5 из 50 депутатов. Но когда тема распределения денег между районами по наказам и по благоустройству будет раскручиваться, озадаченных депутатов может стать гораздо больше.

    Вряд ли представителям Кировки нужен имидж стяжателей городских денег в условиях дефицита бюджета. А вот какой интерес у мэра, как будто подыгрывающего Асанцеву и его коллегам – вопрос более интересный. В конечном счёте, решения о распределении денег и по наказам, и по программам, принимает Локоть. Помогает ли он кировским депутатам или наоборот подставляет их под критику коллег? Асанцева считают вероятным претендентом на пост мэра. Несмотря на союзнические отношения и общую позицию по ряду вопросов, Локоть заинтересован в рычагах сдерживания для спикера-единоросса.

  • Дома на «Просторном» ввели без огласки

    По итогам 2017 года мэрия отчиталась о вводе почти 1 млн квадратных метров жилья. В том числе, наконец-то принята часть домов на жилмассиве «Просторный» группы компаний «Дискус». Но чиновники и застройщик почему-то не спешат этим хвастаться.

    Новосибирск много лет входит в топ российских городов по объёмам строительства. Хотя отрасль заметно просела в 201-м, сибирской столице удалось сохранить вторую позицию в рейтинге с результатом 1,04 млн квадратных метров новой застройки. На первом месте Ростов-на-Дону, где построили 1,118 млн квадратов. По словам начальника управления архитектурно-строительной инспекции мэрии Анатолия Мотыги, план выполнен на 91%. Ввод домов на «Просторном» подсказывает, что этот показатель вызывает сомнения в части качества.

    Итоги отрасли за 2017 год на этой неделе подвели на президиуме мэрии. Глава муниципалитета Анатолий Локоть пообещал строителям поддержку. В том числе, проблемным застройщикам. Речь шла, в частности, о группе компаний «ПТК-30», задерживающей ввод жилья. Градоначальник подчеркнул, что «не организацию спасаем, не вмешиваемся в конкуренцию на рынке». Главное чтоб не появлялись новые обманутые дольщики. Но, по сути, город поддерживает бюджетными деньгами именно организации, нарушающие обязательства. Даже если из-за этого срываются программы с федеральным и областным софинансированием.

    У мэрии есть ресурсы и полномочия для покупки квартир в рамках программ по расселению ветхого и аварийного жилья, а также по развитию застроенных территорий. Контракты заключаются на конкурсной основе, но обычно действо срежиссировано так, что победитель известен заранее. В последние годы мэрия уже несколько раз покупала квартиры у компаний, задерживающих ввод и подающих признаки банкротства. Так, например, «Доступное жильё – Новосибирск» сорвало срок сдачи квартир для мэрии (на президиуме мэр с сожалением отметил, что жильё так и не сдали, а 200 млн бюджетных рублей зависли). Перспективы ввода жилья, купленного в жилом комплексе «Рихард», остаются не прояснёнными. На этом фоне в прошлом году чиновники решили купить квартиры в «Просторном», где сроки сдачи домов сдвигались не кварталами, а годами. Несмотря на то, что группа компаний «Дискус» является крупным должником за аренду городской земли, а юрлица владельца – депутата горсовета Алексея Джулая – то и дело фигурируют в делах о банкротстве.

    Сводка рассказывала про, наделавшее в прошлом году шума, письмо Мотыги вице-мэру Алексею Кондратьеву относительно перспектив ввода домов на «Просторном». Глава УАСИ предупреждал о серьёзных препятствиях, местами кажущихся неустранимыми. У котельной, снабжающей жилмассив, не было паспорта готовности от Ростехнадзора. Не было разрешений на строительство теплотрасс, водоводов, канализации, кабельной линии и автодорог в микрорайоне. Электроснабжение шло по временной схеме. В домах не были возведены тамбуры входных групп, предусмотренные проектом. Часть сетей выстроены в охранных зонах «Горводоканала» без согласования с монополистом. Не были получены разрешения на строительство подземных 16 автопарковок, а проекты трёх строящихся парковок «Дискус» самовольно изменил.

    «Застройщиком осуществлено самовольное заселение 14 жилых домов в данном жилмассиве при их технической неготовности к эксплуатации, поскольку строительно-монтажные работы в полном объёме на этих объектах не завершены, что также несёт угрозу безопасности для проживающих в них лиц, – говорилось в письме Мотыги. – Считаю необходимым довести до Вашего внимания вышеуказанные факты, чтобы при рассмотрении вопроса приобретения квартир в строящихся жилых домах жилмассива «Просторный» для размещения в них жителей, переселяемых по программе расселения из ветхого и аварийного жилья, Вы могли бы более взвешенно подойти к принятию необходимого решения».

    Тем не менее, в октябре управление по жилищным вопросам мэрии купило квартиры на «Просторном» на 133,5 млн рублей. Две трети этой суммы – областное софинансирование. Деньги обязательно нужно было освоить до конца года. Чтобы заплатить их юрлицу Джулая, муниципальным юристам даже пришлось подправить конкурсную документацию: до сих пор мэрия покупала либо готовое жильё, либо по договорам долевого участия, страхующим риски покупателя. Для Джулая, строящего по кооперативным схемам, мэрия сделала исключение, повысив собственный риск.

    По контракту готовое жильё в сданных домах поставщик должен был передать не позднее 1 декабря. В конце ноября Мотыга в ответе на запрос ЦДЖ сообщил, что по поводу ввода домов на «Просторном» в УАСИ застройщик не обращался. Тем не менее, 15 декабря четыре дома были официально приняты. Это позволило Джулаю исполнить контракт с мэрией, хоть и ценой некоторых штрафных санкций. Если бы квартиры не были переданы до конца года, контракт был бы сорван бесповоротно.

    «Дискус» много тратит на рекламу, однако такое значимое событие, как долгожданный ввод первых домов на «Просторном», уже месяц остаётся вне поля зрения СМИ. Казалось бы, столь значимый повод нужно выносить на главные страницы масс-медиа. Ведь были скептики (в том числе, среди чиновников и депутатов), считающие, что дома на «Просторном» могут быть введены лишь в очень отдалённой перспективе. Но сведений о вводе нет даже на сайте застройщика.

    Избегают говорить о «Просторном» и в мэрии. На президиуме, где обсуждали итоги отрасли, про «Дискус» не сказали ни слова. Хотя для Мотыги было бы правильно объяснить, как же случилось такое чудо – за полгода застройщик смог устранить столь масштабные нарушения и снять все претензии УАСИ.

    Возможно, затишье объясняется тем, что реального повода похвастаться нет. В ответ на запрос информационного сайта SibPublicFaces в мэрии сообщили, что разрешения на ввод четырёх корпусов дома №41 по улице Николая Сотникова выданы после предоставления застройщиком необходимых документов, без осмотра УАСИ. И это правильно, потому что визуальный осмотр показывает, что «Просторный» даже в обжитой части по-прежнему напоминает стройплощадку. Авторы SibPublicFaces побывали в принятых мэрией домах и увидели – идёт отделка, лифты не работают, территория не благоустроена. Фактически строительство продолжается. Но по документам, выданным в УАСИ, дом полностью пригоден к эксплуатации.

    Вслед за журналистами на экскурсии в «Просторный» едут представители компаний-застройщиков. Конкурентам Джулая интересно, с каким масштабом недоделок можно прогибать мэрию ради сдачи домов. Впрочем, может быть, чиновникам того и надо, раз уж мэр обещает и дальше помогать проблемным застройщикам. Ради крупных показателей количество становится важней качества, несмотря на риск персональной ответственности чиновников. Но если выяснится, что мэрия тратит областные и федеральные деньги на покупку недостроев под видом готового жилья, никакими рекламными кампаниями заретушировать проблему не удастся.

  • Святки прошли, а на будущее Толоконского всё гадают 

    Молва приписывает Виктору Толоконскому новые и новые проекты по возвращению во власть. Один из обсуждаемых – поход в Законодательное собрание с перспективой на пост председателя.

    На этой неделе официально подтвердились осенние слухи о возможном трудоустройстве Толоконского в РЖД. Правительство России официально согласовало кандидатуру Виктора Александровича в совет директоров железнодорожной монополии. Многим это показалось бы лакомой синекурой перед пенсией. Но Толоконскому нужно политическое влияние и работа на публику. В РЖД ему будет сложно реализоваться. Поэтому со стороны кажется, что политику безразлично, состоится его назначение в совет директоров, или нет. Пока Виктор Александрович утверждает, что даже разговоров об этом не было, и нет. Должность, в любом случае, факультативная, и оставляет время и возможности для других проектов.

    Несмотря на режим неполного рабочего дня, в прошлом губернатор и полпред, а ныне главный советник мэра Новосибирска Виктор Толоконский ведёт очень активную деятельность. В основном, встречается с людьми. Народная тропа к кабинету советника с неопределёнными полномочиями не пустует. Многие представители местного истеблишмента считают потенциал Толоконского неисчерпанным. Тем более, раз уж в СМИ то и дело появляются заметки про большое будущее новосибирского губернатора. Так, например, накануне Нового года Тайга.инфо опубликовала мнение источника, что Толоконский в 2018-м может занять вновь создаваемый пост вице-премьера по развитию Сибири, совмещённый с должностью полпреда президента в Сибирском федеральном округе.

    Тема появления вице-премьера по Сибири обсуждается не первый год. Поводом для этого остаётся статус Юрия Трутнева – вице-премьера по развитию Дальнего Востока и полпреда по ДФО. Если такой ресурс доступен Дальнему Востоку, то почему не Сибири? Вопрос логичный, но он может ещё неопределённо долго висеть в воздухе. Заход Толоконского в правительство это другая, тоже давняя тема. Прошлой весной ЦДЖ рассказывал о слухах, будто Виктор Александрович готовится покинуть кресло красноярского губернатора ради поста вице-премьера по металлургии, создаваемого под проектное развитие отрасли. Частично слухи оправдались – пост губернатора Толоконский покинул. Источник ЦДЖ в администрации Президента считает, что «вице-премьерские» амбиции Виктора Александровича способствовали его досрочной отставке.

    Но две темы наложились одна на другую, и вновь появился повод пообсуждать возможность перехода в Толоконского на федеральный уровень. Но серьёзных оснований ждать чего-то подобного, нет. Источники Сводки рассказывали, что в обмен на добровольную отставку с поста красноярского губернатора Виктору Александровичу предлагали пост заместителя министра транспорта. Толоконский отказался и покинул Красноярск, хлопнув дверью, не дождавшись публикации указа о своей отставке.

    На встрече с губернаторами-отставниками в начале ноября Владимир Путин пообещал пригласить их на новогодний приём в Кремль. Однако на ёлку к Президенту попали не все. В опубликованном на сайте главы государства списке приглашённых не оказалась экс-губернаторов Красноярского края, Новосибирской и Омской областей. В ноябре Виктор Толоконский, Владимир Городецкий и Виктор Назаров получили ордена из рук Путина. Отсутствие приглашения в Кремль на фоне государственной награды может говорить, что федеральная карьера трёх губернаторов-отставников завершена.

    Но вполне вероятно, что федеральный уровень Толоконскому действительно не нужен. Большую часть своей карьеры Виктор Александрович говорил о желании жить и работать в родном Новосибирске. Слухи о его возможном переезде в Москву, то и дело запускавшиеся с начала нулевых, преследовали целью поднять значимость Толоконского в регионе. В мае 2018-го ему исполнится 65. Нужно ли политику в этом возрасте назначение на какой-либо крупный пост, чтобы каждый год переживать насчёт продления контракта? Выборный статус даёт гарантии получше.

    Желание Толоконского вновь бороться за пост губернатора это миф. Не то, что ему не дадут – самому уже не хочется. Работа в законодательной власти даёт больше возможностей. В 2005 году Толоконский, будучи губернатором, руками своих ближайших сподвижников Алексея Беспаликова и Евгения Покровского взял областное заксобрание под жёсткий контроль. С тех пор депутатов стали называть «однокнопочными». В одно время спорить с исполнительной властью стало бессмысленным, а позже и вовсе опасным. Этот подход в отношениях с законодателями унаследовал и преемник Толоконского Василий Юрченко. Ситуация радикально изменилась в созыве 2015 года, после того, как большинство депутатов, вопреки мнению губернатора Владимира Городецкого, проголосовали на выборах спикера за Андрея Шимкива. Престиж и влияние заксобрания за последние два года существенно выросли. Выбирая в нынешних реалиях между исполнительной и законодательной властью, опытный политик выберет последнее.

    Потенциально полномочия депутата ограничивает лишь срок его жизни. Можно избираться сколько угодно созывов подряд. Точно также как и сохранять за собой руководящие позиции. Для Толоконского это идеальный вариант, позволяющий бесконечно долго оставаться во власти на солидной позиции. Насколько он осуществим?

    В нынешнем созыве есть депутаты, готовые по тем или иным причинам досрочно отказаться от полномочий. На освободившемся округе пройдут довыборы. Если поспешить, можно успеть провернуть проект так, что они будут совмещены с губернаторскими выборами в сентябре. У Толоконского большой опыт предвыборных кампаний, он может рассчитывать на административную поддержку мэрии, на политический ресурс коммунистов и на деньги лояльных бизнесменов. Но что дальше? Кто-то распускает слухи, будто Виктор Александрович намерен непременно бороться за пост спикера. В нынешнем созыве это вряд ли реально: сложно представить обстоятельства, ради которых депутатское большинство сменило бы Шимкива на Толоконского. Наверняка это понимает и сам Виктор Александрович. Но его тандем с Андреем Ивановичем мог бы дополнительно усилить законодательную власть. Может, именно поэтому Толоконского и Шимкива пытаются столкнуть лбами ещё до того, как появятся реальные предпосылки.

  • Зачётный период Травникова

    Первые 100 дней Андрея Травникова на посту врио губернатора Новосибирской области обещают региону старт масштабных инвестиционных проектов на контрасте с бесплодными спорами, в которых власти провели большую часть 2017-го.

    100 дней считается рубежом, после которого можно анализировать и критиковать работу нового руководителя. Для Травникова этот срок формально истёк на выходных. Но возможности освоиться на посту высшего должностного лица региона без оценок со стороны у него не было. Сразу после назначения Андрей Александрович оказался в центре повышенного внимания. Каждый его шаг, каждая встреча, каждое заявление фиксировали, изучали, анализировали и публично комментировали. Новосибирские политики, журналисты, общественники пристально вглядывались в незнакомого руководителя, присланного из другого региона – и не стеснялись в оценках. В том числе, публичных.

    Травникову достался сложный фронт. К середине 2017 года управляемость в Новосибирской области можно было поставить под вопрос. В разных рейтингах и по ключевым социально-экономическим показателям регион держался на позициях лучше, чем в среднем по России. Но выдвинуться дальше середнякового рубежа не получалось. Губернатор Владимир Городецкий и правительство инициировали крупные инвестиционные проекты, в теории, ведущие к качественным переменам. Но условия и пути воплощения проектов встречали сопротивление общественности и коллег из других органов власти.

    Причём сопротивление становилось дружней и крепче благодаря успехам в наступлении. Областная власть сдавала позиции, одну за другой. После решения об отмене повышения тарифов на воду и тепло на 15% в апреле 2017-го под вопросом оказались и прочие масштабные проекты правительства – Центральный мост, мусоросортировочные заводы, новая спортивная арена, сеть городских поликлиник. Если уж власть не смогла отстоять необходимость инвестиций в модернизацию теплосетей и «Горводоканала», то экономические модели концессий давали критикам ещё больше поводов для сомнений.

    Следствием стал более серьёзный вопрос: если политическая и общественная элита Новосибирска не в состоянии консолидироваться для такого очевидно-позитивного проекта, как строительство нового стадиона, то можно ли рассчитывать на консолидацию усилий для организации выборов Президента? Травников оказался в роли антикризисного управляющего, которому для выполнения задачи нужно было одной рукой успокоить протестные настроения, а другой обеспечить продвижение проектов, стратегически важных для региона.

    Первые 100 дней Травникова можно охарактеризовать одним словом – диалоги. С раннего утра до позднего вечера, без выходных врио губернатора встречался с лидерами мнений. Сначала чтобы выяснить точки зрения максимально широкого круга местных стейкхолдеров. Затем – чтобы донести свою. И на открытых совещаниях, и на личных встречах Травников прямо формулировал своё мнение. Даже в ущерб популярности. Так, например, Андрей Александрович говорил, что отмена концессии по строительству Центрального моста была бы выгодным популистским шагом, но лично он считает проект важным. Для накачки рейтинга врио губернатора, думающий о предстоящих выборах, мог бы просто выбросить за борт неоднозначные проекты предшественника, как непопулярный балласт. Травников же взялся искать компромиссы. И первые результаты показывают, что выбранный путь небезнадёжен.

    Навстречу растущему запросу на открытое обсуждение проектов Травников начал внедрять новые форматы. Уже привычными стали собрания с участием областных и городских чиновников, депутатов разных уровней, экспертов, общественников. Врио губернатора научился работать с Законодательным собранием, областной Общественной палатой, региональными организациями ОНФ и «Единой России». Андрей Александрович добивается, чтобы дискуссии были не ради дискуссий (этим много грешили в 2017-м), а ради результата, с которым можно работать.

    Благодаря выстроенным отношениям с разными центрами влияния, инициативы Травникова находят поддержку большинства участников обсуждения, и выглядят как производное консенсуса. Это не значит, что все довольны, но пока критики остаются в меньшинстве. Так было при обсуждении проекта Центрального моста перед подписанием концессионного соглашения. Так выглядит теперь ситуация с выбором площадки под строительство нового ледового дворца спорта. Следующие испытания – поиск выхода из тупика в решении проблемы утилизации отходов и перезагрузка проекта концессии по строительству семи поликлиник в Новосибирске. Нюансы обоих проектов должны проясниться в первом квартале, до президентских выборов.

    На фоне работы над улучшением условий проектов, доставшихся в наследство, Травников намечает контуры собственных. Из объявленных планов по созданию Стратегии развития региона на срок до 2030 года видно, что главную ставку врио губернатора хочет сделать на науку и инновации. Не в теоретической, а в прикладной части, чтобы передовые разработки институтов СО РАН непосредственно отражались в производственных программах новосибирских предприятий. Поэтому Травников обособил под свой личный контроль управление науки и инновационной политики в областном правительстве. Впрочем, структурные изменения и перестановки в областной власти за 100 дней были точечными и деликатными. Глава региона двигается к президентским выборам, стараясь не будоражить лишний раз обидчивые новосибирские элиты.

    18 марта станет следующей реперной точкой в новосибирской карьере Травникова, более чётко обозначающей его перспективы. До выборов Президента Андрей Александрович не хочет говорить о своих планах насчёт участия в губернаторских выборах. Кому-то это может показаться неискренним. Но такая позиция – дань уважения и приглашение к сотрудничеству новосибирским лидерам мнений, способным повлиять на явку и результат президентских выборов. Судя по тактике Травникова, можно предположить, что его выдвижение на пост губернатора тоже станет результатом широкого обсуждения, как некий общественно-политический консенсус. Первые 100 дней показали, что врио губернатора уже научился выигрывать на новосибирском поле большинством. Причём без прямой административной поддержки Кремля, которой бравируют некоторые его недавно назначенные коллеги в других регионах.

  • Место стройки изменить нельзя

    Лучшей площадкой для нового стадиона областные и городские власти признали участок на левом берегу реки возле Горской, который выбрали в 2016-м, да чуть было не отказались в 2017-м. Стоимость стройки и распределение расходов ещё предстоит уточнить.

    12 января по инициативе врио губернатора Андрея Травникова предполагаемые площадки для строительства ЛДС обсудили на собрании чиновников правительства и мэрии вместе с депутатами областного и городского уровней. Участникам представили сравнительный анализ пяти участков, выполненный областным минстроем. Сводка в декабре публиковала предварительные расчёты чиновников. Самой дорогой в освоении получилась территория в бывшем аэропорту «Северный», где владелец – компания «СДС-Строй» – вызывалась подарить региону 10 га земли в обмен на решение проблем, сдерживающих застройку. После собрания 12 января понятно, что построить транспортную инфраструктуру вокруг аэродрома за бюджетный счёт уже не получится, и прочие ограничения, из-за которых дочка СДС не может там строить многоэтажки, остаются в силе.

    По предварительным расчётам минстроя, площадка возле Горской не самая дешёвая в освоении. Тем не менее, по совокупности факторов и в сравнении с другими участками, её признали оптимальной. В очередной раз. Поскольку когда возникла идея провести в Новосибирске молодёжный чемпионат мира по хоккею, стадион планировалось строить именно здесь, в соответствии с генпланом города. Вместе со строительством станции метро «Спортивная» стоимость освоения территории оценивается примерно в 4 млрд рублей. Судя по проекту, разработанному в прошлом году компанией «Парк чемпионов», это очень оптимистичный подход.

    Стоимость возведения арены на 12 тысяч зрителей консультант оценивал в 4,5 млрд рублей, а вложения в транспортную и инженерную инфраструктуру примерно в 7 млрд. При реализации плана, предложенного «Парком чемпионов», инвестор должен был вложить в проект 7 млрд рублей и отбить вложения за счёт строительства жилья возле арены. Бюджетные затраты при этом должны были составить 6,7 млрд. В отсутствие инвестора расходы в 11,2 млрд должны лечь на плечи региона и города при теоретической поддержке федерации.

    Однако проект «Парка чемпионов», похоже, уже в безвозвратном прошлом. Представитель компании Сергей Саркисян сообщил автору ЦДЖ, что никаких консультаций с новосибирскими властями о продолжении сотрудничества не ведётся. На собрании 12 января Травников объявил, что, как минимум, начало строительства придётся финансировать бюджетными деньгами. Областные и городские депутаты поддержали вариант с Горской подавляющим большинством, без особых вопросов. Всё выглядит так, будто единственным камнем преткновения, помешавшим началу строительства в 2017-м, была перспектива жилой застройки в пойме Оби. Возможность распределить расходы между бюджетом и частным инвестором городские власти посчитали неинтересной.

    Что ж, теперь интересно, сколько и в какие сроки придётся выложить за стадион из областного и городского бюджетов. «Никаких альтернативных инвестиционных предложений у нас нет, а сроки ограничены. Крупную стройку за счёт консолидированного бюджета региона в короткий срок поднять будет достаточно сложно», – заявил Травников. Это значит, что слухи о готовности неких инвесторов реализовать проект в районе Экспоцентра или в Бердске, роившиеся вокруг кабинета первого вице-премьера Владимира Знаткова, остались на уровне пустых разговоров. Главный советник мэра Виктор Толоконский добавил пилюле горечи, отметив, что использовать поручение Президента для привлечения федерального финансирования уже не удалось, а до конца работы правительства остаётся меньше четырёх месяцев, так что на деньги из Москвы рассчитывать не приходится.

    Травников получил политическую поддержку, необходимую для движения к новому стадиону, но непонятно, насколько город готов вкладываться деньгами. На собрании спикер горсовета Дмитрий Асанцев осторожно заметил, что принятие решений не в компетенции городских депутатов, и речь шла лишь про обмен мнениями. Мэр Анатолий Локоть после собрания написал в «фейсбуке» более однозначно: «Ледовый дворец будет построен за счёт федеральных и областных средств. Инфраструктура и подведение коммуникаций – это ответственность мэрии». Но в соцсети развернулась дискуссия между депутатами, чиновниками и журналистами по поводу того, что именно имел в виду мэр. В остатке видно, что в городском бюджете денег на освоение площадки пока не просматривается.

    17 января на пресс-конференции Травников назвал «Парк чемпионов» одной из организаций, с которыми планируются переговоры о проектировании и строительстве арены. Несмотря на то, что дворец спорта будут строить за счёт бюджета, для развития прилегающей территории врио губернатора считает целесообразным строительство коммерческих объектов рядом с ЛДС. «Прошу относиться к этому спокойно», – подчеркнул Андрей Александрович, напомнив, что жилищное строительство в пойме Оби новой концепцией не предусмотрено.

  • Навстречу миллиардным контрактам

    Как и предсказывал ЦДЖ, Иван Шмидт официально стал главой министерства строительства Новосибирской области. В Группе «ВИС» – фактически крупнейшим концессионером региона – продолжаются перестановки.

    В прошлом выпуске Сводки мы рассказывали, что интриги вокруг персоны нового министра уже нет: перед Новым годом замминистра Иван Шмидт, исполняющий обязанности главы ведомства после отставки Сергея Боярского, согласился на повышение. Интрига сохраняется вокруг перспектив перераспределения полномочий между ведомствами. Также открыт вопрос по вице-премьеру – непосредственному куратору минстроя.

    Тем не менее, в отсутствии официальной информации о преемнике Боярского одна из ключевых отраслей прожила полтора месяца, и дальше тянуть стало уже невмоготу. 17 января на заседании комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Законодательного собрания депутаты решили обратиться к врио губернатора с просьбой ускорить назначение нового министра. «К сожалению, мы не можем сегодня задать вопрос министру, в силу того, что его нет», – заявил глава комитета Евгений Покровский. Он подчеркнул, что «долго так продолжаться не может», поскольку есть неотложные вопросы, связанные со строительством моста, мусоросортировочных заводов, нового ЛДС.

    Поскольку слухи о реорганизации министерств, с середины декабря ходят по коридорам власти, депутаты на строительном комитете порассуждали о своих идеях в этой части. Олег Сметанин предложил вновь объединить министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ради экономии бюджетных средств, с тем, чтобы ведомство возглавил министр ЖКХ Евгений Ким.

    Травников отреагировал оперативно. В тот же день глава региона на пресс-конференции пообещал официально назначить Ивана Шмидта врио министра строительства в ближайшее время. Следующие преобразования глава региона презентовать не спешит. По сведениям источников ЦДЖ, структурные преобразования намечаются между министерствами строительства и транспорта. Но идея Сметанина включить в реорганизацию министерство ЖКХ вписывается в логику, предполагающую контроль над крупнейшими концессиями региона в одних руках.

    Напомним, что в областном правительстве ждут нового руководителя, курирующего сферы социального, промышленного и инфраструктурного строительства, в которых намечается приток частных и государственных инвестиций. Именно здесь намечены к реализации крупные концессионные соглашения. В первую очередь, речь идёт о строительстве Центрального моста, семи новосибирских поликлиник, ледового дворца спорта и волейбольного центра. В конце года появилась перспектива завершения строительства областного перинатального центра. Также планируется строительно мусоросортировочных заводов. Речь идёт об инвестициях на миллиарды, и координировать проекты будет, скорее всего, новый руководитель со стороны. В среде политиков считают наиболее вероятным кандидатом представителя Группы «ВИС», уже получившей концессии по Центральному мосту и по мусоросортировочным заводам, и проявляющей интерес к другим крупным новосибирским проектам.

    Накануне официального объявления о назначении Шмидта главой минстроя в Группе «ВИС» сменился генеральный директор. Игорь Снегуров уступил пост Юрию Раушкину, работавшему руководителем нескольких дочерних компаний «Газпрома». «ВИС» выступала подрядчиком по разным проектам газовой монополии. В том числе, из-за этого группу связывают с бизнесом семьи Ротенбергов. До конца ноября совет директоров «ВИС» возглавлял Дмитрий Рябов, гендиректор ТЭК «Мосэнерго», подконтрольной Игорю Ротенбергу. Акции Рябова выкупил Снегуров. Эксперты оценили этот шаг как отстройку группы от бизнеса слишком резонансной семьи. Теперь Снегуров, сохраняя контроль над холдингом, отказался от оперативного управления ради вопросов стратегического развития и расширения географии бизнеса. В 2018-м Новосибирская область может стать одной из самых ярких точек на корпоративной карте «ВИС».