Информационно-аналитическое агентство

Краткое содержание Сводки ЦДЖ №45 (458)

  • Эксперты увидели новую арену и Центральный мост в схеме развития агломерации

    Врио губернатора Андрей Травников решил разобраться, как Центральный мост и застройка поймы в левобережье Оби повлияют на транспортную ситуацию в Новосибирске. У экспертов нет претензий к проектам, но городская власть против.

    15 ноября Травников провёл совещание по вопросу перспективного развития транспортной схемы Новосибирска и новосибирской агломерации с учётом крупных инвестиционных проектов. Но повестке власти стоят вопросы строительства Центрального моста и новой спортивной арены. Оба проекта обсуждаются неоднозначно, в том числе, между органами власти разных уровней. В том числе, критики проектов оперируют аргументами о целесообразности именно с точки зрения проблемы транспортной доступности. Между тем, уже пора решать, строить или нет. По словам Травникова, по арене ещё есть время до конца года, а по мосту необходимо определиться в течение одной-двух недель – либо сворачивать дискуссии и подписывать соглашение с концессионером, либо ставить правительство России в известность, что регион отказывается от федерального гранта. Чтобы разобраться в объективности аргументов за и против, врио губернатора собрал профильных чиновников правительства, руководство мэрии и горсовета, депутатов Законодательного собрания и широкий круг экспертов в сферах градостроительства, транспорта и логистики.

    Ключевыми докладчиками по теме итогов научно-исследовательской работы над комплексной транспортной схемой новосибирской агломерации, включая прогноз по развитию, выступали профессор Сибирского государственного университета путей сообщения Валерий Хабаров и директор ООО «Терплан» Сергей Заусаев. Комментировал работу коллег директор ООО «Горплан» Владимир Ермишкин, а главный архитектор Новосибирска Виктор Тимонов в своём выступлении оценил преемственность документов планирования областного центра и агломерации в части транспортных вопросов. Эта экспертная прелюдия растянулась больше, чем на час. Не погружённым в специфику участникам совещания было скучно. Однако презентации экспертов были необходимы, как теоретическая основа для выводов насчёт целесообразности и уместности крупных инвестиционных проектов с точки зрения их влияния на городскую транспортную схему.

    Если говорить про Центральный мост, то концепция развития транспортной схемы до 2050 года построена с его учётом. Эксперты транспортной и архитектурной сфер отметили, что вопрос платности проезда по мосту не относится к их компетенции, а в остальном критических замечаний к проекту нет. Но тут же выяснилось, что замечания есть у мэра. По словам Анатолия Локтя, неоднозначно воспринимается не только платность, но и решение по развязкам в левобережной части, «заплетающим» сложную ситуацию в районе площадей труда и Энергетиков. «И что делать с Бугринским мостом?», – внезапно спросил мэр. Градоначальник считает, что введённый в 2014 году мост недозагружен из-за того, что остались недостроенными прилегающие развязки. Бугринский должен был стать основой Юго-Западного транзита, но не стал, посетовал Локоть.

    Депутаты заксобрания Илья Поляков, Майис Мамедов и Евгений Покровский однозначно заявили о необходимости строительства моста. Поляков отметил, что мостов много не бывает, и не взять федеральные средства на строительство было бы преступлением. Мамедов добавил, что если сегодня от денег отказаться, завтра, когда строительство моста именно в этом месте станет совершенно необходимым, Москва может отказать в поддержке. Покровский по поводу рассуждений Локтя сказал, что они «ни в какие рамки»: нужно строить новый мост и достраивать развязки старого, на которые требуется 350-400 млн, сумма несущественная на фоне стоимости Центрального. Мэр в ответ заявил, что Новосибирску не нужны недострои, которые уродуют город и раздражают жителей. Поэтому нужно достраивать Юго-Западный транзит. «Так что, отказываемся? – прямо спросил Травников Локтя. – Мне на следующей неделе надо в правительстве дать ответ. Какое управленческое решение вы считаете правильным по Центральному мосту?». «Новый мост я первоочередным не считаю», – ответил градоначальник. Спикер горсовета Дмитрий Асанцев уточнил, не будет ли рокадная дорога, по проекту соединяющая мосты в левобережье, безальтернативно выводить на платный мост. Министр строительства Сергей Боярский успокоил: рокадой предусмотрен обход пунктов оплаты.

    Следующий вопрос повестки был по проекту строительства спортивной арены вместе с жилой застройкой участка в пойме левобережья возле метромоста. Новая арена необходима для проведения молодёжного чемпионата мира по хоккею-2023. 3 ноября в Новосибирске президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк однозначно дал понять: будет в городе современная арена – будет и чемпионат. Мы рассказывали, что компания «Парк чемпионов» разработала концепцию строительства ЛДС стоимостью 4,5 млрд рублей в пойме Оби за счёт инвесторов. Окупить затраты предполагается за счёт жилой и административной застройки в пойме. В том числе, речь идёт о 400 тысячах квадратных метров жилья. Проект предполагает комплексное развитие территории, включая организацию парка площадью 12 га и благоустройство набережной. Однако горсовет выступил против проекта. Главным аргументом депутатов были опасения по поводу риска транспортного коллапса в районе Октябрьского моста из-за появления новой арены и жилмассива.

    Гендиректор «Парка чемпионов» Игорь Гончаров сообщил участникам совещания, что в связи с вопросами по транспортной составляющей проекта были организованы профессиональные исследования, как застройка поймы отразится на трафике. О проведённой работе отчитались директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов института экономики и транспортной политики Высшей школы экономики (Москва) Константин Трофименко и ведущий инженер НИЛ «Информационные технологии транспорта» Александр Тесёлкин. Независимо друг от друга, и используя разные методики изучения и прогнозирования трафика, эксперты пришли к выводу, что резерва пропускной способности Октябрьского моста и развязки на площади Лещинского достаточно для застройки поймы. Общественный транспорт также справится с возросшей нагрузкой на данном направлении при учёте строительства станции метро «Спортивная».

    По словам Трофименко, выход из поймы на мост должны обеспечить два боковых проезда со спусками для автотранспорта вдоль дамбы и прокол под ней – эти решения не потребуют существенных капитальных затрат. Тесёлкин напомнил, что при расчёте нагрузки на транспортную систему надо учитывать две очереди реализации проекта: арена планируется к вводу в 2022 году, а строительство жилья будет завершено лишь к 2030 году. Поэтому нагрузка будет расти постепенно, оставляя время для совершенствования инфраструктурных решений. Профессор Хабаров уточнил по итогам выступлений коллег, что в Комплексной транспортной схеме новосибирской агломерации развитие поймы учтено, как и Центральный мост.

    На просьбу Травникова прокомментировать мнения экспертов Асанцев эмоционально спросил Тесёлкина о расчётах прироста трафика: «Вы сами верите в то, что сейчас показали?». Получив утвердительный ответ, спикер заявил, что у него нет больше вопросов, всем видом показывая неудовлетворённость экспертными оценками. Хотя врио губернатора, очевидно, ждал контраргументов экспертного уровня, подтверждающих обоснованность рисков транспортного коллапса. На помощь спикеру пришёл председатель комиссии по городскому хозяйству Игорь Кудин, подчеркнувший, что горсовет выступил против строительства жилья в пойме, а не против строительства арены. Но из-за этой реплики в контексте сложилось впечатление, что загвоздка всё-таки не в угрозе транспортного коллапса, а в экономическом решении, без которого невозможна окупаемость вложений, и, как следствие, нежизнеспособен проект строительства арены за счёт инвестора.

    Точка в обсуждении вопросов не поставлена: выслушав экспертов, врио губернатора намерен следом обсудить проекты с общественностью. Как и большинство участников совещания (это зафиксировано в официальных итогах), Травников считает нужным поддержать оба проекта. Которые, к слову, тесно связаны друг с другом: возведение Центрального моста и рокадной автодороги между мостами в левобережье значительно поможет освоению и развитию поймы. В совокупности речь идёт о привлечении более чем 30 млрд прямых инвестиций, государственных и частных, которым городские руководители, похоже, не рады. «Из-за отсутствия одного съезда с Бугринского моста мы можем заморозить два стратегических объекта, это неправильно», – заявил врио губернатора. Но Травников учитывает политические риски, и считает важным заручиться поддержкой муниципалитета. В ближайшее время проекты моста и арены будут интенсивно обсуждаться с руководством мэрии, городскими депутатами и представителями общественности.

  • Минсельхоз подаст вагоны в Новосибирск

    Обратившись к руководству Минсельхоза РФ и Россельхозбанка о критической ситуации в региональном АПК, депутаты заксобрания впервые добились столь быстрого и качественного резонанса. Вывоз зерна за пределы региона взят на контроль на федеральном уровне.

    8 ноября в Новосибирске начал работу II Новосибирский агропродовольственный форум «Горизонт 2025. Вектор развития российского АПК». Форум – это новая, более масштабная форма традиционных Дней урожая, которыми более 20 лет областная власть вместе с аграриями подводила итоги страды. В этот раз крестьянам было не до праздника: нет возможностей вывезти и продать по достойной цене рекордный урожай.

    Первый сигнал SOS в столицу отправил областной парламент. На сессии 2 ноября Законодательное собрание по инициативе спикера Андрея Шимкива проголосовало за обращение к министру сельского хозяйства РФ Александру Ткачёву и председателю правления Россельхозбанка Дмитрию Патрушеву. Депутаты крайне редко обращаются за помощью на федеральный уровень, но сейчас ситуация в АПК требует исключительных неотложных мер. Из-за рекордного урожая почти во всех регионах страны резко снизились цены на зерновые. Во многих случаях, пшеницу невозможно продать дороже себестоимости. В Сибири ситуация осложняется большими расстояниями: в ближних регионах на зерно нет спроса, а везти продукцию к морским портам, чтобы отправить на экспорт, очень дорого. Но это полбеды – остро не хватает зерновозов. Урожай нечем везти и негде хранить, поскольку элеваторы в Новосибирской области и соседних субъектах заполнены государственным зерном интервенционного фонда и госрезерва, накопленным в прошлые годы. По причине заполненности закромов Минсельхоз отказывается проводить закупочные интервенции.

    В прошлые годы при профицитном урожае именно интервенции были самым эффективным механизмом для стабилизации зернового рынка. В обращении 2 ноября заксобрание напомнило про интервенции, но главный акцент депутаты сделали на проблему с вагонами. «Меры поддержки должны быть направлены, в первую очередь, на обеспечение нормального функционирования зернового рынка, при котором поставка вагонов для транспортировки зерна должна осуществляться в течение 10 календарных дней с даты подачи заявки на перевозку. Общая стоимость перевозки зерна, включая железнодорожный тариф и стоимость аренды вагонов, не должна превышать 3000 руб./т. в юго-западном направлении и не более 2000 руб./т. в восточном направлении», – предложили депутаты министру Ткачёву.

    Кроме того, по мнению заксобрания, крестьянам могут понадобиться меры прямой финансовой поддержки в виде субсидий и пролонгации кредитов, если после восстановления нормального функционирования рынка, цены на зерно в Сибирском федеральном округе не стабилизируются на уровне близком к интервенционным, объявленным на 2017 год. Поддержка государства позволит хозяйствам не реализовывать зерно по цене ниже себестоимости.

    Проблема актуальна для всех аграрных регионов Сибири. Поэтому обращение новосибирских депутатов оперативно поддержали алтайские парламентарии, которые заявили о намерении рассмотреть такое же обращение на ноябрьской сессии регионального парламента. Не остался в стороне и временно исполняющий обязанности губернатора области Андрей Травников, обозначив проблему Москве. Уже 13 ноября в Новосибирске состоялось заседание оперативного штаба по ситуации на зерновом рынке под руководством первого замминистра сельского хозяйства РФ Джамбулата Хатуова. За общим столом собрались чиновники по линии АПК, депутаты, руководители хозяйств, операторы элеваторов и железнодорожники.

    Затоваривание сибирского зернового рынка происходит далеко не впервые. А совещание под руководством Хатуова стало первым опытом, когда в режиме обмена мнениями все стороны процесса искали решение проблемы, способное переломить ситуацию в самом ближайшем будущем. Прямой диалог позволил расширить круг обсуждаемых вопросов. В том числе, председатель комитета по аграрной политике заксобрания Олег Подойма предложил возродить систему равнодоступного льготного кредитования крестьян. «Доступность по кредитам на сегодня составляет 1/7 часть от общей потребности, что, конечно же, недостаточно. В настоящее время совместно с банками мы ведём работу по совершенствованию этого механизма и обязательно учтём предложение аграрного комитета новосибирского парламента», – пообещал в ответ Джамбулат Хатуов.

    В центре внимания были вопросы транспортной доступности экспорта для сибирских сельхозпроизводителей. Есть надежда, что частично проблема излишков будет решена в ближайшее время, и ситуация на зерновом рынке начнёт стабилизироваться. «После детального анализа ситуации на местах, стало ясно, что ежемесячная отправка из СФО в объёме не менее 50 тысяч тонн зерна реальна в ближайшие месяцы, – заявил Хатуов. – Сейчас операторы регионального и федерального рынка зерна в недельный срок заявят о ценах и объёмах своих закупок. Полагаем, что эти цены позволят аграриям СФО продать свою продукцию без финансовых потерь. Меры по обеспечению транспортировки и реализации зерна из Новосибирской области будут усилены».

    Таким образом, должно улучшиться обеспечение операторов зернового рынка вагонами для перевозки продукции. Через месяц штаб соберётся вновь, чтобы проконтролировать реализацию принятых решений. Достигнутые договорённости первый заместитель главы Минсельхоза пообещал взять на контроль. «Мы впервые говорим о создании системы работы на зерновом рынке Сибири, связанной с экспортом зерна, – отметил заместитель председателя комитета по бюджетной политике заксобрания Юрий Зозуля. – Нас радует, что, наконец, поставлен вопрос о необходимости выстраивания чёткого механизма по решению вопроса транспортной доступности сибирского зерна для отправки за пределы страны, пусть пока в небольших объёмах. При наличии спроса, а мы видим, что он есть, поставки могут значительно увеличиться».

    Объём собранного в Новосибирской области урожая превышает 3 млн тонн. Пускай даже этот показатель в бункерном весе, но всё равно профицит более чем впечатляющий на фоне годового объёма внутреннего потребления, оцениваемого в 1,5 млн тонн. Отправка за пределы региона по 50 тысяч тонн в месяц может показаться несущественным объёмом. Но опыт интервенционных торгов говорит о том, что стабильный канал реализации зерна по удовлетворительным ценам способен успокоить ситуацию в АПК. Главное, чтобы он начал работать. А это вопрос контроля со стороны областной исполнительной и законодательной власти.

  • Плодовоовощная революция

    16 ноября в Новосибирске запущен один из крупнейших инвестиционных проектов года. Врио губернатора Андрей Травников и мэр Анатолий Локоть открыли торговый центр «Фудсиб», построенный Дмитрием Терешковым и Александром Манцуровым.

    Центр «Фудсиб» на пересечении Мочищенского шоссе и Гребенщикова это новая точка притяжения для оптовиков Западной Сибири, для крупного и малого ритейла, а также в равной мере и для розничных покупателей. Напомним, что в феврале нынешнего года областные власти объявили о создании совместно с правительством Узбекистана международного торгового дома «Узагроэкспорт-Сибирь», как компании, призванной стать крупнейшим поставщиком овощей и фруктов в Сибирском федеральном округе. Для реализации проекта учредитель «Сибирской хлебной корпорации» Дмитрий Терешков и совладелец холдинга «Сибирский гигант» Александр Манцуров построили торговый комплекс по аналогии со знаменитым московским агрокластером «Фуд Сити». Название выбрали созвучное – «Фудсиб». Объём инвестиций составил 1 млрд рублей.

    Проект был задуман, как цивилизованная альтернатива Хилокскому рынку. В новом комплексе покупатели могут выбирать продукцию под крышей, в тепле, пользуясь безналичным расчётом. При этом фрукты и овощи здесь представлены с минимальной наценкой благодаря прямым поставкам, исключающим цепочки посредников. Прозрачные прямые контракты со строгим соблюдением таможенного и налогового законодательства – это главный государственный интерес правительства Узбекистана в проекте. Есть интерес и у Казахстана – поставки продукции в Новосибирск пойдут через казахские железные дороги. Это должно уменьшить количество фур, идущих по дорогам Новосибирской области.

    Руководство региона, со своей стороны, поддержало проект в расчёте на существенный рост количества легальных рабочих мест и объёма налоговых поступлений. Официальный оборот между областью и Узбекистаном по итогам 2016 года составил всего 50 млн долларов. Несколько лет назад было в два раза больше. Но из-за создания Таможенного союза часть продукции пошла контрабандой. Плодовоовощной оборот на территории региона в значительной степени идёт мимо фискальных органов. Прозрачные официальные контракты для «Фудсиба» должны изменить эту ситуацию. Власти города также поддерживали строительство центра, чтобы овощной и фруктовый ритейл перешёл на современный уровень, оставив в прошлом рудименты 90-х – торговлю под открытым небом, с машин, в нестационарных условиях.

    Выступая на открытии «Фудсиба», врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников отметил, что «проект ориентирован на наших давних партнёров из Центральной Азии – Казахстан и Узбекистан», но сегодня очевидно – география будет шире. Работа с оптово-розничным центром также интересует партнёров из Азербайджана и Белоруссии. Травников подчеркнул внешнеэкономическую значимость проекта и отметил, что «Фудсиб» придаёт импульс развитию территории. Кстати, уместно вспомнить, что на ранней стадии разработки концепции название торгового центра было «Импульс».

    Вместе с Травниковым компанию Терешкову и Манцурову на открытии центра составили мэр Новосибирска Анатолий Локоть и советник акима Южно-Казахстанской области Жакып Бокенбаев. «Мы наводим порядок в городе в сфере торговли, – заявил мэр. – Начали эту работу с барахолки. Несколько лет назад вся вещевая торговля там переведена в павильоны. Теперь дошла очередь до продовольственных товаров, овощной продукции. Конкуренция на этом рынке весьма жёсткая, но, в конечном счёте, выигрывает потребитель, новосибирец. В «Фудсибе» представлены современные условия, как должно быть, и к этому мы должны идти».

    Плановый оборот «Фудсиба» на сегодняшний день 120 тысяч тонн плодовоовощной продукции в год, но он может вырасти. Фрукты и овощи составляют основу ассортимента оптово-розничного центра, однако вместе с этим «Фудсиб» предоставляет широкий выбор продуктов питания – мясную, молочную, рыбную продукцию. Это полноценный продуктовый рынок для розничных покупателей. В расчёте на высокий интерес к продуктам по доступным ценам инвесторы запустили бесплатный транспорт для горожан и построили просторные парковки. Но с точки зрения экономики области важнее принципиально новые условия для среднего и крупного бизнеса.

    У региональных торговых сетей, для которых работа без договоров и мимо кассы не вариант, теперь появилась возможность легально закупать фрукты и овощи в Новосибирске, а не в Москве. Для мелкооптовых покупателей главными конкурентными преимуществами центра являются ассортимент, цены и комфорт. Поставщикам «Фудсиб» предлагает уникальную систему кросс-доков, склады для долгосрочного хранения продукции с разными температурными режимами, современные удобные торговые места. В любом другом сегменте продуктового рынка это уже привычные условия, но в сфере овощей и фруктов Терешков и Манцуров провели революцию регионального значения.

  • Городскую власть запутывают в конфликтах интересов

    В горсовете депутаты вновь разбираются между собой по поводу конфликта интересов – что считать таковым, а что нет. Учитывая заинтересованность чиновников мэрии в таких конфликтах, ситуацию должен прояснить мэр Анатолий Локоть.

    Тема конфликта интересов могла быть повесткообразующей для Совета депутатов Новосибирска. Подавляющее большинство избранников это бизнесмены, а также руководители и сотрудники муниципальных учреждений и предприятий. Для тех и других вопросы распоряжения бюджетными деньгами и городской собственностью напрямую затрагивают интересы по основному месту работы, а подчас им противоречат. Работу представительного органа в нынешнем составе можно было парализовать разбирательствами, кто из депутатов какими вопросами имеет право заниматься, а кто нет. Сознательно или подсознательно этот «ящик Пандоры» стараются держать закрытым. Исключением остаётся председатель комиссии по муниципальной собственности, директор МУП «Похоронный дом ИМИ» Сергей Бондаренко, в отношении которого второй год пытаются раскачать тему конфликта интересов.

    В прошлом году общественник Евгений Митрофанов обращался в разные контролирующие инстанции с жалобами на взаимодействие между МУП «Похоронный дом ИМИ» и АО «Мемориальная служба ИМИ». Два предприятия с общим адресом и похожим названием работают на рынке похоронных услуг. Общественник подозревал ущемление муниципальных интересов, однако ни городское руководство, ни прокуратура не согласились с его точкой зрения. Но из-за обострившегося внимания к своей персоне Бондаренко пришлось выйти из учредителей благотворительного фонда «Белый тополь»: прокуратура напомнила, что руководителям МУПов запрещено учреждать юридические лица.

    9 ноября комиссия по депутатской этике горсовета рассматривала очередную жалобу на Бондаренко. Заявителем выступил коллега по депутатскому корпусу Валерий Науменко, а поводом стала судьба участка земли, относящегося к территории Гусинобродского кладбища. Здесь ИМИ планирует размещение пантеона – современного похоронного комплекса. Участок был испрошен на правах аренды через открытый аукцион. Однако начальник управления потребительского рынка Виталий Витухин вместе с руководством подведомственного МКУ «Ритуальные услуги», к ведению которого относится Гусинобродского кладбище, потребовали приостановить данное решение. Бондаренко же обратился к мэру с просьбой отменить приостановление. А Науменко попытался убедить комиссию по этике, что в действиях коллеги-депутата присутствует конфликт интересов.

    Переписка по поводу упомянутого участка идёт с весны, и у этой бюрократической истории есть интересная подоплёка. В октябре 2016 года коллеги низложили Науменко с поста заместителя председателя комиссии по муниципальной собственности. Решение поддержали не только единороссы, но и однопартийцы Валерия Владимировича из КПРФ. Сергею Бондаренко, как председателю комиссии, пришлось комментировать решение коллег и объясняться насчёт проблем с дисциплиной своего бывшего заместителя. Взаимной теплоты чувств двум депутатам, событие не добавило.

    А год спустя, в нынешнем октябре Науменко инициировал через комиссию по муниципальной собственности вопрос о включении Виталия Витухина в совет директоров АО «Мемориальная служба ИМИ». Комиссия вопрос рассмотрела и отказала, поскольку закон запрещает муниципальному служащему участвовать в управлении коммерческой организацией. То есть, по сути, на основании риска конфликта интересов. Отказ Валерию Науменко подписал Сергей Бондаренко. После этого Науменко заявил вопрос о конфликте интересов в деятельности Бондаренко на комиссию по этике горсовета. Вместе с тем, Науменко подготовил обращение с жалобами на действие коллеги и бездействие контролирующих органов в адрес сенатора Надежды Болтенко. Презентовать запрос, по сведениям ЦДЖ, к Надежде Николаевне Науменко и Витухин пришли вместе.

    Есть и более глубокая подоплёка. МУП «Похоронный дом ИМИ» владеет 23,5% акций АО «Мемориальная служба ИМИ». Ранее муниципалитет владел контрольным пакетом акционерного общества. Доли изменились соразмерно внесённым инвестициям в развитие похоронного дела. Это пример государственно-частного партнёрства в весьма специфической сфере. И эффективность результатов не ставит под сомнение ни городское руководство, ни контролирующие органы. Развивая проект ГЧП, в нынешнем году Бондаренко предложил мэру проект программы «Долголетие кладбищ. Парки памяти». Если кратко, то программа предлагает модернизацию кладбищ, создание цивилизованных условий, внедрение современных технологий учёта и принципиально новых решений для захоронений. При этом бюджетные средства для воплощения программы не требуются. Анатолий Локоть программу поддержал. В рамках развития этого проекта должна была решиться судьба участка под пантеон на Гусинобродском кладбище. Но до сих пор не решилась из-за сопротивления Витухина, директора «Ритуальных услуг» Сергея Авдюнина и поддержавшего их Науменко.

    Бондаренко предложил программу организации деятельности кладбищ, снижающую расходы города. В условиях дефицита это должно быть особенно актуальным, но Витухин и Авдюнин публично критиковали предложения директора МУП. «Похоронный дом ИМИ» не получал средств из бюджета. А МКУ «Ритуальные услуги» ежегодно получает 120-150 млн рублей. Похоже, что интерес Витухина и Авдюнина в том, чтобы дела шли, как и прежде. Они опасаются роста влияния «частника» в ритуальной сфере, хотя к такой позиции есть вопросы. Во-первых, это вопросы Федеральной антимонопольной службы, в нынешнем году вынесшей муниципальному учреждению «Ритуальные услуги» предписание о недопустимости коммерческой деятельности. Во-вторых, это вопросы в связи с бюджетными затратами на обустройство и содержание кладбищ: к примеру, по данным Витухина, только на инвентаризацию уже потрачено 55 млн рублей, а результата ещё нет. В-третьих, это вопросы криминальных рисков ритуального дела: в этом году на кладбищах подозрительно много горело – то строения, то автомобили.

    По внешним признакам можно судить, что внутри муниципалитета идёт спор вокруг разных подходов к организации и сопровождению похоронного дела. Перемены в этой сфере неизбежны. Они определены поручениями Президента РФ Владимира Путина правительству России от 09.07.2017, и, рано или поздно, спустятся вниз по вертикали власти до органов местного самоуправления. На фоне небывало сложной ситуации с наполнением городского бюджета Локоть должен выбирать возможности, самые эффективные в плане экономики. Пока подчинённые и однопартийцы занимаются охотой на ведьм, мэру приходится решать, каким путём идти и на кого опираться в год больших выборов. И если не разобраться с конфликтом интересов в этой – самой важной – части, надёжность маршрута будет невысока.

  • Новосибирскую Стратегию-2030 ждут к лету 

    Центр стратегических разработок Алексея Кудрина напишет Стратегию развития Новосибирской области до 2030 года. По сведениям ЦДЖ, Агентство инвестиционного развития должно заключить контракт с ЦСР до конца декабря.

    Окончательная договорённость о сотрудничестве была достигнута на встрече врио губернатора Андрея Травникова с Кудриным в Москве 13 ноября. Источник в областном правительстве утверждает, что в последние месяцы обсуждалось несколько претендентов на контракт, причём вариант ЦСР был не самым дорогим. Разброс в ценах – от 25 до 40 миллионов рублей. Необходимость разработки стратегии-2030 обусловлена поручением Министерства экономического развития России: к середине 2018 года такие программы развития должны быть у каждого субъекта.

    14 ноября Травников анонсировал начало работы над стратегией на встрече с новосибирским землячеством в Москве. Врио губернатора пригласил работающих в столице новосибирцев присылать свои предложения. Команда, работающая над стратегией, будет сборной. Свои предложения по экспертам федерального уровня представит центр Кудрина. По сведениям ЦДЖ, в группу разработчиков планируется включить представителей регионального Минэкономразвития, АИР и новосибирского научного сообщества.

    В работе над стратегией эксперты должны проанализировать текущее состояние региона с точки зрения успеваемости по ранее принятым планам развития. То есть, в первую очередь, определиться, где и с чем мы находимся. Самое интересное это планы. В стратегии должны быть прописаны приоритетные инвестиционные проекты по отраслям. В том числе, комплексы проектов, направленных на повышение эффективности научных исследований и уровня их внедрения, на пространственное развитие региона, кластерные и парковые проекты, направленные на увеличение производства товаров с высокой добавленной стоимостью и экспорта. Документ должен в обязательном порядке содержать чёткие цели в части социально-экономического развития региона и параметры оценки их достижения.

    Пока в Новосибирске обсуждают перспективы создания новой стратегии, 15 ноября стало известно, что правительственная комиссия под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова согласовала предоставление рабочему посёлку Линёво статуса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Это победа АИР и экономического блока областного правительства, больше года работавших над этим вопросом. Следом на федеральном уровне будет представлен проект ТОСЭР для посёлка Горный. Поскольку позитивный опыт подготовки документов уже наработан, есть повод и здесь надеяться на успех.

    Оформление статуса ТОСЭР откроет зелёный свет для крупных инвестиционных проектов в Линёво и Горном, анонсированных в 2016-2017 годах. Безусловно, это будут «точки роста», о необходимости создания которых, много раз говорилось на уровне областной власти. Но точки разрозненные, а долгосрочная Стратегия, по идее, должна выстроить комплексное понимание, что делать, для чего и в какой последовательности. Это важно не только для чиновников, но и для инвесторов, рассматривающих варианты на территории региона.

    Важным моментом в работе над Стратегией станет сопряжение с программами развития Новосибирска. Областная столица является региональным (и даже межрегиональным) центром притяжения финансового, технологического и человеческого капитала. Для федеральных экспертов ЦСР потенциал Новосибирска может казаться движущей силой Стратегии развития региона. Но фактически так может быть только при полном взаимопонимании между властями области и города. А этот диалог пока только выстраивается.

  • Хождение по муке

    В ближайшие дни станет известна дата рассмотрения кассации по решению суда о признании недействительными продажи имущества Новосибирского мелькомбината №1. Несмотря на обескураживающий вердикт, предприятие продолжает работу.

    На этой неделе Арбитражный суд Новосибирской области продлил конкурсное производство на НМК №1 сроком на полгода в связи с решением об отмене торгов. Восстановление мощностей НМК стало главной сенсацией новосибирского зернового рынка в текущем сезоне. Мелькомбинат несколько лет болезненно переживал банкротство, отягощённое износом мощностей. В марте, наконец, состоялся аукцион по продаже имущества НМК, включая производственный комплекс. Организатором выступило московское «Агентство по защите прав собственности». Поскольку результат торгов на тот момент никто не оспаривал, победитель – компания «Первый доходный дом» – заплатила по договору 315 млн рублей. Эти средства пошли на расчёты с кредиторами, а ПДД начал готовиться к новому сельскохозяйственному сезону, вкладываясь в модернизацию мощностей по хранению и переработке зерна.

    В мае ранее простаивавшее предприятие возобновило работу. Судя по отчётам, в первый месяц было переработано 4 тыс. тонн зерна, в июне уже в два раза больше. К началу уборочной НМК вышел на объём до 13 тысяч тонн в месяц. При запуске модернизированной второй линии комбинат может увеличить переработку вдвое. Отремонтированы мощности для единовременного хранения 90 тысяч тонн зерна. Для коллектива из 400 человек стабилизировалась выплата заработной платы. Предприятие восстановило дисциплину расчётов с поставщиками и контрагентами.

    Реанимация НМК прошла очень вовремя, как раз под рекордный урожай, из-за которого резко обострился дефицит мощностей по переработке и хранению зерна. Но как раз на момент завершения уборочной произошёл значимый казус: ООО «Зернопродукты» получило решение суда о признании торгов недействительными. Кемеровская компания посчитала свой недопуск к аукциону незаконным. Но обжаловать это в суде «Зернопродукты» взялись лишь тогда, когда «Первый доходный дом» уже рассчитался по договору и восстановил работу предприятия. При этом компания обратилась с иском не к ПДД, а к организатору торгов, оспаривая процедурный вопрос.

    Заявка «Зернопродуктов» на аукцион была отклонена по причине аффилированности между директором компании и НМК. Истец доказывал, что ситуация аффилированности была создана искусственно. Арбитражный суд Новосибирской области иск «Зернопродуктов» отклонил. Но в конце сентября 7-й апелляционный арбитражный суд в Томске отменил решение новосибирского арбитража и удовлетворил жалобу, постановив отменить результаты аукциона.

    Решение апелляционной инстанции вступает в законную силу немедленно. Имущественный комплекс теоретически должен быть возвращён юрлицу-банкроту – ЗАО «Новосибирский мелькомбинат №1». Процедура подготовки и проведения торгов должна начаться заново. Так-то она заняла несколько лет, и не факт, что вторая попытка выйдет скорее. Связанные с НМК источники ЦДЖ считают вердикт неисполнимым. Вернуть покупателю деньги, ещё весной перечисленные налоговой инспекции в счёт долгов предприятия, представляется нереальным. Кроме того, непонятно, как покупатель должен изымать средства, потраченные на ремонт и модернизацию производственных мощностей. Очевидно, что ПДД принял неработающее предприятие, а теперь, если следовать логике вердикта, должен вернуть работающее.

    Источники ЦДЖ видят в истории признаки недобросовестной конкуренции. «Зернопродукты» входят в кемеровский холдинг «Беляевские продукты», конкурирующий с НМК на региональном рынке. Тяжба, затеянная после подведения итогов аукциона, может преследовать целью сдержать темп восстановления соперника, затормозить модернизацию мощностей, напугать поставщиков. Тем не менее, комбинат продолжает работать и выполнять обязательства. Ясность в ситуацию внесёт кассационная инстанция в Тюмени: организатор торгов, предприятие-банкрот и покупатель обжаловали томский вердикт.