Евгений Гаврилов: Лучше купить землю дороже по прозрачным правилам, чем играть в мутные истории

Одной из главных тем для строительного сообщества Новосибирска остаётся уголовное дело против Владислава Крючкова. Директор ГК «Химметалл», заместитель председателя общественного экспертного совета по градостроительству при мэре Евгений Гаврилов считает, что если девелопер нанёс городу ущерб, для взыскания должны использоваться другие способы.

— На прошлой неделе резонанс вызвало ваше предложение выдвинуть Крючкова на премию издания «Деловой квартал» в номинации «Строитель года», несмотря на его заочный арест и объявление в международный розыск. Зачем вы это сделали?

— Я действительно выдвинул Крючкова на «Строителя года», хотя до того его никогда не поддерживал, и взаимоотношения с ним у моих партнёров достаточно сложные. Но сейчас считаю нужным поддержать хорошего застройщика, каких у нас в городе можно сосчитать на пальцах одной руки. Мы видим, что наезд на него очень серьёзный, и он носит однозначно заказной мотив. Сегодня это касается Крючкова, а завтра может коснуться любого строителя.

Помимо того, что мы можем лишиться хорошего застройщика, который строит дома, украшающие город, есть угроза, что мы получим огромное количество обманутых дольщиков. Я знаю, что фактически Крючков сам руководил своими объектами. За его плечами нет серьёзной структуры, способной подхватить управление бизнесом. Могут пострадать люди, которые не получат квартиры не потому, что он куда-то выводил деньги, а из-за наезда со стороны правоохранительных органов. А ответственность ляжет на город и на строительное сообщество. В этом плане хотелось бы консолидироваться и не позволить расправиться с человеком непонятно за что. Один из способов противодействия это попробовать привлечь внимание к ситуации через номинацию «Строитель года». И если бы в экспертном совете было больше застройщиков, кандидатура Крючкова прошла бы. Не хватило одного-двух голосов.

— Насколько подробно вы знакомы с историей, ставшей поводом для уголовного дела?

— Глубже, чем она изложена в прессе. И всё равно для меня остаётся много непонятного. Конечно, хотелось бы получить подробные комментарии правоохранительных органов, что конкретно Крючкову инкриминируют. В открытых источниках пишут, что он выкупил участок земли за 3,5 млн, а продал дороже и чуть ли не самому себе. И от этого бюджет получил ущерб. Но это бред. Выкупить участок, взятый в аренду под строительство объекта, можно не дороже 15% от кадастровой стоимости, это регламентировано законом и статьёй Земельного кодекса 39-20. Позже перепродавать эту землю можно вообще за сколько угодно. Главное, чтоб с этого были уплачены налоги. И я не слышал, чтобы Крючкова обвиняли в уклонении от налогов. Самый криминальный момент истории, о котором я до сих пор слышал, это якобы несуществующий ввод объекта в эксплуатацию.

— Говорят, что участок, впоследствии доставшийся Крючкову, был оформлен в собственность на основании поддельного разрешения на ввод.

— Если использовали поддельный документ, то это беспрецедентный случай, я с таким не сталкивался. Как Крючков с его богатым опытом и командой неплохих юристов мог на эту провокацию поддаться? Кто его мог подставить, по какой причине? Представить себе, что Крючков лично рисовал поддельный документ или просил об этом кого-то, я не могу даже в страшном сне. Если вообще этот документ был. И если он был поддельный.

— Тем не менее, следователи обратились в Интерпол для розыска Крючкова за границей. Это подтверждает серьёзность обвинений?

— Давайте разберёмся с задачами. Из Крючкова пытаются сделать какого-то международного террориста. Можно подумать, он настолько важный преступник, которого надо просто срочно посадить в тюрьму, чтобы он не понаделал чего-то ещё более страшного… На самом деле объявление в розыск перекрывает ему возможности передвигаться и управлять бизнесом. Если есть доказательства, что Крючков нанёс городу ущерб, надо предъявить их, и я уверен, что он всё компенсирует. Задачу вернуть городу недополученные средства надо решать другими методами. А объявление в розыск и заочный арест это решение совершенно другой задачи – ликвидировать хороший, качественный строительный бизнес. Повторюсь, что я не Крючкова в данном случае защищаю, а людей, которые с ним работают, подрядчиков, дольщиков. Чтобы городу не пришлось достраивать остановленные объекты. Сейчас, судя по способам, задача одна – уничтожить бизнес Крючкова. С какой целью – у меня есть версия, но сейчас я её озвучивать не буду.

— Насколько распространены похожие сценарии выкупа земли в строительной отрасли?

— Муниципалитет крайне редко предоставляет или продаёт свободные участки для строительства жилых домов. Землю сейчас предоставляют в основном под развитие застроенных территорий. Это значит, что нужно несколько лет мучиться с расселением ветхого жилья. Процесс сложный, дорогой и затратный по времени. Но сейчас городу не хватает свободной земли даже для того, чтобы компенсировать застройщикам вложения в завершение проблемных домов. Кроме РЗТ, у застройщиков нет других возможностей строить новое, кроме как выкупать участки, которые ещё при прошлой власти выдавали подо что угодно, кроме жилья. Чтобы ввести эту землю в строительный оборот, нужно возводить объекты, под которые изначально выдавалось разрешение. Но давайте рассудим, хорошо ли было бы городу, если бы в центре, на той же Потанинской, построили гараж? Причём некрасивый, и оставили бы его там навсегда. Это же страшно представить. Конечно, лучше, чтобы там появился красивый жилой дом. Но по закону надо сначала построить гараж, выкупить участок, снести гараж и уже после возвести на его месте дом.

А если бы была возможность покупать участки на аукционах по рыночной цене – я только за, и, уверен, Крючков тоже охотней участвовал бы в открытых торгах. Застройщик не пытается здесь что-то сэкономить. Лучше купить землю дороже по прозрачным правилам, чем играть в мутные истории.

Другие материалы