Информационно-аналитическое агентство

Краткое содержание Сводки ЦДЖ №19 (432)

  • Чего хотят противники сенатора Лаптева

    Чего хотят противники сенатора Лаптева

    Владимир Лаптев внезапно стал объектом нескольких пристрастных журналистских расследований, одно из которых вылилось в публичную петицию с требованием отставки сенатора. Тем не менее, похоже, что отставка это не главная цель.

    Количество просмотров фильма «Он вам не Лапоть», посвящённом биографии и деятельности представителя Законодательного собрания Новосибирской области в Совете Федерации, на YouTube достигло 80 тысяч. Для видеопродукции регионального уровня, не пользующейся поддержкой СМИ, это достаточно много. В последнее время жанр публикаций в интернете видеокомпромата под видом расследований всё более популярен. С начала года уже два высокопоставленных чиновника мэрии Новосибирска и один депутат горсовета «удостоились» персональных роликов на YouTube. Но ни один из них нельзя сравнивать с фильмом про Лаптева. Качество проработки и производства 30-минутного фильма о сенаторе гораздо серьёзней. А потому серьёзней и вопросы о последствиях.

    Впрочем, для начала вернёмся в последние дни апреля. Накануне 1 мая по кабинетам новосибирских органов власти распространили спецвыпуск газеты «Момент истины» с титульным заголовком «Тайная биография сенатора Лаптева». Большая часть материалов была посвящена разным историям из жизни Владимира Васильевича. Историям не новым: в основном, в спецвыпуске были собраны перепечатки материалов газеты «Куйбышевская правда» разных лет. Да и «Момент истины» не впервой обращается к деталям биографии сенатора.

    Новеллой в спецвыпуске можно считать, пожалуй, одно лишь обращение бывшего главы Куйбышевского района Виктора Функа к полпреду Президента в Сибирском федеральном округе Сергею Меняйло. Функ был отстранён от должности в конце 2016 года, оказавшись под арестом по обвинению в превышении полномочий при строительстве за счёт бюджета насосно-фильтровальной станции. В обращении к полпреду опальный чиновник связывает свои злоключения с конфликтом с Лаптевым, тянущимся с 2015 года. На праймериз «Единой России» в Куйбышеве будущий сенатор поддерживал кандидатуру Юрия Кошкина, в то время как Функ и местный актив ЕР продвигали Николая Мамулата. Выиграл последний. Но Кошкин с проигрышем не смирился и пошёл на выборы в заксобрание от «Справедливой России». При этом Лаптев не оставлял своего протеже без поддержки. В итоге Кошкин и Мамулат растянули голоса, обеспечив победу коммунисту. А у Функа начались проблемы с правоохранительными органами, которые чиновник связывает с местью Лаптева.

    В фильме «Он вам не Лапоть» история о многострадальном строительстве насосно-фильтровальной станции упоминается в другом контексте. Якобы деньги на строительстве «разворовывались» 10 лет, и Лаптев никак этому не противодействовал, хотя всё это время представлял Куйбышев в заксобрании и входил в комиссию по противодействию коррупции.

    Подходы создателя фильма напоминают популярные видеорасследования Фонда борьбы с коррупцией. При этом автор «Он вам не Лапоть» на словах старательно отстраивается от Алексея Навального, всячески давая понять, что лавры несистемной оппозиции им не нужны. Тонкой красной линией через фильм идёт довольно оригинальная мысль: если бы не такие «псевдо-борцы с коррупцией», как Лаптев, то у общественности не было бы интереса к таким политикам, как Алексей Навальный. То есть, сенатора пытаются противопоставить системе, частью которой он является.

    В фильме остро поставлены вопросы о реальных доходах и имуществе семьи Лаптевых. По версии авторов «Он вам не Лапоть», сенатор пользуется недвижимостью стоимостью 500 млн рублей. При том, что на фоне других членов Совета Федерации Владимир Васильевич отличается довольно скромным доходом. В следующей части фильма автор обещает рассказать о происхождении денег Лаптева. При условии, что не воплотятся в жизнь угрозы расправы, которые якобы поступают в адрес создателя «Он вам не Лапоть».

    Угрозы были и в процессе подготовки первой части, поскольку работа шла в открытую. Выход фильма анонсировали в соцсетях. Это ключевое отличие от обычных анонимных видеонаездов: под созданием «Он вам не Лапоть» подписался журналист и депутат куйбышевского райсовета Денис Безызвестных. Он же выступил инициатором сбора подписей под петицией за отставку Лаптева. Судя по динамике просмотра фильма на YouTube, можно собрать немало автографов. А что дальше?

    Ранее мы отмечали в публикациях ЦДЖ, что Лаптев после избрания сенатором претендует на федеральную карьеру благодаря сложившимся отношениям с руководителями Росгвардии и МВД. В публичной политике Владимира Васильевича практически не видно ни в Новосибирске, ни в Москве. В кулуарах много спорят, на самом ли деле Лаптев пользуется влиянием в столице, или же только хочет, чтобы так считали. Но как бы там ни было, интересантов загасить звезду Лаптева не видно. И если бы против него началась активная игра на уровне региона (не говоря уже об уровне Москвы), в ход пошли бы другие, более влиятельные, медийные ресурсы.

    Тем не менее, в фильме «Он вам не Лапоть» поставлены скандальные вопросы, на которые сенатор пока не считает важным ответить публично. Он обратился в полицию с заявлением о клевете, касающимся одного эпизода. В рамках доследственной проверки полицейские изъяли у Безызвестных видео- и компьютерную технику. При этом автор фильма отмечает, что в целом содержание «Он вам не Лапоть» у главного героя претензий, похоже, не вызвало. Но это, может быть, временно. Реакция Лаптева будет зависеть от внешних раздражителей. Будут ли поставлены вопросы в заксобрании, представителем которого является Владимир Васильевич? Что скажут однопартийцы в «Единой России»? Надо ли ждать реакцию коллег в Совете Федерации? Если речь идёт о сугубо местечковом выяснении отношений, глобальных последствий ждать не стоит. Если же пойдёт системная работа с запросами, жалобами и заявлениями, отмолчаться за спинами полицейских Лаптеву не удастся.

     

     

  • Добавленное время может оставить проект новой хоккейной арены вне игры

    Добавленное время может оставить проект новой хоккейной арены вне игры

    В день выхода этого выпуска Сводки руководство Новосибирской области официально представит заявку на проведение Молодёжного чемпионата мира по хоккею-2023. Хотя решение будет принято только через год, организаторы говорят о рисках не успеть со строительством, если немедленно не начать подготовку к аукциону для инвесторов.

    На апрельской сессии депутаты новосибирского горсовета сняли с повестки вопрос о перезонировании и передаче в областную собственность 30 га земли на левом берегу Оби возле метромоста. На этом участке планируется возвести новую ледовую арену, подходящую для проведения соревнований международного уровня. Область добавила бы свои 10 га, и к застройке консолидированного участка уже можно было бы привлекать инвестора через аукцион. А инвестор возвёл бы стадион за счёт заработков с продажи построенного по соседству жилья общей площадью порядка 400 тысяч квадратных метров.

    Согласно изначальному плану, власти хотели представить консолидированный, готовый к коммерческой застройке участок в качестве аргумента для заявки в Международную федерацию хоккея на льду. Но горсовет отложил решение вопроса как раз для того, чтобы дождаться вердикта хоккейных функционеров. Если заявку одобрят, значит, нужно будет действительно поспешать. А если отложат, можно будет внимательно поразбираться в ситуации, оценить альтернативные площадки, затребовать бизнес-план, проанализировать нагрузку на бюджет с точки зрения необходимой транспортной и социальной инфраструктуры. Ну и, само собой, постараться максимально расширить круг потенциальных инвесторов проекта.

    Среди ряда депутатов бытует мнение, что проект развивается в интересах одного лишь инвестора – компании «Сибирский антрацит», скрывающейся за ООО «Парк чемпионов». Однако в «Сибантраците» интерес к проекту категорически отрицают: компания выступает соучредителем хоккейного клуба «Сибирь», но не более. Заместитель генерального директора «Сибантрацита», бывший вице-губернатор Алексей Хомлянский участвует в совещаниях по новой арене в качестве советника гендиректора ООО «Парк чемпионов» – частного партнёра правительства Новосибирской области и мэрии Новосибирска в проекте по строительству арены. А член совета директоров «Сибантрацита» Дмитрий Шатохин возглавляет совет директоров «Парка чемпионов».

    На прошлой неделе президент МФХ Рене Фазель объявил, что, вопреки ожиданиям, решение, проводить ли чемпионат в Новосибирске, будет вынесено только через год. Казалось бы, можно было выдохнуть и перейти к проработке вопросов по новой арене в спокойном режиме.  Но в «Парке чемпионов» беспокоится из-за проволочек с решениями в городских органах власти. Готовность стадиона к осени 2022 года является условием проведения чемпионата в 2023-м. Чтобы уложиться в срок со стройкой, её нужно начать не позднее начала 2019 года. А для этого аукцион на право аренды земли необходимо провести до конца нынешнего лета.

    Позицию руководства «Парка чемпионов» поддерживают в правительстве региона. Наиболее активную позицию занимает вице-премьер и министр строительства Сергей Боярский. 15 мая он презентовал проект на совместном заседании комиссий горсовета по градостроительству и муниципальной собственности, куда также были приглашены представители общественных организаций. Принципиального сдвига позиций не произошло. Депутаты намерены перевести вопрос в повестку следующей сессии, но требуют от минстроя альтернативных площадок. А Боярский переживает, что согласование с горсоветом затянется до сентября.

    19 мая заявку Новосибирской области в МФХ представит российская делегация, в составе которой глава Федерации хоккея России Владислав Третьяк, губернатор Владимир Городецкий, спикер заксобрания Андрей Шимкив и мэр Анатолий Локоть. Подачу заявки перед майской сессией горсовета используют как новый повод сподвигнуть депутатов на скорейшее решение вопроса о земле. Среди народных избранников пока ещё не проявился ни один принципиальный противник строительства арены. Наоборот, некоторые депутаты считают, что стадион нужно строить вне контекста чемпионата-2023, будет он в Новосибирске, или нет. В частности, на заседании 15 мая об этом говорил Кирилл Покровский. Камень преткновения не в арене, которая займёт 5 га, а в судьбе остальных 35 га, которые область собирается вложить в проект. И пока минстрой тормозит, противникам предложенного Боярским решения можно было бы самим подумать о поиске альтернативных вариантов, не дожидаясь их от чиновников. Прошлый опыт спорных вопросов показывает, что стороны могут непозволительно долго испытывать терпение друг друга, в надежде, что когда станет поздно, позиция оппонента будет слабей.

  • Застроенные территории Новосибирска пересчитают для инвесторов

    Застроенные территории Новосибирска пересчитают для инвесторов

    Реновация территорий, застроенных аварийным и ветхим жильём, становится одним из главных трендов городского развития в Новосибирске. Тема одинаково интересна для власти и застройщиков, но чтобы энтузиазм превратился в масштабные проекты, вопрос нужно прорабатывать на новом качественном уровне.

    До осени 2017 года в России действует федеральный закон №185, регламентирующий программу расселения аварийного жилья с участием средств бюджета федерации. По этому закону должны быть расселены все дома, которые признаны аварийными до 31.12.2012 года. Но уже в 2013 году было понятно, что полностью проблему расселения решить не удастся: слишком быстро растёт количество домов, переходящих из разряда ветхих в аварийные. Предполагая, что в том или ином виде федеральная программа может быть продолжена, чиновники, депутаты и застройщики обсуждали разные конфигурации взаимодействия.

    16 мая представители областной и городской власти вместе с крупными застройщиками, занимающимися развитием застроенных территорий, оценивали в микрорайоне «Стрижи» освоение площадки, застроенной аварийным жильём. Место проведения выездного совещания выбрали, исходя из опыта одноимённой компании в работе по программе РЗТ. На совещании министр ЖКХ Новосибирской области Евгений Ким объявил, что ещё полгода назад попросил руководство группы компаний «Стрижи» проанализировать новосибирские площадки, подходящие под требования программы РЗТ, и обозначить проблемы, мешающие реновации. По словам гендиректора компании Игоря Белокобыльского, в Новосибирске порядка 1200 домов могут попасть под критерии расселения. Но многие застройщики боятся ввязываться в такие проекты, потому что не видят чётко все возможные риски. Большая часть аукционов в рамках программы РЗТ была признана несостоявшимися. Часть заключенных договоров была расторгнута в связи с неисполнением застройщиками обязательств по расселению.

    В первую очередь, это связано с разными подходами к оценке квадратного метра: муниципалитет ориентируется на нормативы минстроя, а застройщики на рынок. Другая серьёзная проблема – недостаточная проработка площадок, предлагаемых инвесторам. Сложно рассчитать потенциал, не понимая, сколько фактически придётся вложить в расселение, техусловия и обустройство. Белокобыльский отметил, что за всё время участия «Стрижей» в РЗТ ни разу не получилось расселить хотя бы одну квартиру «метр в метр»: в среднем площадь обмена при расселении вырастает на 30%, что приводит к существенному подорожанию.

    В ходе обмена мнениями между участниками совещания выяснилось, что естественные монополисты готовы выдавать предварительную оценку подключения к мощностям, ориентируясь на предварительный же прогноз по объёму планируемых квадратных метров жилья. Но ответственность за эти прогнозы ни одна сторона не несёт, поэтому на стадии реальных дел фактические цифры оказываются совсем другими.

    Председатель совета директоров группы компаний «NordАзия» Дмитрий Андреев отметил важность работы с людьми, которых предстоит расселять. Несмотря на большой опыт застройщика в проектах такого рода, на каждый квартал компания заходит, как в первый раз, «с оружием наперевес». С одной стороны, по словам Андреева, необходимо учитывать интересы граждан, привыкших к территории и окрестной инфраструктуре. С другой стороны, застройщик отметил появлением юридических технологий, позволяющих отдельным собственникам жилья ставить препоны в реализации масштабных проектов, добиваясь завышенных, необоснованных компенсаций. Участники совещания обратили внимание на то и дело возникающие риски, связанные с проблемами оформления документов у владельцев аварийного жилья: если бы юридическую подготовку площадки и в этой части брала на себя мэрия, застройщики были бы щедрей на аукционах.

    Парадокс завершающейся программы по расселению в рамках 185-ФЗ в том, что её практическим исполнением занимаются муниципалитеты, в то время, как ответственность за результат лежит на губернаторах. После заявления Президента о намерении продлить программу первые комментарии на федеральном уровне показали, что региональные органы власти будут уже в большей степени вовлечены в процессы фактического исполнения мероприятий по переселению граждан. Одним из механизмов расселения в рамках федеральной программы может стать процедура РЗТ.

    На совещании 16 мая Ким собрал за общим столом в «Стрижах» застройщиков и представителей муниципалитета, чтобы убедиться в наличии обоюдного интереса к реновации и сформулировать проблемы, требующие скорейшего решения. Скорейшего в буквальном смысле. По сведениям министра, уже осенью федеральный парламент должен будет принять целый пакет документов, связанных с расселением, в том числе, в сфере РЗТ. Если участники программы хотят добиться существенных изменений правил, действовать нужно сейчас.

    Поиском решений в органах власти будет создана рабочая группа во главе с председателем комиссии горсовета по городскому хозяйству Игорем Кудиным. К работе в группе будут приглашены депутаты Законодательного собрания. Для представления позиции новосибирских застройщиков руководство «Стрижей» будет формировать законодательные инициативы на федеральном уровне от имени «Национального объединения застройщиков» (НОЗА).

    Одновременно с этим Ким попросил руководство «Стрижей» продолжить работу по анализу новосибирских территорий с точки зрения возможности реновации. Застройщик подошёл к решению задачи комплексно. По инициативе председателя совета директоров «Стрижей», депутата заксобрания Ильи Полякова, создан Фонд содействия в развитии территорий, занятых ветхим и аварийным жильём «ВАЖНО». Специалисты фонда оценивают участки, застроенные аварийным жильём, в плане возможности расселения на условиях, устраивающих и муниципалитет, и инвесторов. В каждом случае приходится делать глубокие расчёты. Однако, как признали участники совещания в «Стрижах», ясный прогноз по цифрам существенно усиливает инвестиционную привлекательность каждого конкретного проекта. Наработки фонда «ВАЖНО» могут стать основой для более масштабного расселения аварийного и ветхого жилья. По словам Кудина, в муниципалитете есть готовность рассматривать дополнительную мотивацию для инвесторов, входящих в проекты РЗТ. Может быть, совместные усилия власти и бизнеса помогут добиться более значительных результатов, чем пока что принёс закон №185. По крайней мере, для всех понятно, что застроенные старыми домами территории скоро останутся единственным ресурсом для строительного развития Новосибирска.

     

  • Новосибирские свалки вне закона. Есть ли у мэрии план «Б»?Новосибирские свалки вне закона. Есть ли у мэрии план «Б»?

    Новосибирские свалки вне закона. Есть ли у мэрии план «Б»?

    На фоне бурного обсуждения «мусорной» концессии ресурс по хранению твёрдых отходов вокруг Новосибирска подходит к концу. Пока областные власти спорят о вариантах решения, городские держатся в стороне.

    На вопрос, сколько мусора «производит» новосибирская агломерация ежегодно, однозначного ответа сейчас нет. По данным министерства ЖКХ, в 2015 году совокупные отходы агломерации потянули на 1,5 млн тонн. В недавнем интервью для «Советской Сибири» председатель комиссии по городскому хозяйству Игорь Кудин заявил, что только Новосибирск «производит» порядка 3 млн кубометров мусора ежегодно. Но эти оценки вряд ли можно считать точными. Город обслуживают четыре полигона для хранения мусора. «Гусинобродский» и «НовосибВторРесурс» находятся в черте города, а «Левобережный» и «ЖКХ ННЦ» на территории Новосибирского района. При этом лицензия на приём отходов есть только у последнего. Три полигона работают без разрешения. Муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство», занимающееся вопросами мусора, периодически обращается в Росприроднадзор за лицензиями и получает отказ за отказом. А Росприроднадзор подаёт жалобу за жалобой в прокуратуру.

    Поскольку легальные городские свалки работают незаконно, фактический объём принятого и принимаемого ими мусора оценивать сложно. Все контролирующие и правоохранительные органы в курсе, что новосибирская система утилизации мусора фактически вне закона. Но главная проблема не в легитимности полигонов, а в несанкционированных свалках, уже два десятка лет размножающихся вокруг города. Посчитать там оборот мусора совершенно невозможно. Счёт идёт на сотни свалок разного формата и объёма. На прошлой неделе проблему обсуждали на президиуме совета муниципальных образований Новосибирской области. Губернатор популярно объяснял подчинённым, что несанкционированные свалки на контроле у Общероссийского народного фронта. Причём у федерального ОНФ. Поэтому если не заниматься оперативной ликвидацией мусорных отвалов, реакция Москвы может повлечь политические последствия.

    Нельзя сказать, что областные власти бездействуют. По данным министерства ЖКХ и энергетики, незаконные свалки на территории региона ликвидируют сотнями. Но сотнями они же появляются вновь. При этом ресурс новосибирских полигонов будет полностью исчерпан в ближайшие годы. Это – по оптимистичным оценкам чиновников. Учёные считают возможности полигонов уже исчерпанными. Значит, дальше только незаконные свалки? Ведь город не должен тонуть в мусоре, вывозить его куда-то нужно, но легальной альтернативы пока нет.

    Десять лет назад владельцы компании «Энергомонтаж» пытались наладить в Новосибирске цивилизованную переработку мусора путём строительства четырёх заводов в разных частях города. Стоимость проекта оценивалась чуть более чем в 1 млрд рублей по ценам 2006 года. Для начала построили одно предприятие. Очень быстро мусороперерабатывающий завод пришёл к банкротству. А следом и муниципальное предприятие, которому он был передан. Причина банальна: экологичная переработка отходов стоила ровно в три раза дороже, чем их складирование на муниципальных свалках. А ещё дешевле было сваливать мусор, где придётся.

    Принципиально ситуация может измениться лишь тогда, когда организация, занимающаяся вывозом мусора, будет заинтересована привезти его именно на предприятие с цивилизованной переработкой, а не куда-нибудь в лес. Благодаря изменениям федерального законодательства, механизм вывоза и утилизации отходов должен радикально измениться в ближайшие годы. В Новосибирской области территориальная схема обращения с отходами разработана и утверждена. Весной следующего года должен начать работу единый региональный оператор по мусору. Следом будут введены в эксплуатацию мусороперерабатывающие заводы, намеченные к строительству в Раздольном и Верх-Туле.

    Вроде бы картина выглядит оптимистично. Но план запустить единого оператора с 2017 года уже сорвался. Сейчас под вопросом 2018 год. Без прояснения прогноза по строительству мусороперерабатывающих заводов конкурс по выбору оператора проводить бессмысленно. А вокруг концессии по-прежнему идут споры. Областное руководство пытается снимать вопросы политиков и общественников. Депутаты Законодательного собрания, немало критиковавшие концессионное соглашение с компанией «Экология-Новосибирск», перешли к конструктивным переговорам, понимая, что затягивать преобразования в мусорной теме уже опасно. Городская власть ведёт себя так, будто вопрос вывоза и утилизации мусора должен решиться как-то сам собой. Хотя другого варианта нет, и чудесным образом из ниоткуда он не появится.

    На моменте запуска заводов, согласно территориальной схеме, четыре полигона, обслуживающие Новосибирск, планируется закрыть навсегда. И рекультивировать. Вопрос, на какие деньги, похоже, по серьёзному до сих пор не обсуждается. Хотя уже давно пора, как минимум, разобраться с реальным оборотом мусора и фактическими доходами за его приёмку. Глядишь, там и деньги на рекультивацию нашлись бы. Но даже поиск средств это второй вопрос. Главный – есть ли у новосибирских властей план «Б» на случай, если концессия не состоится, новые заводы не появятся и, соответственно, вывозить мусор будет больше некуда? Если и есть, никто до сих пор о нём не слышал. Тогда честней было бы в полный рост вступать в работу над концессией, максимально приближая запуск новых заводов, не дожидаясь, пока область решит мусорную проблему региональной столицы. В области и других муниципалитетов с такими же трудностями полно.

     

     

     

  • Заксобрание добилось влияния на концессии

    Заксобрание добилось влияния на концессии

    Проекты областных концессий будут предварительно обсуждаться с Законодательным собранием в обязательном порядке. Чтобы добиться этого решения правительства, депутатам понадобился год целенаправленной работы.

    Спикер Андрей Шимкив предельно ясно формулировал стремление нового состава заксобрания к паритету с исполнительной властью в перспективных экономических вопросах. Прежде всего, касающихся бюджета области, утверждаемого депутатами. В этой части с концессионными соглашениями складывалась удивительная для депутатов картина. Правительство региона, как концедент, берёт на себя гарантии по минимальному доходу концессионеров. Соответственно, эти гарантии должны учитываться в бюджете, и отвечать за них должно заксобрание. Но при этом согласовывать концессии с депутатами чиновников ничего не обязывало.

    Благодаря этому на законных основаниях без взаимодействия с депутатским корпусом было подготовлено концессионное соглашение по Центральному мосту. И без согласования с заксобранием была подписана концессия по мусороперерабатывающим заводам. Руководству областного парламента и всем неравнодушным к этим вопросам депутатам пришлось буквально вынуждать чиновников к диалогу. Который, надо признать, принёс вполне ощутимые результаты.

    Рабочая группа с участием депутатов, шлифовавшая концессионное соглашение по четвёртому мосту, нашла возможности сократить стоимость минимального контракта с 91 до 48 миллиардов рублей. Впечатляющая разница означает, прежде всего, сокращение рисков для бюджета региона, в случае, если проект всё же состоится.

    Изучение концессии по мусороперерабатывающим заводам заняло у депутатов больше времени. Соглашение между правительством региона и компанией «Экология-Новосибирск» было подписано в июле 2016 года. Документ, обозначивший параметры проекта сроком реализации на 40 лет, вызвал много вопросов. В том числе, опять же, с точки зрения гарантий для концессионера со стороны области.

    Для погружения в тему комитет по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам создал в минувшем октябре рабочую группу. Депутаты работали над вопросом не только в Новосибирске, но и на выезде. Чтобы познакомиться с альтернативными проектами, на прошлой неделе делегация заксобрания посетила действующий мусороперерабатывающий завод в Новокузнецке.

    Результаты изысканий группы были официально представлены на заседании комитета по строительству 17 мая заместителем председателя Вадимом Агеенко. Депутат указал на основные риски, которые, по мнению членов группы, несёт проект. В первую очередь, объём плановой загрузки двух заводов – 800 тысяч тонн в месяц – может оказаться завышенным, поскольку в некоторых официальных документах областного правительства речь идёт о меньших объёмах. А по условиям соглашения, недобранный объём это повод для концессионера обратиться к правительству за компенсацией недополученного дохода. 

    Серьёзное беспокойство рабочей группы вызвали расчёты, показывающие возможность увеличения действующего «мусорного» тарифа для населения в 2,5-3 раза. Агеенко предложил исключить из соглашения гарантированный доход концессионера, обуславливающий необходимость регулярного повышения тарифов. Кроме того, рабочая группа рекомендовала изучить возможность закупки европейского оборудования вместо американского, если это даст возможность дополнительно сэкономить, и уделить повышенное внимание экологической экспертизе проекта.

    Группа работала не в вакууме, и некоторые выводы, к которым пришли депутаты, озвучивались ранее. Суммировав замечания заксобрания, прокуратуры и Общероссийского народного фронта и обсудив их с концессионером, правительство региона на заседании 15 мая предложило дополнительные соглашения по концессии. 17 мая на заседании строительного комитета вице-губернатор Сергей Сёмка сообщил депутатам, что ряд проблемных моментов, на которые указала рабочая группа, учтён в новых документах.

    В том числе, ежемесячный объём гарантированной загрузки заводов уменьшен на 9% – до 738 тысяч тонн. Сёмка считает этот показатель чересчур пессимистичным, но с точки зрения рисков для бюджета, чем меньше гарантии, тем лучше. Из соглашения исключается ответственность региона за изменения федерального законодательства и за действия третьих лиц, участвующих в реализации соглашения. Более важный момент – из концессии полностью убирают приложение №10 и ещё ряд пунктов, касающихся фиксированной экономики проекта. Прежде всего, относительно необходимой валовой выручки концессионера. «Тем самым мы делаем абсолютно правильную вещь, что какой-то возможный тариф можно будет определить только после того, как будет подготовлен проект, будут подготовлены все финансово-экономические обоснования, а компания-концессионер пройдёт финансовый аудит, технологический аудит, экологическое получит государственное заключение», – заявил Сёмка. Лишь после этого концессионер представит расчёты в областной департамент по тарифам.

    Также вице-губернатор сообщил об исключении из соглашения ряда нечётких, спорных формулировок. Депутатам ещё предстоит детально оценить доработку концессии, после того, как правительство представит все необходимые документы. Первый заместитель председателя правительства Владимир Знатков, присутствовавший на заседании комитета, подчеркнул, что без одобрения депутатского корпуса, допсоглашения подписаны не будут. А Сёмка предложил продолжить деятельность рабочей группы, поскольку концессионное соглашение не догма, и может в дальнейшем дополнительно уточняться.

    Впрочем, ситуация с «мусорной» концессией это лишь частность. Важнее, что правительство внесло изменения в нормативные акты, и отныне законодательная власть обязательно должна участвовать в проработке концессионных соглашений. Для обсуждения параметров новых концессий будут создаваться рабочие группы с участием депутатов. «Это как раз то, о чём мы настойчиво говорили с лета прошлого года при обсуждении концессии по строительству четвертого моста через Обь. Удовлетворен, что нас услышали, – прокомментировал Шимкив – Уверен, если бы и концессия по созданию мусороперерабатывающих комплексов прошла такое открытое и гласное обсуждение с участием депутатов заксобрания, удалось бы избежать многих проблем, которые обнаруживаются сегодня».

     

  • Полпред Меняйло приучает региональные власти к новому ритму

    Полпред Меняйло приучает региональные власти к новому ритму

    Визит Владимира Путина в Иркутск показал высокий уровень поддержки Президентом своего сибирского полпреда Сергея Меняйло. Губернаторы и мэры учатся работать в условиях, когда полпредство становится активным проводником региональной политики государства.

    16 мая полпред провёл совещание по вопросам завершения отопительного сезона и подготовки к следующему. Казалось бы, обычное протокольное мероприятие. Но почти все главы сибирских субъектов приняли участие. За исключением трёх губернаторов, которые «отпросились» по уважительным причинам, в связи с командировками. Первые совещания у Меняйло прошлой осенью некоторые главы позволяли себе пропускать без особых объяснений. Теперь общее мнение – с полпредом лучше дружить, чем враждовать.

    17 лет назад Путин создал федеральные округа. Во времена полпреда Леонида Драчевского всё было впервые и вновь: институт окружных структур только создавался. Анатолий Квашнин был отослан из Москвы в Сибирь, и занимался здесь, в основном, непубличной работой. Виктор Толоконский, пересев из  кресла губернатора, поначалу развил было бурную деятельность, но вскоре с головой ушёл в интриги против нового главы Новосибирской области. Николай Рогожкин в роли полпреда солидно дожидался пенсии. За время существования полпредства участники политической жизни привыкли, что эта инстанция – вещь в себе. Вроде бы и влияет, но бессистемно и непредсказуемо, потому что в основном дремлет. После назначения Меняйло сон как рукой сняло.

    Интересно сравнить ленты новостей на сайтах полпредств, как они выглядели в плане насыщенности – сейчас и, скажем, прошлой осенью. Количество событий в лентах значительно прибавилось. Несложно заметить, что у сайта сибирского полпредства есть большая фора. Либо в плане обмена опытом по горизонтали, либо по подсказке кого-то из администрации Президента, некоторое время спустя почти все полпредства усилили информационную активность. И надо при этом учитывать, что у окружных структур самая консервативная информационная политика: далеко не все действия полпредов находят официальное отражение.

    Меняйло успевает тушить пожары в регионах – как в буквальном, так и переносном смыслах. Новосибирцам кажется, что полпред всё время на виду из-за обилия новостей про его деятельность в регионе. На самом деле источники в полпредстве говорят, что в большей степени Сергей Иванович занимается вопросами регионов, страдающих от стихийных бедствий. А также регионов, в которых предстоят выборы губернаторов. И регионов, в которых резко обостряются социальные проблемы – с невыплатой зарплаты, например. Новосибирская область на фоне других сибирских субъектов к проблемным не относится. И то полпред успевает здесь находить поводы призвать к порядку местные власти.

    15 мая Владимир Путин провёл в Иркутске совещание по ликвидации последствий паводков и природных пожаров на территории Сибирского, Уральского и Дальневосточного округов. Тема очень болезненная – много людей осталось без жилья, потеряли имущество. По итогам таких мероприятий с участием главы государства часто летят головы. В этот раз Президент прибыл на подготовленную почву. Меняйло с начала года принуждал губернаторов и федеральные ведомства готовится к опасностям паводка и пожаров. Об этом полпред, в частности, говорил в интервью ЦДЖ, опубликованном в начале марта. Впервые работа по предотвращению тяжёлых последствий стихийных бедствий была организована на межрегиональном уровне. Итоги работы подводить преждевременно – идёт вторая волна паводка, сохраняется риск пожаров. Но первые результаты обнадёживают. 

    Активность полпреда существенно разнообразит политическую жизнь Новосибирска. Руководителям разного ранга и разных ветвей власти в междусобойчиках и междуусобчиках теперь приходится оглядываться на центр влияния в резиденции на Державина. Позиция Меняйло по региональным вопросам становится всё более значимой. Полпред последовательно ведёт федеральную линию, корректируя местные политические выплески. Наиболее ярко это видно на примере Анатолия Локтя, потому что он всё время рвётся на первый план. А в последние месяцы мэр чем дальше, тем чаще выступает с инициативами глобального масштаба, и так же регулярно получает публичные напоминания от полпреда то про неубранный снег, то про мусор и пыль на дорогах, то про аляповатость рекламы и вывесок на центральных улицах. Менее активные в медийном плане руководители в правительстве и заксобрании тоже получают своё, но соразмерно. То есть, менее публично.

    Не всех игроков устраивает усиление роли полпредства. Информационные вбросы против Меняйло то в местных, то в московских СМИ служат индикатором ревности отдельных представителей региональных элит. Пока одни тратят время и деньги на попытки принизить значимость полпреда, тем самым дополнительно его рекламируя, другие ищут у Меняйло поддержки. Разворот отношения губернаторов и мэров к полпреду произошёл после того, как управленческая элита на конкретных примерах увидела потенциал для решения сложных вопросов с федеральными структурами. Сейчас от полпредства хотелось бы больше внимания к элите деловой: инвестиционные отношения между сибирскими регионами и Москвой очень богатая тема для улучшений.