Информационно-аналитическое агентство

Краткое содержание Сводки ЦДЖ №51 (464)

  • Минстрой и минтранс могут породниться

    Кандидатура нового министра строительства Новосибирской области может определиться до Нового года. В шорт-листе и.о. министра Иван Шмидт и вице-мэр Новосибирска Алексей Кондратьев.

    Ключевая отрасль новосибирской экономики остаётся обезглавленной почти месяц. Врио губернатора Андрей Травников принял отставку вице-премьера и министра строительства Сергея Боярского, не определив сменщика. В коридорах власти весь декабрь обсуждали плюсы и минусы увольнения одного из самых влиятельных чиновников из команды экс-губернатора Владимира Городецкого. Некоторые источники ЦДЖ были склонны записать отставку Боярского в актив первого вице-премьера Владимира Знаткова. Но, несмотря на то, что минстрой оказался под кураторством Владимира Михайловича, ключевые для отрасли решения в правительстве будет принимать другой человек, фамилия которого общественности пока неизвестна.

    Областные чиновники минстроя и минтранса обсуждают слухи о грядущей реорганизации ведомств. На финальной коллегии министерства транспорта Знатков сообщил о предстоящих структурных изменениях под уточнённые задачи. В общественном восприятии минтранс ассоциируется, прежде всего, с инфраструктурным строительством, ремонтом и содержанием дорог. А собственно транспорт остаётся на втором плане, хотя своих отраслевых проблем и там немало. Между тем, Новосибирск позиционируется как транспортно-логистический узел федерального значения. Поэтому именно транспортные функции министерства должны получить приоритет. В этой связи обсуждается идея либо перераспределить функционал внутри минтранса, либо выделить часть функций в новую структуру, либо передать их в минстрой.

    Таким образом, может стать реальностью сценарий, по которому жилищное, промышленное и транспортное строительство окажется в ведении одной структуры. Идея не уникальная. В начале нулевых, в первый срок губернатора Виктора Толоконского его заместитель Афанасий Францев возглавлял областной департамент строительства, архитектуры и дорожного комплекса. Новая актуальность может быть связана с желанием подвести под одну руку направления, по которым должны пойти масштабные инвестиционные проекты. Концессионное соглашение по строительству Центрального моста это епархия минтранса. Будущее строительство мусоросортировочных заводов, семи поликлиник и новой спортивной арены это компетенция минстроя. Как и появившиеся на горизонте проекты достройки перинатального центра и возведения волейбольного дворца.

    По стечению обстоятельств, два из упомянутых проектов уже непосредственно относятся к интересам Группы «ВИС». Также эта компания уже обозначила готовность рассмотреть участие в концессии по поликлиникам. То ли будет дальше. Может, и до других крупных проектов в сфере государственно-частного партнёрства дело дойдёт. Мы рассказывали, что в совете директоров «ВИС» недавно произошли изменения, похожие на показательный развод с бизнесом семьи Ротенбергов. Но ассоциативная связь сохраняется. И вряд ли кого-то удивит возможность появления лоббиста интересов «ВИС» на одном из руководящих постов в областном правительстве.

    Речь может идти о должности курирующего вице-премьера. На пост министра строительства обсуждаются местные кандидатуры. По сведениям ЦДЖ, в финал вышли Иван Шмидт, работавший заместителем Боярского, а ныне исполняющий его обязанности, и вице-мэр Алексей Кондратьев, командующий городским департаментом строительства и архитектуры. Появление чиновника из команды Анатолия Локтя в правительстве Травникова вполне рабочий сценарий, поскольку тема далека от политики. Во главе минстроя требуется гибкий руководитель, способный подписывать нужные бумаги. Но, в то же время, знакомый местным генералам строительной отрасли и способный убеждать их в обоснованности указанных решений.

  • Проблему мусора без конкуренции не решить

    В финале 2018 года ситуация вокруг мусорной концессии выглядит перепутьем для Андрея Травникова. Врио губернатора может выиграть, радикально изменив подходы к утилизации мусора, либо умножить проблемы, пытаясь упаковать старую концессию в новую обёртку.

    К концу декабря ситуация вокруг концессии по строительству двух мусоросортировочных заводов стала выглядеть странней некуда. Областные власти обеими ветвями поддержали расторжение контракта с компанией «Экология-Новосибирск», заключённого в июле 2016 года. По идее, в спорах вокруг соглашения сроком действия 40 лет с гарантированным минимальным доходом концессионера в 121 млрд при вложениях в 6,5 млрд, должна быть поставлена точка. Вместо этого продолжаются акции протеста. Некоторые общественники и депутаты требуют, чтобы концессия была расторгнута уже не на словах, а юридически. Также критиков соглашения беспокоят условия перезапуска концессии, объявленной Травниковым. Представители Группы «ВИС», купившей «Экологию-Новосибирск», сохраняют притязания на новосибирский мусор.

    15 декабря у здания правительства прошёл пикет против строительства мусорного полигона возле Раздольного, организованный инициативной группой «Поможем реке Издревой». К протестующим вышел врио губернатора и ещё раз подтвердил намерение расторгнуть концессию. Травников заявил, что полигона в Раздольном не будет. И пообещал включить координатора группы «Поможем реке Издревой» Юлию Колеватову в новую рабочую группу, занимающуюся разработкой решения мусорной проблемы.

    23 декабря состоялся митинг против концессии, и на него Травников уже не пришёл. Требование протестующих включить в новую рабочую группу депутатов горсовета Александра Бурмистрова и Наталью Пинус, кандидатуры которых по непонятным причинам выпали из процесса согласования между городом и областью, остались без удовлетворения и комментариев. Между тем, Бурмистров и Пинус последовательно критиковали условия контракта с «Экологией-Новосибирск». Отстранение депутатов от работы над решением мусорной проблемы могут толковать, как ещё один повод подозревать, что новое окажется замаскированным старым.

    Травников был недоволен результатами обсуждения мусорной концессии на ранее действовавших рабочих группах, потому что за год дискуссий якобы так и не появилось конкретных предложений, как нужно решать проблему, если не так. Позиция врио, похоже, сформирована под влиянием вице-губернатора Сергея Сёмки и вице-премьера Ольги Молчановой, которые регулярно указывали критикам на отсутствие альтернативных проектов. А когда чиновникам буквально тыкали в нос возможными альтернативами, те отговаривались недостаточной глубиной проработки предложений. С одной стороны, позиция правительства логична, потому что для комплексной проработки решения по утилизации мусора в масштабе новосибирской агломерации нужно много времени и денег. С другой стороны, проблема может быть в том, что у чиновников просто отсутствует желание видеть альтернативы.

    А они всё же есть, и только работа с альтернативными проектами поможет избежать новой волны критики. Новосибирскую общественность больше всего волнует вопрос тарифа. Даже вопрос размещения полигонов не так важен, как цена, которую каждому придётся платить за вывоз и утилизацию мусора по новой схеме. Из финансовой модели контракта с «Экологией-Новосибирск» было понятно, что тарифы могут вырасти в три раза. Заместитель гендиректора Группы «ВИС» Александр Ким считает, что объём инвестиций в два завода можно уменьшить с 6,5 до 5 млрд, что несколько сдержит рост тарифа. Но единственным естественным ограничителем может стать конкуренция.

    В ходе обсуждения концессии депутаты Законодательного собрания доказывали, что для решения мусорной проблемы новосибирской агломерации двух заводов недостаточно. Слишком дорого будет развозить отходы только по двум точкам. На пресс-конференции 25 декабря спикер заксобрания Андрей Шимкив заявил, что оптимально было бы построить четыре завода. Кроме финансового аспекта, наличие разных предприятий стимулировало бы также и технологическую конкуренцию. Вместе с этим, появление предприятий, специализирующихся на утилизации разных видов отходов – бытовых и промышленных – открыло бы новые возможности для решения экологических проблем.

    Учёные СО РАН предлагают свой вариант решения – открыть «Экотехнопарк» в Коченёвском районе. Резиденты парка будут не только утилизировать и перерабатывать мусор, но и на практике внедрять инновационные разработки научных институтов. Предложение на круглом столе в заксобрании высказал академик Сергей Алексеенко, научный руководитель Института теплофизики СО РАН. Он считает, что особое внимание «Экотехнопарк» должен уделить технологиям переработки отходов. Депутаты одобрили предложение академика и направили резолюцию Травникову. Что дальше? Частный бизнес будет вкладываться в «Экотехнопарк», если получит однозначные сигналы по востребованности проекта. Готовность областной власти включить проект в территориальную схему обращения отходов могла бы стать ярким маяком для инвесторов.

    Врио губернатора хотел бы к концу первого квартала сформулировать условия реорганизации схемы обращения отходов. Сроки сильно поджимают: согласно федеральному законодательству, с 1 января 2019 года в этой сфере вступят в силу новые ограничения. Но даже без этого новосибирские мусорные полигоны уже переполнены, и решения нужны срочно. В то же время, спешка не означает необходимость принимать решение на безальтернативной основе, как бы то ни казалось удобней чиновникам. Протестный потенциал в Новосибирске остаётся высоким. Если новое решение окажется видоизменённым воплощением интересов Группы «ВИС», это спровоцирует новые акции. Вполне вероятно, более масштабные и заметные на фоне подготовки к выборам Президента, а следом и по ходу губернаторской кампании. Но если Травников сумеет обеспечить реальную конкуренцию проектов, ему самому будет проще конкурировать за кресло главы региона.

  • Дело о 1500 квартирах снова поедет в апелляцию

    По итогам повторного рассмотрения первого дела о хищении 1500 квартир основным обвиняемым в два раза снизили сроки. Приговор будет снова обжалован – резонансная история выходит на третий круг.

    Чтение приговора в Дзержинском районном суде закончилось после обеда 27 декабря. Как будто специально хотели уложиться под новогодние каникулы, чтобы избежать масштабного резонанса в СМИ, надеясь, что к середине января история сама собой уйдёт на второй план. Хотя надежды беспочвенные. Три года назад следователи перестарались, раздувая пафос вокруг мнимого хищения 1500 квартир, принадлежавших муниципалитету. За время расследования развеялись многие мифы. Эпизодов оказалось на порядки меньше. Пострадавших льготников не нашлось. Схема продажи квартир для пополнения бюджета через агентства недвижимости была признана законной. Даже не удалось прояснить, что же именно крали обвиняемые – то ли квартиры, то ли деньги за их реализацию. Потому что по факту деньги за проданную недвижимость поступали в бюджет, и мэрия получала прибыль от этих операций.

    Напомним, что история на сегодняшний день вылилась в два уголовных дела. Первое по 26 эпизодам продажи квартир было возбуждено против бывшего заместителя начальника управления по жилищным вопросам Андрея Гудченко, директора агентства недвижимости Павла Селякина, риэлтора Людмилы Епихиной и оценщика Валерии Селякиной. Второе по 52 эпизодам – против бывшей начальницы управления по жилищным вопросам Светланы Стыниной и предпринимательниц Веры Глотовой и Елены Камерзановой. По мнению следствия, обвиняемые продавали квартиры муниципалитета по ценам ниже рыночных, а затем риэлторы перепродавали их дороже и делились разницей с чиновниками. Стынина, которую считали главным фигурантом, посидев под стражей, заключила сделку со следствием и дала показания по делу против Гудченко и прочих, ни один из которых вины не признал. 15 декабря 2016 года Дзержинский районный суд признал их виновными в хищении муниципальных денег в размере 18 млн рублей. Гудченко получил 8 лет колонии, Селякин – 7, Епихина и Селякина – 6 и 4 года условно.

    Позже Стынина отказалась от сделки со следствием. Бывшая чиновница заявила, что её принуждали оговорить себя и других обвиняемых. 27 марта Новосибирский областной суд отменил приговор Гудченко, Селякину, Епихиной и Селякиной, отправив дело на новое рассмотрение. В апелляционной инстанции обнаружили «нарушения фундаментальных основ уголовного судопроизводства, последствия которых привели к нарушению права сторон на справедливое судебное разбирательство», противоречия в приговоре и сложность правовой оценки содеянного. В том числе, судьи в апелляции отметили подмену понятия хищения – то ли деньги были украдены, то ли всё-таки квартиры.

    Прокуратура использовала в процессе те же аргументы и доказательства (за исключением показаний Стыниной, взявшей слова назад). Но в прениях для обвиняемых запросили сроки меньшие, чем год назад – 6 лет колонии для Гудченко, 5 для Селякина, Епихиной 5 лет условно, одной Селякиной опять 4. Защита настаивала на оправдательном приговоре. В процессе выяснили, что квартиры мэрия продавала по ценам, установленным не обвиняемыми, а планово-экономическим управлением мэрии или независимыми оценщиками. Деньги, якобы похищенные, принадлежали не муниципалитету, а агентству недвижимости. При новом рассмотрении дела была проведена судебная экспертиза рыночной стоимости квартир при продаже, показавшая, что все квартиры по предъявленным эпизодам были проданы по рыночным ценам. Сибирский региональный центр судебных экспертиз при Министерстве юстиции установил, что стоимость приобретения квартир мэрией по всем предъявленным эпизодам обвинения составила 38,465 млн. рублей, а выручка муниципалитета от их продажи составила 54,964 млн.руб. Прибыль мэрии от продажи квартир составила 16,498 млн. рублей.

    Суд по-своему оценил убедительность аргументов обвинения и защиты. Гудченко и Селякин вновь приговорены к реальным срокам заключения, на сей раз в два раза меньшим – 4 и 3,5 года. Епихина и Селякина получили условно 3,5 и 3 года. Приговор выглядит как компромисс. Судья окоротила притязания следствия и обвинения, в то же время, показав, что усилия правоохранителей не напрасны. Но обвиняемых исход дела не устроил. Вердикт будет обжалован в Новосибирском областном суде – второй раз.

    События развиваются по типовому сценарию для дел, которые на старте обещали звездопад на погоны, а к финалу трещали по швам. На новом круге обжалований реальные сроки обвиняемым могут вновь подсократить, с тем, чтобы через некоторое время присуженное стало сопоставимо с отсиженным. Чтобы Гудченко и Селякину стало выгодней попроситься на свободу через механизм условно-досрочного освобождения, чем писать очередные жалобы. Но поскольку дело остаётся в фокусе внимания СМИ, затягивание окончательного финала не в интересах следствия, потому что на каждом повороте позиция обвинения выглядит менее убедительно. А кроме областного суда, дело может дойти и до Москвы: обвиняемые намерены добиваться оправдания столько, сколько потребуется.

  • Шимкив хочет усилить заксобрание в 2018-м

    Андрей Шимкив считает что, несмотря на избирательные кампании и конкуренцию разных партий в 2018 году, депутатский корпус Законодательного собрания сохранит единство. Ключевым интересом областного парламента останется экономика.

    Спикер заксобрания подводил итоги года 25 декабря, когда президентская кампания в России стартовала уже официально. Сразу после выборов главы государства в активную фазу перейдёт кампания по выборам губернатора – главным политическим событием 2017-го в Новосибирской области стала досрочная смена руководителя региона. Владимира Городецкого сменил Андрей Травников, назначенный временно исполняющим обязанности губернатора. В декабре врио начал перестановки в областном правительстве. Не означает ли это необходимость перестраивать отношения между законодательной и исполнительной властью с чистого листа? «Наши отношения с исполнительной властью выстроены. Наши позиции понятны, в том числе, для Андрея Александровича Травникова. Я уверен, что мы ни в коем случае наших позиций не ослабим, а, может, ещё и укрепим», – считает Шимкив. О собственных планах Андрей Иванович сказал просто: «Я стопроцентный сторонник нашего Президента, поэтому тут обсуждать нечего, и по назначению временно исполняющего обязанности губернатора, и по президентским выборам».

    Для политиков год будет очень насыщенным, и многое зависит от роли областного парламента – и депутатского корпуса в целом, и партийных фракций, и каждого депутата в отдельности. Почти половина срока полномочий нынешнего созыва позади. За прошедшие два года заксобрание значительно нарастило влиятельность. Основная причина в том, что депутаты научились действовать консолидировано. Не в том смысле, что одинаково голосовать по команде. Напротив, народные избранники совместными действиями отстояли право на самостоятельные решения. Не внесут ли предвыборные баталии раскол в заксобрание, кажущееся сегодня монолитным?

    «Я надеюсь, это ни в коем случае не расколет заксобрание, – считает Шимкив. – У нас представители четырёх фракций, думаю, они определятся со своим выбором. Два с половиной года мы занимались экономическими вопросами. И результаты ошеломляющие, если серьёзно говорить. Мы никогда не уходили в политические дебаты. Мы входим в пятёрку регионов, где бюджеты принимаются практически единогласно. Это говорит о том, что, невзирая на политические амбиции разных партий, интерес один – чтобы область развивалась, чтобы люди жили лучше».

    В экономической плоскости самые острые споры между исполнительной и законодательной властью в 2017-м шли вокруг концессионных соглашений по строительству Центрального моста и мусоросортировочных заводов. В ходе дискуссий по мосту величина гарантированного дохода концессионера сократилась на почти в два раза. «43 млрд, которые удалось сэкономить это огромный плюс. Концессионное соглашение по мосту подписано, – комментирует Шимкив. – По мусору мы будем настаивать на расторжении, и, думаю, оно произойдёт, сейчас идут переговоры. На сегодня создана новая рабочая группа под председательством Владимира Михайловича Знаткова, в которую вошли представители нашего комитета по строительству и ЖКХ. Надеюсь, что тот бред, который мы слышали на протяжение полутора лет, прекратится. Наши требования – снижение срока концессии до 25 лет, снижение объёмов мусора. Мы в любом случае придём со временем к раздельному сбору мусора, поэтому его количество
    для утилизации с годами должно сокращаться, а не расти».

    По словам председателя заксобрания, в течение первого квартала будут собраны конкретные предложения по новой редакции мусорной концессии. «Сейчас идёт согласование схемы обращения отходов. Обсуждаем, два или три завода надо, хотя наше мнение, что двумя заводами агломерацию не закрыть. Мы изначально предлагали четыре завода поставить», – заявил Шимкив.

    Скандалы вокруг соглашений по мосту и мусоросортировочным заводам осложнили отношение к концессиям в целом. Между тем, по словам Шимкива, механизм государственно-частного партнёрства востребован, и в Новосибирской области есть положительные примеры. В их числе спикер заксобрания привёл передачу части новосибирских теплосетей в концессию компании «СИБЭКО», а также концессионные соглашения по объектам ЖКХ в Оби и Маслянино. Чтобы избежать в будущем проблем с некачественной подготовкой концессионных соглашений, заксобрание намерено в январе-феврале приступить к рассмотрению закона о ГЧП в Новосибирской области. «Хотим участвовать во всех этих процедурах в самом начале пути, чтобы не было казусов», – комментирует Шимкив. По его словам, новый закон предусмотрит обязательное участие заксобрания в подготовке всех соглашений по ГЧП, предусматривающих использование бюджетных средств или гарантии бюджета региона.

    Само по себе принятие закона не означает автоматическое решение спорных вопросов. В прошлом году заксобрание после долгих дискуссий и глубокого погружения утвердило пакет законов, стимулирующих инвестиционную деятельность в Новосибирской области. «Инвестиционные законы приняты, но если мы не видим притока инвестиций, нужно что-то дорабатывать. Нужно смотреть, какие ещё можно принять поправки, чтобы инвестиции в область приходили», – считает спикер заксобрания. Но отдача от инвестиционного пакета законов всё же есть. В том числе, в результатах работы постоянно действующей земельной комиссии из представителей правительства и заксобрания. Все вопросы выделения областной земли теперь проходят через эту комиссию. По словам Шимкива, теперь стало гораздо меньше попыток провести в жизнь подозрительные схемы с участками.

    На долгую перспективу приоритеты инвестиционной политики, ГЧП, всех механизмов и ресурсов, возможных к использованию для развития региона должны быть воплощены в Стратегии развития Новосибирской области-2030, разработка которой станет одной из главных задач будущего года. Планируется наметить чёткие планы развития по всем основным направлениям, с тем, чтобы максимально использовать конкурентные преимущества с самым оптимальным эффектом. А не так, как в этом году получилось на зерновом рынке, когда из-за перепроизводства резко упала рыночная цена. «Получили колоссальный урожай и оказались у разбитого корыта», – эмоционально прокомментировал Шимкив. По его словам, заксобрание будет активно участвовать в работе над Стратегией, чтобы документ получился «не для галочки». Поскольку в депутатском корпусе работают представители разных отраслей, их практический опыт должен помочь наметить амбициозные, но достижимые цели.