Наследники Мотыги «сушат» ввод жилья

Как живёт строительный комплекс мэрии после увольнения бессменного регулятора Анатолия Мотыги? Без видимых перемен, потому что невидимое, но ощутимое влияние авторитетного чиновника сохраняется.

На следующей неделе исполнится месяц, как обезглавлено управление архитектурно-строительной инспекции мэрии. Проработавший начальником 15 лет Анатолий Мотыга отправлен на пенсию. Ему удалось пройти неопалимым через многие жаркие скандалы. То насчёт точечной застройки, то в связи с вырубкой зелёных зон, то по поводу нарушений у одних застройщиков, то из-за придирок к другим. Даже после смены мэра и масштабной кадровой чистки Мотыга удержался в кресле. А вырубку сквера на Советской ради возведения бизнес-центра впритык к лицею №22 опытнейший чиновник пересидеть не смог.

Выступая перед возмущёнными родителями учеников и жителями окрестных домов на митинге 18 октября, депутаты от КПРФ Сергей Клестов и Сергей Сухоруков выгораживали мэра-однопартийца, утверждая, что Анатолий Локоть в наказание уволил чиновника, допустившего стройку. Однако Анатолий Евгеньевич в комментариях для прессы не стал связывать выход Мотыги на пенсию со скандалом вокруг «Надежды Сибири». Локоть подчеркнул собственное желание начальника УАСИ уйти на покой и рассыпался в комплиментах по поводу профессионализма и личных качеств подчинённого, к сожалению, ставшего бывшим.

По прошествии времени позиция мэра проясняется: простившись с Мотыгой, Локоть не спешит с переменами в УАСИ. Управление является главным регулятором строительного рынка. Здесь выдают и отзывают разрешения на строительство, здесь осуществляется контроль за объектами, здесь оформляют ввод объектов. Значение строительной отрасли для Новосибирска трудно переоценить. Тем не менее, ключевой муниципальный орган уже почти месяц без руководителя.

Формально вопросы в УАСИ решает Евгений Улитко, исполняющий обязанности начальника. Фактически, по словам сотрудников управления, Улитко остаётся замом Мотыги. Анатолий Иванович незримо присутствует в УАСИ, регулярно созваниваясь с несколькими бывшими подчинёнными, раздавая указания и рекомендации. Вполне вероятно, что теневое руководство согласовано с мэром. Разве мог бы Локоть оставить столь значимое управление без компетентного присмотра?

В итоге такой «недоотставки» УАСИ плывёт тем же странным курсом, на котором новосибирских застройщиков стало сильно раскачивать с середины лета. Множатся и становятся тупиковыми проблемы с вводом жилья. Это происходит на фоне резкого падения объёмов на рынке. Напомним, что к сентябрю в Новосибирске было введено лишь 345 тысяч квадратных метров жилья. Это 71% по сравнению с прошлым годом. За последнее десятилетие в сибирской столице привыкли к ежегодному достижению планки в 1 млн квадратов. В прошлом году застройщики ввели 1,043 млн квадратных метров. В этом году миллионный порог кажется недосягаемым.

А между тем заветные девять нулей значимы не только для политического капитала мэра, которому в следующем году идти на выборы. Они играют роль и для губернатора: Андрей Травников заинтересован показать прирост объёмов стройки по итогам своего первого года у руля областной власти. Поскольку в УАСИ дела идут, как при Мотыге, остаётся актуальной версия специального нагнетания ситуации. Чтобы выправить показатели, политиков в конце года могут попросить закрыть глаза на приём в эксплуатацию всего подряд. Как достроенного жилья, так и не вполне достроенного, под обещание доделать в будущем.

«Статус кво» в УАСИ повышает ставки и на то, что одобренные в бытность Мотыги официальным начальником проекты всё же будут реализованы без существенной ревизии. Даже самые скандальные, включая тот же бизнес-центр возле лицея №22. Уволить чиновника проще, чем аннулировать выданное разрешение на строительство. А документ, напомним, Мотыга подписать успел. Проекту застройки территории вокруг лицея уже больше 10 лет. Его реализация была бы невозможна без согласования с Виктором Толоконским, бывшим в то время губернатором (для Толоконских школа №22, можно сказать, семейная). Проект связывают со скандально известным, но влиятельным бизнесменом Евгением Богорадом, ныне судимым за мошенничество. На сегодняшний день стройплощадка как бы ликвидирована. Бдительность возбуждённой общественности усыплена. Но строительная техника может вернуться в любой момент. И окажется, что власти исчерпали возможности отбиться от застройщика. Останется утешаться сказками депутатов, что виновный в строительстве чиновник понёс заслуженное наказание.

Другие материалы