Информационно-аналитическое агентство

Краткое содержание Сводки ЦДЖ №10 (474)

  • Для губернатора главные выборы – президентские

    Кампания по выборам Президента стала мобилизационным экзаменом для врио новосибирского губернатора. К 18 марта Андрей Травников постарался максимально отыграть выгодные информационные поводы и снять политическое напряжение в регионе.

    Сейчас интересно оглянуться на полгода назад, когда по Новосибирску ходили слухи о скорой отставке Владимира Городецкого. Большинство местных экспертов считали, что Кремль не будет досрочно менять губернатора, чтобы избежать риска новых внутриэлитных проблем перед выборами Президента. Такой посыл неофициально транслировали и в правительстве, и в аппарате сибирского полпреда. Но в администрации Президента решили ускорить губернаторскую ротацию.

    Получив назначение в Новосибирск, Травников оказался в сложных условиях. Вновь прибывшему руководителю, не знакомому с местными раскладами, нужно было за несколько месяцев объединить ресурсы весьма самобытной управленческой и деловой элиты для обеспечения убедительной явки и результата на президентских выборах. При том, что административный ресурс областной столицы контролирует мэр от КПРФ, обязанный поддерживать партийного кандидата.

    Предвыборная интрига в Новосибирской области отличается от большинства регионов, где, в основном, гадают, какой будет явка. У нас не менее важен вопрос, как разделятся голоса между Путиным и Грудининым, в пользу которого пахал местный актив КПРФ, включая Анатолия Локтя. Надо отдать должное Травникову – он уважил известные «демократические» традиции Новосибирска и не стал использовать силовые рычаги. В отличие от других сибирских регионов, где власть препятствовала встречам кандидатов с избирателями и блокировала рекламу соперников основного кандидата, в сибирской столице можно было конкурировать во все тяжкие, кто как мог. Другое дело, что у большинства кандидатов просто не нашлось желания или ресурсов для качественной борьбы за голоса новосибирцев. Заметную работу вели только штабы Путина и Грудинина. И в целом, если не считать ареста одного из тиражей газеты, признанной незаконной агитацией, кампания на территории прошла без скандалов.

    Принятие Травниковым традиций новосибирской «демократии» по-доброму сослужит ему на выборах губернатора. Но до них ещё нужно дожить. На дистанции до президентских выборов высшему должностному лицу региона, назначенному Москвой, было важно впечатлить местную элиту федеральным ресурсом. В этой части Андрей Александрович отработал по-максимуму. Новосибирск за последние месяцы пережил небывалую миграцию министров, замминистров, руководителей федеральных ведомств и топ-менеджеров компаний национального масштаба. Почти каждый визит оставлял в резюме позитивную перспективу решения какого-либо значимого для региона вопроса.

    Яркой звездой на этой богато украшенной подарками ёлке стал февральский приезд Владимира Путина. По итогам мероприятий в Новосибирске и разговора с Травниковым Президент пообещал помочь в развитии ряда масштабных проектов, на которые у региона не хватает собственных средств. Это преображение сибирского научного центра, названное «Академгородок 2.0», продолжение строительства метро, завершение недоделанного областного перинатального центра, строительство новой ледовой арены и включение реконструкции аэродрома Толмачёво в федеральную программу. Каждый по отдельности и все вместе эти проекты достаточно интересны для обывателей, которым большие стройки нужны как символ движения вперёд, и для истеблишмента, заинтересованного в прямых или смежных возможностях получить контракты.

    Чтобы не сложилось впечатления, будто итоги визита Президента это лишь слова, правительство региона включилось в интенсивное взаимодействие с федеральными структурами для превращения обещаний в конкретные планы. Причём желательно подкреплённые финансированием на ближайшие годы. Учитывая общую ситуацию в стране, чуда в виде сиюминутного денежного дождя на этом пути ожидать не стоит. Средства на текущий год расписаны. Но попасть в программы 2019 года это досягаемая перспектива, при наличии воли у местных руководителей.

    Не менее важным для врио губернатора в последние месяцы было обуздание протестной активности внутри региона. Несколько крупных инициатив, запущенных во всех смыслах слова при прошлом губернаторе, вдохновили часть политиков и общественников на деятельное сопротивление, получившее стабильную поддержку СМИ. А ответные действия или бездействие профильных чиновников привели к такому накалу страстей, что компромиссы стали казаться недостижимыми. Травникову удалось вернуть обсуждение спорных проектов с площадей в кабинеты. Один за другим, поводы для баталий превращались в темы для переговоров. Центральный мост, мусорная концессия, выбор площадки для ЛДС к марту избавились от скандального флёра. Это не значит, что все проблемы по ним решены. Но на карте подготовки региона к президентским выборам эти точки перестали гореть красным.

    И раз уж про красное – в предвыборный период Травников старался приблизить Локтя, повязав мэра Новосибирска общими планами, проектами, инициативами. И, как следствие, общей ответственностью. На фоне публичных намерений врио губернатора поддерживать транспортное, инфраструктурные, социальное развитие областного центра, попытки Анатолия Евгеньевича выгибать свою линию порой выглядели не вполне адекватно. И вряд ли это осталось незамеченным в истеблишменте.

    Работу с политиками и бизнесменами, способными влиять на явку, врио губернатора построил по надпартийному принципу. Базой, конечно, стала «Единая Россия», но ради результата Травников направил политический блок правительства на прагматичную работу с представителями других партий и беспартийными стейкхолдерами, пользующимися авторитетом на территориях. Результат этой работы будет понятен 19 марта. Но то, что риски сорвать досрочной сменой губернатора подготовку к президентским выборам в регионе не оправдались, понятно уже сейчас.

  • Вброс последней надежды

    Горячо обсуждаемой темой последних дней среди новосибирских политиков стала анонимная публикация «Как «съесть» губернатора». Накануне президентских выборов она похожа на «фол последней надежды», чтобы внести раздрай в правительство и заксобрание.

    Комментировать анонимки считается дурным тоном. Ждать официальной реакции нет смысла. Тем не менее, момент для вброса был выбран так, что в обсуждение статьи включились не только местные, но и федеральные игроки. Нет сомнений, что все читатели ЦДЖ, интересующиеся политикой, уже знакомы с материалом на cont.ws (а кто нет, тому и эту статью дальше читать не нужно). Поэтому воздержимся от подробного пересказа и цитирования. Лучше разберём, в чём смысл послания и кто его адресат.

    Площадка, выбранная для публикации, это свободная для анонимного доступа платформа, где кто угодно может разместить, что угодно. Как тот же «Живой журнал», где в январе 2014 была опубликована знаменитая статья про «сказочные» доходы губернатора Василия Юрченко за подписью Михаила Галокова. Никакого Галокова, конечно, не было и в помине, и сколько ни искали, никаких концов найти так и не удалось. Нет смысла тратить на это время и сейчас. Важно другое: ни в одно СМИ с этим материалом не сунулись бы.

    Статья огромного объёма повествует о мнимом заговоре Андрея Шимкива и депутатов Законодательного собрания с целью узурпировать власть в Новосибирской области. Точнее, поставить под контроль действия губернатора и правительства, навязав согласовательные процедуры в кадровых и финансовых решениях. В качестве преданного сподвижника «заговора» в статье представлен первый вице-премьер Владимир Знатков. Ретроспектива событий от выборов в заксобрание 2015 года до последних назначений в правительстве расписана как цепочка последовательных действий, называемых в статье «беспрецедентным экспериментом» по установлению контроля законодательной властью над исполнительной.

    Статья нагружена «компрометирующими» деталями из биографий Шимкива и широкого круга его коллег по депутатскому корпусу. Теоретически, этот замес правдивых и ложных сведений может произвести впечатление на неподготовленного обывателя, знающего о политиках лишь понаслышке. Но не обыватель тут адресат. А для информированной местной публики – журналистов, экспертов, чиновников и депутатов разных уровней – здесь нет почти ничего нового. Даже такие деликатные моменты, как наличие судимостей у некоторых депутатов, не являются секретом. На последних выборах информация об этих страницах биографий была обязательной к публикации, и не отпугнула избирателей.

    Главный посыл статьи легко читается между строк: если врио губернатора Андрей Травников хочет укрепиться в Новосибирской области, ему нужно бояться амбиций Шимкива и его союзников. Драматизм усилен моментом времени: вброс сделан меньше, чем за неделю до выборов Президента, когда правительство и заксобрание напряжённо занимаются сопровождением финального этапа главной национальной кампании. Атмосфера нервная. Удачное время, чтобы спровоцировать обострение отношений. Если бы публикация вышла неделей позже, такого резонанса не было бы.

    Для местного читателя не новость, что нынешний состав заксобрания, избранный в 2015 году, оказался весьма боевым и активным. И ретроспектива событий в статье – известные местному читателю истории последних трёх лет, в которых Шимкив и его коллеги при помощи Контрольно-счётной палаты находили ошибки и нарушения в деятельности областных чиновников, а также руководителей предприятий и учреждений, относящихся к областной собственности. Уже два года на слуху история, как после вмешательств депутатов бюджетные гарантии в концессии на Центральный мост сократились более чем на 40 млрд, и внятных объяснений, почему чиновники и консультанты допустили столь дорогую ошибку, так и не прозвучало. Нет нужды напоминать, как заксобрание распутывало мутную схему «мусорной» концессии и другие примеры, разбирая которые депутатский корпус пришёл к выводу, что необходимо систематизировать контроль за концессионными соглашениями и областной собственностью. Работа над соответствующим законом использована как формальный повод для публикации на «Конте». Но там не сказано, что депутаты действуют в рамках своих полномочий и в правовом поле, поскольку законодательная власть утверждает бюджет региона и принимает отчёт о его исполнении. Кроме того, есть опыт других регионов, где законодательная власть успешно реализует такие же контрольные функции, например в Красноярском крае. Инициативы законодательного собрания в сфере управления госсобственностью – это не новации и не самодеятельность депутатов, а положительный опыт и сложившаяся практика взаимодействия исполнительной и законодательной власти в значительном количестве субъектов РФ. Эти опыт и практика в полной мере соответствуют законодательству и отражают принцип разделения власти, баланс распределения полномочий и ответственности между ее ветвями.

    Шимкив неоднократно говорил о готовности депутатского корпуса разделять ответственность за все объективно здравые и не сопряженные с рисками для бюджета решения с областной властью. И у Травникова нет на это аллергии. Врио губернатора публично поддержал законодательную инициативу депутатов. После назначения врио в октябре 2017 года отношения между двумя ветвями власти развиваются вполне конструктивно, без конфликтов. И не было оснований считать, будто после президентских выборов что-то изменится в худшую сторону. На пресс-конференции в конце декабря Шимкив сообщил, что, как 100-процентный сторонник Путина, он будет поддерживать его креатуру. Травникову же, коль скоро он соберётся на выборы губернатора, в ближайшее время понадобится поддержка областных депутатов на округах.

    Не будем перебирать версии насчёт инициаторов статьи на «Конте». Подробнейший пересказ обстоятельств в материале подсказывает, что основные адресаты не знакомы с фактурой. Полагаем, они в Москве. Стиль подачи и выбор площадки для размещения тоже похожи на столичные приёмы. Об этом говорит и преувеличенное внимание к моментам, которые для новосибирцев не кажутся чем-то сенсационным. Но интересам заказчика в Новосибирске противоречит наметившееся сотрудничество между новым главой региона и заксобранием. Значит, на кону либо какие-то коммерческие проекты, которые буксуют, либо политические планы кого-то третьего, настолько дерзкие, что даже выборы президента пошли в ход, как средство.

  • Мусор опять понесли из избы

    Министр ЖКХ Евгений Ким подал в отставку. Его преемнику предстоит срочно решать проблемы, связанные с территориальной схемой обращения с отходами и со строительством новых полигонов. Иначе правительству грозят денежные и политические потери.

    Ким Те Су написал заявление 13 марта. В отличие от ранее покинувших правительство министра транспорта Сергея Боярского, вице-губернатора Юрия Прощалыкина и начальника ТУАД Валерия Зарубина, министр ЖКХ действительно решил уйти по собственной воле. Источник ЦДЖ утверждает, что поводом стала проверка на предмет конфликта интересов. В феврале общественная организация «Гражданский патруль» опубликовала интервью с бывшим директором управляющей компании ООО «УК Гарант» Ольгой Зайцевой, которая рассказала, что Ким якобы приказывал ей сменить одного из подрядчиков. При этом за прошедшее время у «Гаранта» поменялся собственник, что дало наблюдателям основания связать обвинения в адрес министра с конфликтом вокруг передела новосибирского рынка обслуживания жилого фонда, который тянется с прошлого лета.

    Как бы то ни было, прокуратура, призванная бдить конфликты интересов, насчёт Кима пока не возбудилась. Зато вице-премьер Сергей Сёмка на этой неделе распорядился провести правительственную проверку действий министра. На то Ким и обиделся. С официальным объявлением о его уходе решили не спешить, как минимум, до подведения итогов президентских выборов, чтобы избежать кривотолков в ответственный момент. Впрочем, уже 14 марта информация об отставке хлынула в СМИ, как кипяток из прорванной теплотрассы.

    Увольнение Кима происходит на новом рубеже в истории с мусором, которая больше года остаётся основополагающей в областной политике. Страсти, бушевавшие летом и осенью, улеглись после обещания врио губернатора Андрея Травникова расторгнуть скандальное концессионное соглашение с компанией «Экология-Новосибирск» и перезапустить поиск более правильных решений в обновлённой рабочей группе с участием министров, депутатов, экспертов и общественников. Глава региона ставил задачу подготовить альтернативное решение в первом квартале 2018 года.

    Срок истекает, но ситуация остаётся лишь подвешенной. Концессия по-прежнему в силе, хоть сроки реализации, указанные в соглашении, давно сорваны. При этом в местных СМИ стали появляться, как по заказу, аналитические статьи по мусорной теме, подводящие к мысли, что контракт с «Экологией-Новосибирск» совсем неплох, а прошлогодние протесты против концессии якобы были связаны лишь с недостатком информации. Также в этих статьях неизвестные авторы напоминают о проблемах, которые грозят региону в самом скором будущем, если не взяться решительно за реорганизацию системы обращения с ТБО.

    Такие рассуждения о плюсах действующей концессии должны заставить задуматься, что, может, лучше ворон в руке, чем аист в небе. Ворона надо хорошо кормить, чтоб глаза не выклевал; аист же может вдохновлять с высоты, но счастья так и не принести. Напомним, что осенью владельцем «Экологии-Новосибирск» стала Группа компаний «ВИС».

    Рабочая группа, собранная для сотворения альтернативы, эти месяцы не бездельничала. Была разработана новая терхема обращения с отходами, включающая уже четыре мусоросортировочных предприятия вместо двух, как было на момент заключения концессии. Объём бюджетных гарантий в новом проекте существенно снизили. Проблемный вопрос о строительстве полигона в Раздольном, против которого яростно сопротивлялись экологи и общественники, казалось, был снят раз и навсегда. Но до сих пор правительство так и не утвердило новую терсхему. А 14 марта депутат горсовета Наталья Пинус, входящая в рабочую группу, сообщила, что уже на этой неделе должен быть объявлен конкурс по выбору регионального оператора. Поскольку новой схемы нет, конкурс пойдёт на основе старой схемы, по сути, подогнанной под условия концессии «Экологии-Новосибирск». С бюджетными гарантиями на 121 млрд рублей и с полигоном в Раздольном. 

    Попытка скормить старую схему под новым соусом, несомненно, вызовет публичные протесты. Возможно, даже больше прежнего. Поэтому власти и концессионеры будут пытаться переделать условия на ходу, что чревато новыми протестами ФАС, потерей времени и, в конечном счёте, штрафами, которыми Москва грозит регионам, не готовым к новым правилам утилизации отходов.

    На самом деле новую терсхему могут принять хоть в ближайший понедельник, на очередном заседании правительства, рассмотрев вопрос «с голоса». Сложность в том, что и к новой редакции документа уже успели назреть социальные претензии, также способные вылиться в акции протеста.

    После того, как объявили о переносе полигона от Раздольного к Плотниково, защитники реки Издревой вздохнули с облегчением. Но в Плотниково ничуть не обрадовались. В декабре в селе прошёл народный сход, участники которого отписали протест Травникову. Вполне вероятно, что по сей день правительство избегало утверждения новой терсхемы, дабы избежать возникновения новых очагов протестной активности. Тем не менее, информация расходится, как круги по воде, и в последние недели неслабо напряглись жители Мошковского района. По новой схеме, предполагается построить там ещё один полигон. На этой неделе жители Барлакского сельсовета обратились к врио губернатора, а также к полпреду Президента Сергею Меняйло с требованием отказаться от проекта размещения мусоросортировочного комплекса компании «Экосервис» вблизи мошковских сёл. Тема немедленно политизировалась, поскольку её поддержала КПРФ.

    Нет на карте региона ни одного населённого пункта, жители которого обрадуются соседству с новым мусорным полигоном. Но строить их всё равно необходимо, потому что действующие свалки вокруг Новосибирска принимать мусор уже не могут. Чтобы разместить даже самый современный крупный мусоросортировочный комплекс вблизи границ населённого пункта, нужно проделать большую подготовительную работу. Сейчас её нет ни по одному из четырёх направлений, обозначенных в новой терсхеме. Для нового министра ЖКХ это будет самый горячий и беспокойный фронт работы. Политическая ответственность при этом останется на Травникове, и отсрочить решение проблемы до сентябрьских выборов губернатора вряд ли удастся.

  • Инвесторам открыли окно пошире

    Отчёт Агентства инвестиционного развития по итогам работы в 2017 году впервые подробно показывает проекты и механизмы повышения привлекательности региона для бизнеса. Оценку эффективности дадут областные власти и федеральные эксперты.

    В прошлом году Новосибирская область сделала рывок в национальном рейтинге регионов по развитию инвестиционного климата. На международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, где уже пять лет подводят итоги рейтинга, стало известно, что по итогам 2016 область поднялась с 46 на 27 позицию. По итогам 2015 года регион был лишь на 63 месте. Динамика хорошая. Бывший губернатор Владимир Городецкий предполагал, что по итогам 2017 года область ворвётся в двадцатку региона, максимально привлекательных для инвесторов. Получится или нет? Это станет известно в конце мая на очередном форуме в Питере. Но, по внешним признакам, работа с инвесторами в 2017 году была организована в Новосибирской области более системно, чем прежде.

    На прошлой неделе гендиректор АИР Александр Зырянов направил годовой отчёт о деятельности агентства в правительство и Законодательное собрание региона (копия документа есть в распоряжении ЦДЖ). До сих пор за все годы существования организации, созданной областными властями для содействия бизнесу по реализации новых проектов, алгоритм публичной отчётности не внедряли. Из-за этого не раз бывало так, что в адрес АИР звучали вопросы, чем занимается организация. Правильней сказать, не вопросы, а упрёки. Некоторые депутаты, общественники, журналисты считали, что работники организации недостаточно мотивированы, и в большей степени ждут активности от инвесторов, вместо того, чтобы привлекать их. Годовой отчёт АИР может снять эти вопросы, хотя бы частично.

    Главная цель АИР в привлечении инвесторов и сопровождении проектов в режиме «одного окна». Это направление расписано в отчёте с разных сторон, чтобы показать трудоёмкость и длительность процесса в каждом конкретном случае. В рамках «Программы привлечения инвестиций мирового уровня в Новосибирскую область», стартовавшей летом 2017, за полгода было проведено 2200 интервью с компаниями, деятельность которых соответствует приоритетным для региона направлениям. В итоге выявили 37 международных компаний, рассматривающих возможность организации бизнеса за Уралом. Из них 15 компаний заинтересовались инвестпроектами в Новосибирской области. Из этого числа 7 вошли в переговоры по выбору площадок.

    Конкретный пример хронологии контакта – взаимодействие с компанией IEK. В феврале 2017 инвестору была предложена площадка в Промышленно-логистическом парке в Толмачёво. С февраля по октябрь шли мероприятия, связанные с проработкой нюансов участка, согласованием техусловий, проведением геодезических и инженерных изысканий, а также предварительные юридические процедуры. 4 октября АИР и IEK подписали соглашение о сотрудничестве. С октября началась работа над бизнес-планом и согласование проекта договора аренды участка. Лишь в феврале 2017 стороны вышли на подписание договора по земле.

    Несмотря на сложности и затянутость согласовательных процедур, за 2017 год АИР наработал 6 новых резидентов для ПЛП. План на 2018 год – ещё 7 компаний. «Таким образом, за 1,5 года АИР планирует привлечь в ПЛП столько же столько же инвесторов, сколько было привлечено за предыдущие 8 лет и увеличить количество резидентов до 26», – указано в отчёте. Названия 5 из 6 вновь привлечённых компаний пока не раскрываются из соображений конфиденциальности по условиям инвесторов.

    Помимо привлечения новых инвесторов, АИР занимается сопровождением компаний, уже перешедших в стадию эксплуатации. В частности, агентство содействует развитию запущенных предприятий, готовых запускать новые очереди, расширять производство. В первую очередь, это консалтинг в части господдержки, льготного кредитования, оптимизации техусловий.

    Извне в 2017 году в АИР поступили 124 обращения от действующих или потенциальных инвесторов, которым было оказано 234 консультационные услуги. В каждом случае речь идёт про «распаковку» проекта с определением целесообразности и предоставление информации о возможной господдержке. Для получения экспертных оценок проектов при АИР создан деловой совет с участием представителей «Деловой России», «ОПОРы», «Агентства стратегических инициатив, ОНФ и «Единой России».

    Вне границ ПЛП агентство в 2017 году приступило к сопровождению 15 потенциальных инвесторов, которые рассматривают возможность локализации производства в Новосибирской области. Чтобы работа шла более системно и оперативно, в АИР составили реестр из 251 инвестиционной площадки, каждая из которых готова к освоению. 202 площадки относятся к категории «браунфилд», то есть, к ранее созданным промзонам.

    В качестве дополнительного фактора, привлекающего инвесторов, АИР участвует в создании и сопровождении новых индустриальных парков. В 2017 году появились три новых проекта: ПЛП «Восточный», агроиндустриальный парк «Искитимский» и «Сибирский научно-производственный технопарк». В части сопровождения ранее запущенных парков агентству удалось привлечь в бюджет Новосибирской области субсидии по возмещению затрат на ПЛП и Биотехнопарк. В том числе, 161,16 млн рублей за счёт налоговых и таможенных платежей в федеральный бюджет от резидентов ПЛП и 262,85 млн рублей за счёт платежей от резидентов Биотехнопарка.

    В 2017 году АИР вместе с минэкономразвития провёл подготовительную работу по созданию ТОСЭР в моногородах Линёво и Горный. По Линёво заявка была одобрена правительственной комиссией в ноябре, вопрос по Горному может решиться в ближайшие месяцы. В прошлом году агентство развернуло беспрецедентную кампанию по привлечению инвестиций в сельские территории. На основе анализа потенциала были составлены «инвестиционные паспорта» районов, показывающие наиболее привлекательные для бизнеса отрасли. В Новосибирске прошла масштабная рекламная кампания под лозунгом «Инвестируй дома». В результате для сельских территорий было разработано два крупных инвестиционных проекта – формирование кластера по глубокой переработке зерна и организация переработки дикоросов. По обращениям из районов было создано 9 кооперативов, а также сформированы новые инвестиционные предложения.

    В течение года АИР представлял инвестиционный потенциал региона на 32 деловых форумах и саммитах, прошедших в разных регионах России. В качестве дополнительного канала привлечения инвесторов, агентство заключило договоры с ведущими международными консалтинговыми и брокерскими компаниями Knight Frank, Colliers International, Ernst & Young и JLL.

    В части сопровождения проектов государственно-частного партнёрства на территории области у АИР в 2017 году наработан опыт привлечения федеральных средств. На проекты модернизации коммунальных объектов в Оби и Маслянино удалось завести более 437 млн из Фонда содействия реформированию ЖКХ. В планах агентства более интенсивная работа с федеральными структурами, готовыми софинансировать проекты в регионах. Из неудавшихся в 2017 году инициатив можно отметить отсутствие заявок на конкурс по строительству поликлиник в Новосибирске, подготовкой которого занимался, в том числе, АИР. Теперь условия проекта изменены, что позволило начать переговоры с потенциальными инвесторами, в числе которых уже проявилась группа компаний «ВИС».

  • Наш зерновоз вперёд лети

    Создание регионального оператора зернового рынка может стать лучшим проектом года в номинации «Развитие села». Если нет других идей, способных в предвыборный сезон поддержать зернопроизводителей, захлёбывающихся перепроизводством.

    Хотя Новосибирская область наполовину аграрный регион, в последние месяцы в местной политике всё же непривычно много сельского хозяйства. Уже вовсю пора готовиться к посевной, а власти и бизнес всё ещё разбираются с последствиями уборочной. Горожанам, как обычно, проблемы селян безразличны, коль скоро не ведут к немедленному росту цен на продовольствие. Что ж, при перепроизводстве ценам на продукты переработки действительно расти не с чего. Но они никогда и не снижаются. А в сельскохозяйственном цикле, неизбежном для Сибири, как проклятое колесо сансары, за перепроизводством всегда следует неурожай. Из-за которого цены на потребительские товары растут уже зело борзо.

    Череда увечий предсказуема, но каждый раз на грабли наступают, как впервые. Возмущение по этому поводу было в основе претензий, которые депутаты Законодательного собрания предъявили областному министру сельского хозяйства Василию Пронькину в конце осени. Пока страна ликовала по поводу рекордного урожая, зернопроизводители сибирского анклава подсчитывали убытки: на внутреннем рынке цены рухнули, а отправить продукцию к портам на экспорт было нечем. Все вагоны-зерновозы работали в европейской части России, зарабатывая на более коротком плече перевозок.

    В ноябре к сибирским проблемам удалось подключить федеральный минсельхоз. «Объединённую зерновую компанию» обязали выкупить 200 тонн зерна из более чем 3 млн тонн, собранных осенью. При этом существенным фактором давления на внутренний рынок оставалось государственное зерно, которым были забиты многие элеваторы региона на момент приёма нового урожая.

    Зимние месяцы прошли в боях за вагоны. Несмотря на федеральную поддержку, по линии ОЗК из области удалось отправить пока лишь 100 тысяч тонн. Подвижного состава, как и прежде, остро не хватает. Цены на внутреннем рынке продолжают падать. На этой неделе на выездном заседании комитета по аграрной политике заксобрания, прошедшем в Коченёвском районе, выяснилось, что областные хозяйства не могут получить федеральные и региональные субсидии, хотя деньги для крестьян в бюджетах есть. Депутаты поспорили с чиновниками об эффективности действующих методах господдержки, которые должны стимулировать крестьян сохранять и развивать производство. Но осеннее перепроизводство национального масштаба деморализовало крестьян так, что потребуются немалые усилия для вывода их из транса. 2,4 млрд рублей – в такую сумму областной минсельхоз оценивает выпадающие доходы новосибирских зернопроизводителей по итогам 2017 года в связи с резким падением цен. Чиновники склонны преуменьшать проблемы, поэтому оценка весьма консервативна, но всё равно деньги впечатляющие.

    Это лишь половина проблемы. По оценкам озимых всходов эксперты предсказывают, что и в нынешнем году Россия соберёт большой урожай. Несмотря на крутое наращивание экспорта, переходящие остатки после прошлогоднего рекорда всё равно будут сильно давить на внутренний рынок. Не видно перспектив для увеличения спроса и роста цен. Шансы новосибирских и в целом сибирских производителей выжить напрямую связаны с возможностями пробиться на экспорт через железную дорогу.

    Чтобы помочь сибирским крестьянам, правительство даёт льготы на транспортировку зерна до портов. Свежая инициатива – 15 марта министр сельского хозяйства Александр Ткачёв предложил субсидировать ещё и услугу подачи вагонов-зерновозов в СФО. Таких льгот ещё не бывало. Но как этими мерами стимулировать операторов направлять вагоны в Сибирь всё равно непонятно. Им выгодней быстрая оборачиваемость состава на юге и в центре России.

    Если бы затык был в отношениях с РЖД, было бы даже проще. Монополист хотя и похож на государство в государстве, но всё же должен проявлять чуткость к требованиям органов власти. А зерновозами ведают «Росагротранс» и частные компании, с которыми договариваться сложней. Возможно, проще создать свою собственную. Такой вариант кулуарно обсуждается в областной власти с декабря. По сведениям ЦДЖ, плюсы и минусы уже взвешивали в минсельхозе, в минэкономразвития, в заксобрании и АИР. В начале марта на совещании с сельхозпроизводителями в Татарском районе идею создать регионального оператора по перевозке зерна публично поддержал врио губернатора Андрей Травников.

    Параметры проекта и механизм реализации пока неопределённы. О чём может идти речь? Например, на сессии 1 марта заксобрание решило в рамках изменений бюджета увеличить на 500 млн поддержку сельхозпроизводителей. Немало. При создании оператора на эти деньги можно было бы купить порядка 160 зерновозов. Эксперты считают, что для потребностей региона нужно 1000 зерновозов. Это уже совсем другие инвестиции. И совсем другой масштаб бизнеса. Парк вагонов нужно содержать, обслуживать. И нельзя запросто воткнуть свои вагоны на железную дорогу. Кто сможет управлять процессом, с тем, чтобы бизнес мог эффективно поддерживать сельхозпроизводителей и, в то же время, не тянуть бесконечно деньги из областного бюджета? Должен ли оператор выкупать зерно у крестьян либо же оказывать только транспортные услуги?

    Вопросов много. А времени не очень. Господдержка по-прежнему завязана на объёме посевных площадей. То есть, не является фактором, стимулирующим зернопроизводителей оптимизировать посевы. Хочешь получить бюджетные деньги – сей больше. Так что и в этом сезоне, несмотря на затоваривание рынка, отрасль имеет хорошие шансы преумножить перепроизводство. Экономика сельских домохозяйств неизбежно ухудшится, что пойдёт вразрез идеологии областной власти насчёт стабильного развития районов. Если не принять неординарные меры, будь то создание регоператора или что-то другое, не менее действенное, уже летом настроения на селе будут минорными. А выборы губернатора в сентябре. В разгар страды. Оптимизм селянам должно внушать и то, и другое.

  • «Чёрный список» для госслужбы

    В России создают реестр чиновников, уволенных в связи с утратой доверия. Государство придумывает новые способы оградить власть от опальных руководителей, хотя фактически и без того вполне контролирует ситуацию.

    18 марта исполнится четыре года со дня увольнения губернатора Василия Юрченко в связи с утратой доверия Президента. И лишь две недели назад в законную силу вступило судебное решение, по сути, обосновывающее недоверие Владимира Путина к главе Новосибирской области. К позапрошлому главе, если быть точным.

    В отличие от ряда коллег-губернаторов, Юрченко был отставлен до того, как в его отношении появилось уголовное дело. Поэтому формальной причины увольнения нет. По закону глава государства не обязан мотивировать своё решение, несмотря на то, что губернатора избирают всенародным голосованием.

    В Новосибирске сложилась парадоксальная ситуация. Уволенный Президентом губернатор, как ни в чём не бывало, оставался на свободе и мог заниматься продолжением карьеры. Конечно, вскоре после отставки появились некоторые ограничения. Было-таки возбуждено уголовное дело по факту превышения полномочий. Возникла подписка о невыезде. Тем не менее, статус обвиняемого формально не мешал, например, избираться в органы власти.

    Как ни странно, по федеральному законодательству для отставленного в связи с утратой доверия губернатора есть только одно поражение в правах – запрет в течение двух лет занимать должность главы региона. По истечении двух лет можно. В том числе, допускается губернаторство в том субъекте, где тебя уволили двумя годами ранее. На сегодняшний день нет ни одного случая, в котором уволенный губернатор решился бы на возвращение в публичную политику. Но теоретическая возможность для этого есть.

    Настоящие ограничения связаны с обвинительными приговорами. Юрченко отделался дешевле многих коллег, получив за превышение полномочий три года условно. Но назначенный срок наказания гарантирует неучастие Василия Алексеевича в ближайших выборах губернатора, мэра, депутатов Законодательного собрания и городского Совета Новосибирска. Спасибо Навальному – чтобы оградить от него президентские выборы, Конституционный суд разъяснил позицию насчёт осуждённых условно.

    Более того, поражение осуждённых в правах выражается ещё и в сроках после погашения судимости, на протяжении которых участие в выборах невозможно. Тут речь идёт в основном про особо тяжкие и просто тяжкие преступления. Превышение полномочий относится к преступлениям средней тяжести. Но депутаты почти каждый год правят избирательное законодательство. Нельзя исключать, что против участия осуждённых в выборах будут созданы новые препоны.

    Точно также как и для возвращения на государственную или муниципальную службу в качестве наёмных работников. С этой целью, в том числе, создаётся реестр чиновников, уволенных в связи с утратой доверия. Создаётся он с 2015 года, но долгое время заняли парламентские процедуры. Лишь на прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев подписал соответствующее постановление. Уволенные чиновники будут попадать в этот «чёрный список» сроком на пять лет с момента увольнения. Обжаловать включение в реестр можно через суд. По замыслу идеологов, ведение публичного реестра позволит избежать случаев, когда уволенные в связи с утратой доверия через некоторое время вновь устраивались на государственную или муниципальную службу.

    Потребность в реестре возникла, когда счёт уволенным в честь недоверия чиновникам пошёл на тысячи. Нюанс же в том, что сам по себе, факт внесения в реестр не означает запрет на профессию. Кроме того, при оформлении документов у каждого соискателя проверяют трудовую книжку, где написана причина увольнения с прошлого места работы. Здесь любопытный момент – в реестре, как и в трудовой, предполагается указывать конкретную причину, в связи с которой к чиновнику было утрачено доверие. Подразумеваются поводы, связанные с коррупцией и конфликтом интересов. Но как быть с тем же Юрченко и ему подобными, которых Президент уволил без объяснения причин и без уголовных дел, возбуждённых на момент отставки?

    На самом деле совсем не факт, что у Василия Алексеевича может возникнуть желание избраться куда-либо или попробовать вернуться на госслужбу. Мы рассуждаем о теоретических возможностях. Потому что на практике всё гораздо проще. В 2015 году Юрченко обсуждал возможность трудоустройства в один из московских вузов. Переговоры с ним были прерваны сразу после звонка из администрации Президента. Вроде и не госслужба, и никаких реестров ещё не было. Но ручной контроль и телефонное право работают эффективнее всего.