Информационно-аналитическое агентство

Краткое содержание Сводки ЦДЖ №50 (463)

  • Золотая арена в городском аэропорту

    В распоряжении ЦДЖ оказались предварительные расчёты областного правительства по затратам на инфраструктуру для разных вариантов размещения ледовой арены. Самой дорогой площадкой для освоения выглядит территория аэропорта Северный.

    Как же так получилось? Ведь собственник участка – холдинг СДС – изъявил готовность подарить городу и области 10 га для строительства стадиона к международному чемпионату мира по хоккею-2023. Идея так понравилась мэру Анатолию Локтю, что он убедил врио губернатора Андрея Травникова рассматривать площадку бывшего городского аэропорта, как приоритетную. Недалёко от центра, близко от метро, – нахваливал градоначальник. Травников согласился, что место перспективное, при условии, если продлить до аэропорта Ленинскую линию метрополитена. 25 декабря на последней в 2017 году сессии перспективу строительства ЛДС в Северном может обсудить горсовет.

    Тем временем, в министерстве строительства Новосибирской области сделали предварительный сравнительный анализ расходов, необходимых для освоения той или иной обсуждаемой площадки под арену. На повестке сейчас пять территорий – городской аэропорт (частная земля), Сад Мичуринцев (федеральная земля), военный городок в Октябрьском районе (федеральная земля), Экспоцентр (земля города Обь) и левобережная пойма Оби (земля в областной и городской собственности). Для удобства, последнюю площадку будем называть «Метро «Спортивная»», как в правительственной презентации.

    В сравнительном анализе участок в аэропорту единственный, стоимость предварительной подготовки земли которого оценивается в 0 рублей. Подготовить землю в военном городке стоит 10 млн, в Саду Мичуринцев 30, возле Экспоцентра 200, а возле «Спортивной» и вовсе 860. Однако технологическое присоединение к сетям в Северном, по прогнозу, самое дорогое – 650 млн. Точно также самым дорогим этот участок оценивается в плане развития улично-дорожной сети на прилегающей территории. Минимально затраты оценены в 4 млрд, максимально в 5,6 млрд. Минимально подразумевается строительство дороги от участка под застройку до пересечения Мочищенского шоссе и Жуковского с возведением многоуровневой развязки на перекрёстке. Максимально – то же плюс строительство дороги от ЛДС до Родников, включая эстакаду на железнодорожном переезде, а также реконструкцию улицы Аэропорт до Красного проспекта с частичным сносом сквера имени Чаплыгина.

    Для развития общественного транспорта в привязке к бывшему аэропорту потребуется от 0 до 22,5 млрд рублей: ноль это если оставить транспорт в сегодняшнем состоянии, а 22,5 ярда если тянуть в Северный линию метро. Эта сумма включает строительство на Ленинской линии 2,5 км тоннелей и 2 станции (7,5 млрд) и развитие Дзержинской линии, необходимое, в связи с исчерпанием емкости метродепо «Ельцовское» и сохранения интервала движения поездов (15 млрд на новые тоннели, эстакаду, 2 станции, электродепо и подвижной состав).

    Даже если отказаться от строительства метро, из пяти обсуждаемых территорий площадка в аэропорту, по предварительным расчётам, самая дорогая. Минимальные затраты на её освоение оценены министром в 4,65 млрд бюджетных рублей. Максимальные (с учётом метро) в 28,75 млрд рублей. И здесь ещё не учтены затраты на перенос аэродрома Национальной гвардии, занимающего более 30 га возле территории аэропорта. Пока этот вопрос не будет решён, ничего там построить в радиусе 5 км не получится, об этом командующий Сибирским округом войск Нацгвардии генерал-полковник Виктор Стригунов однозначно заявил 21 декабря в комментарии для «Интерфакса».

    По словам командующего, есть несколько вариантов для переезда аэродрома. Но если посмотреть архивы, мы найдём такие же комментарии давностью в несколько лет. С тех пор, как в городе обсуждается идея продлить Красный проспект до Родников и прочие проекты, подразумевающие использование территории бывшего аэропорта, всё всегда упирается в эскадрилью Росгвардии. Когда вопрос может найти практическое решение совершенно неизвестно. Причём дело не только в стоимости переезда. Нацгвардия – военизированная структура, Сибирский округ подчиняется в Москве, и вряд ли согласование может быть получено без мнения столичных генералов, у которых может быть свой, непредсказуемый, взгляд.

    Точно также сравнительный анализ в презентации минстроя не учитывает расходы непосредственно на строительство арены. По расчётам компании «Парк чемпионов», прорабатывавшей проект строительства арены вместе с жильём и деловым центром в левобережной пойме Оби, многофункциональная арена на 12000 зрителей обойдётся в 4,5 млрд. Эту сумму нужно плюсовать к бюджетным расходам на освоение площадки. То есть, в случае с аэропортом, вся стройка обойдётся от 9 до 33 млрд рублей. Без частных инвестиций.

    В представленном сравнительном анализе самой доступной усреднённо выглядит площадка у Экспоцентра (от 2,3 до 2,9 млрд рублей). Площадка в Саду Мичуринцев при минимальных вложениях обойдётся в 1,78 млрд. Но если строить развязку на пересечении Никитина, Автогенной и Кошурникова и расширять Никитина на прилегающем участке до 6 полос, стоимость освоения уже превышает 5 млрд. При этом у площадки серьёзные ограничения – на участке запроектировано строительство тоннеля метро и он входит в охранную зону подземки. На земле в военном городке ограничений нет, стоимость освоения площадки оценивается в 3,11 млрд, но из мероприятий в транспортной части здесь почему-то запланирована только достройка тоннеля между станциями метро «Берёзовая роща» и «Золотая нива». Освоение площадки возле метро «Спортивная» оценивается в 3,2 - 4,06 млрд, включая, собственно, 1,2 млрд на строительство этой станции.

    Расчёты далеки от идеальной проработки. Но первые цифры заставляют вспомнить пословицу про бесплатный сыр в мышеловке. Наверное, всё-таки не самую лёгкую землю СДС готов подарить региону. Напомним, что территория аэропорта это сотни гектаров, которые у собственника пока нет возможности освоить. Чтобы она появилась у девелопера, город и область должны раскошелиться на миллиарды.

  • Последний квартал для Травникова только первый

    Андрей Травников получил комплиментарные оценки федеральных экспертов в итоговом Национальном рейтинге губернаторов за 2017 год. Новосибирские лидеры мнений отмечают, что врио губернатора быстро осваивается в регионе и начинает набирать очки.

    Интересно, что Травников адаптируется к новосибирским особенностям, в то время, как федеральная повестка пытается их игнорировать. С начала октября, когда мэр Вологды был назначен врио губернатора Новосибирской области, из Москвы это решение комментируют, как показательный сигнал региональным элитам: Кремль сделал ставку на равноудалённого руководителя со стороны, так что местным предписывается ходить строем и не бузить. Но в сибирской столице сложно рассчитывать на победу в предвыборной гонке без опоры на местных лидеров мнений – политиков, депутатов, общественников. Долго оставаться в позиции «над схваткой» не получится, коль скоро в ней по любому придётся участвовать. Андрей Александрович мог бы рассчитывать на всеобъемлющую помощь федерального ресурса, поскольку он является «прямым назначенцем Кремля» (в очередной раз про это напоминает Национальный рейтинг губернаторов, поставивший Травникова на 47 место). Но, не дожидаясь «руки Москвы» врио самостоятельно укрепляет позиции за счёт взаимодействия с местными стейкхолдерами.

    На момент назначения Травников знал, что едет в конфликтный регион с высокой политической конкуренцией. На представлении в качестве врио губернатора он об этом говорил, и призвал работать вместе на созидание. В тот момент это прозвучало наивно, как некие дежурные слова. Но вот уже почти квартал прошёл, и можно анализировать эффективность бесконфликтного стиля Травникова.

    В целом социально-политический климат региона стал гораздо мягче. Федеральные эксперты связывают это с решениями Травникова по резонансным концессиям на строительство Центрального моста и мусоросортировочных заводов. Концессия по мосту подписана, но лишь после интенсивных экспертных и общественных обсуждений на разных площадках, по итогам которой концессионер выразил готовность к компромиссам, а областная власть предусмотрела возможности снизить финансовую нагрузку для населения. Мусорную концессию Травников решил расторгнуть и перезапустить поиск решений проблемы утилизации отходов с нуля. Процесс идёт не гладко, есть поводы для сомнений и критики, и намеченным курсом довольны не все. Однако хор противников действий областной власти уже совсем не так велик и дружен, как при губернаторе Владимире Городецком. Более того, Травникову удалось добиться поддержки своих действий со стороны Законодательного собрания и Совета депутатов Новосибирска. А мэра областной столицы Анатолия Локтя врио губернатора вовлёк в активный поиск площадки для строительства ледовой арены.

    Буквально за два месяца Андрею Александровичу удалось наладить продуктивное взаимодействие с главными центрами принятия политических решений. Если бы врио губернатора избрал другую тактику, конкуренция между ветвями и уровнями власти стала бы гораздо острей, особенно в перспективе губернаторских выборов. Но в существующих условиях подчёркнутая открытость Травникова к диалогу добавляет ему баллов. Даже саморекламные инициативы Локтя, как вероятного соперника на выборах, врио губернатора оценивает подчёркнуто взвешенно, с готовностью к детальному обсуждению. Отношения же с заксобранием нельзя назвать затянувшимся медовым месяцем, но единогласное утверждение бюджета-2018 года в трёх чтениях говорит о многом. Особенно если знать, что при работе с поправками между первым и вторым чтениями были перераспределены почти 20% бюджета.

    Травников сохранил традицию Городецкого еженедельно встречаться с прессой, он доступен и для оперативных комментариев. Открытая информационная политика даёт свои результаты – врио губернатора Новосибирской области показывает хорошую динамику по цитированию и упоминаниям, причём в позитивном ключе. Своевременно комментируя текущие вопросы, Травников поначалу пренебрегал общими словами. Поэтому на разных заседаниях и встречах было ощущение, что глава региона отмалчивается. На самом деле, Андрей Александрович старался больше слушать. А заговорил, когда пришло понимание раскладов по существу. Выступая в разных аудиториях, врио губернатора говорит о перспективах, которые сам считает реальными.

    Наладив работу с политиками, Травников продолжает знакомство с новосибирским бизнесом – формально и неформально. На этой неделе врио губернатора посетил встречу «Премьер-клуба» и заседание Регионального делового клуба строителей. Встреча с РДСК, объединяющем часть крупных новосибирских застройщиков, планировалась давно. В конце сентября визит Травникова в РДСК чуть не совпал со скандалом вокруг строительной компании «ПТК-30», когда появилось уголовное дело по факту невыплаты зарплаты работникам, а сын владельца Антон Коновалов попал под арест по обвинению в коммерческом подкупе. Стороны взяли паузу, чтобы страсти улеглись. Позже дело пошло к подготовке к кадровым решениям, в том числе, к увольнению министра строительства Сергея Боярского. 19 декабря встреча, наконец, состоялась, как знак, что Андрей Александрович готов общаться без посредников. Вне контекста диалога с клубом, в ноябре-декабре врио губернатора уже провёл выездные совещания на территориях комплексной застройки компаний «Стрижи», «КПД-Газстрой» и «Энергомонтаж».

    Травников поделился надеждами и опасениями, связанными с перспективой строительного комплекса. На будущий год врио губернатора ожидает начало восстановления позиций отрасли. В качестве мер поддержки отрасли Андрей Александрович пообещал продолжение строительства инфраструктурных объектов. В планах новые школы и поликлиники. Кроме того, областная власть ищет возможность возобновить строительство перинатального центра. Из спортивных объектов ожидается строительство волейбольного центра и ледовой арены. Ну и Центральный мост. Все эти проекты, по логике Травникова, открывают новосибирским строителям возможности как-то поучаствовать и подзаработать. Также как и госпрограммы по расселению ветхого и аварийного жилья, а также по обеспечению квартирами социально незащищённых категорий: областное правительство продолжит субсидировать их реализацию.

    Открытость Травникова и готовность врио губернатора к диалогу 18 декабря оценили влиятельные члены «Премьер-клуба» – полуформальной тусовки владельцев и топ-менеджеров крупных новосибирских компаний. Самые известные проекты клуба – ежегодные Масленицы, «Ёмаёвки» и благотворительные аукционы «Живи». Со стороны кажется, что члены клуба встречаются, в основном, чтобы хорошо провести время. Но концентрация капитала и влияния на каждый столик здесь выше, чем в официальных сообществах предпринимателей.

    Опрошенные ЦДЖ участники подчеркнули неформальный, новогодний, праздничный формат мероприятия. Но не нужно недооценивать значимость встречи. Травников абсолютно прав, если использует в борьбе за лояльность элиты все возможности – и формальные, и неформальные. Взаимопонимание между частным бизнесом и властью открывает серьёзные политические возможности.

  • Игнатов получил рычаг для влияния на сибирские выборы

    Виктор Игнатов усилил позиции в «Единой России»: он стал ответственным за выборы на территории Сибирского федерального округа в качестве первого заместителя главы укрупнённого межрегионального координационного совета партии.

    Вечером 21 декабря, накануне очередного съезда президиум генсовета «Единой России» утвердил решение о привязке МКС к федеральным округам. Возможность укрупнения координационных советов обсуждается уже несколько месяцев, с того момента, как исполнять обязанности секретаря Генерального совета начал Андрей Турчак, бывший губернатор Псковской области. «В течение последнего месяца мы проехали все наши территории, встретились с секретарями политсоветов. Одним из центральных вопросов стало обсуждение реформирования Межрегиональных координационных советов. В настоящее время работу региональных отделений Партии координируют 26 МКС, и, хотя существующая нарезка в свое время себя оправдала, сейчас мы считаем её несколько громоздкой. После обсуждения с секретарями было принято решение укрупнить МКС – с 26 до 8, ровно по количеству федеральных округов», – комментирует Турчак на сайте ЕР.

    Главой Сибирского МКС стал депутат Государственной Думы Виктор Зубарев, до того координирующий работу партии в республиках Тыва и Хакасия, а также в Красноярском крае. Первым заместителем, курирующим вопросы выборов, партстроительство и организационную работу, назначен депутат Госдумы Виктор Игнатов, возглавлявший МКС по Новосибирской и Омской областям. Куратором агитационно-пропагандистской работы и идеологических платформ партии в ранге замглавы МКС стал Андрей Клюзов, руководитель регионального исполкома ЕР по Алтайскому краю. Депутат Госдумы Даниил Бессарабов будет курировать в МКС партийные проекты. Благодаря реформе удалось продвинуться по партийной линии ещё одному новосибирскому парламентарию – депутат Госдумы Андрей Каличенко стал заместителем главы МКС, ответственным за работу депутатских объединений. Дмитрий Перминов, который до сих пор был заместителем Игнатова в МКС по Новосибирской и Омской областям, теперь в укрупнённом совета стал замом по молодёжной политике, спорту, патриотическому воспитанию.

    Сейчас даже странно вспоминать, что ещё два года назад Игнатов числился исключённым из партии из-за конъюнктурного конфликта между бывшим полпредом Президента в СФО Виктором Толоконским и бывшим новосибирским губернатором Василием Юрченко. «Единая Россия» не обошлась без политтехнологического таланта Виктора Александровича. А с приходом Турчака у него открылись новые возможности. Источник в партии утверждает, что инициатива выдвинуть Зубарева на пост главы укрупнённого МКС принадлежала Игнатову, и под ней «подписались» все кураторы сибирских регионов. Виктора Александровича связывают хорошие отношения и опыт совместной работы почти со всеми в руководстве совета. Это серьёзный ресурс, эффективность которого будет опробована в ближайшее время.

    На выходных в Москве пройдёт съезд «Единой России». Самый важный вопрос – какую роль партия будет играть в выборах Президента. Пока есть все основания утверждать, что, несмотря на самовыдвижение Владимира Путина, именно на ЕР ляжет ответственность за организационные мероприятия кандидата. Выборы – сфера ответственности Игнатова. теперь уже в масштабе округа. Если президентская кампания пойдёт без сбоев, далее в 2018 году Виктор Александрович сможет претендовать на ключевые роли в кампаниях по выборам новосибирского и красноярского губернаторов. Кроме того, активно обсуждаются сценарии досрочной смены губернаторов Алтайского края, республики Алтай и Кемеровской области. Сибирь вступает в большой избирательный цикл, и чтобы развернуться во всю мощь, у Игнатова будет и пространство, и время – по слухам, для руководителей укрупнённых МКС из числа депутатов Госдумы будет смягчена ненавистная парламентская дисциплина, введённая спикером Вячеславом Володиным.

  • У Локтя долги снижаются, у Жигульского растут

    Анатолий Локоть считает, что в Новосибирске впервые с 2010 года снизился долг застройщиков за аренду земли. Официальные данные муниципалитета при этом показывают, что задолженность растёт и превышает данные мэра более чем в 2 раза.

    «Долги новосибирских застройщиков перестали расти» – со вчерашнего дня этот заголовок во всех новостях. Радостную новость под ёлку новосибирцам мэр сообщил на еженедельной встрече с прессой 21 декабря. По данным мэра, до сих пор задолженность росла на 10-15% в год. На 1 января 2017 года, как заявил Локоть, сумма долгов составляла 1,5 млрд рублей, а на 1 декабря 2017 года уже 1,4 млрд рублей. «Мы предприняли ряд энергичных мер, которые помогли стабилизировать ситуацию. В Новосибирске создана комиссия, которая работает с должниками по аренде земельных участков под строительство. В результате крупные компании стали погашать текущие платежи, рассчитываться с бюджетом города, – цитирует Локтя «КС-Онлайн». – Другая эффективная мера – подача исков в суд, на банкротство».

    Так что же, есть повод открыть шампанское? Не будем спешить. По-видимому, градоначальник запутался, или его кто-то запутал. Достаточно заметить, что, по словам Локтя, судебным приставам переданы на взыскание исполнительные листы на 1,5 млрд. Исходя из вышеприведённых цифр, 100 млн как будто лишние.

    Тема задолженности строителей за аренду земли очень болезненна. Два года мэрия держит оборону против депутатов, общественников и журналистов, требующих опубликовать список должников и принять, наконец, решительные меры по взысканию. Известно, что среди крупнейших должников действующие строительные компании, которые позволяют себе не платить в бюджет, но тратить деньги на маркетинг и рекламу. А также на предвыборные кампании, поскольку владельцы и топ-менеджеры компаний-должников являются депутатами. Чиновники мэрии считают долгом оберегать репутацию задолжавших застройщиков, так что воз и ныне там. Позиция мэрии неоднократно вызывала критику областных властей, считающих, что в условиях дефицитного бюджета город плохо администрирует собственные доходы.

    По последним данным, сумма задолженности за аренду земли вполне себе растёт, и уже достигает 3,670 млрд рублей. Об этом можно судить по переписке депутата горсовета Натальи Пинус с начальником департамента земельных и имущественных отношений мэрии Георгием Жигульским, опубликованной ЦДЖ в начале декабря. 10 ноября Пинус запросила информацию по задолженности за аренду в динамике за 2015-2017 годы, в том числе, по десяти крупнейшим должникам. 20 ноября Жигульский предоставил информацию лишь о совокупной задолженности в динамике. На 01.01.2015 общий долг застройщиков составлял 2,432 млрд. Долги, взысканные в судебном порядке составляли 1,255 млрд, по мировым соглашениям прошло 277,56 млн, через исполнительное производство к взысканию было направлено 1,157 млрд. Дальше совокупный долг за аренду городской земли только увеличивался. На 01.11.2017 он составляет уже 3,670 млрд. Задолженность, обращённая к взысканию в судебном порядке, на эту дату достигла 1,555 млрд. Мировые соглашения заключены на 198 млн, через исполнительное производство направлено к взысканию 1,367 млрд. Информацию о конкретных должниках глава ДЗиИО предоставить отказался.

    Как видим, Локоть и Жигульский в цифрах не совпали. Хотя, выступая на тему долгов застройщиков, мэр должен был опираться на данные, подготовленные ДЗиИО. И разница получилась не слабая, более, чем на 2 млрд, которые мэр как будто списал. А может быть, на самом деле списал? Главная проблема долгов застройщиков в непрозрачности. Хранить тайну вокруг должников и их обязательств – новосибирское ноу-хау, которое по итогам прошлой статьи ЦДЖ на эту тему будет оспорено в суде. Есть примеры других регионов, где органы власти публикуют такую информацию официально, тем самым дополнительно стимулируя должников рассчитаться и выйти из «чёрного списка». 2 миллиарда могли бы стать судьбоносным довеском к бюджету Новосибирска. И непонятно даже, кому Локоть мог бы сделать приятно, называя задолженность меньше фактической. Результаты работы мэрии по этому направлению в свете такой неразберихи с цифрами выглядят, по меньшей мере, странно.

  • За поликлиники придётся доплатить

    До конца года областные власти обсудят параметры нового конкурса для инвесторов по строительству семи поликлиник в Новосибирске. Бюджет проекта может возрасти более чем в 1,5 раза.

    Предложения по корректировке условий конкурса могут быть формализованы на следующей неделе. Информация о предполагаемых нововведениях уже расходится кругами. 19 декабря на окружном форуме по государственно-частному партнёрству в Новосибирске заместитель гендиректора Группы «ВИС» Александр Ким заявил о готовности участия в тендере на строительство поликлиник в сибирской столице. Ранее «ВИС» уже декларировала намерение рассматривать участие во всех крупных ГЧП-проектах региона, начиная с выигранной концессии на строительство Центрального моста. Однако в октябрьском конкурсе по концессии на поликлиники компания не участвовала. Возможно, Ким уже в курсе, что условия нового конкурса обещают стать выгодней для инвесторов.

    Конкурс по определению концессионера для строительства поликлиник по обслуживанию 400 тысяч новосибирцев прошёл в октябре безуспешно. На него не заявился ни один из возможных соискателей. Политический успех подготовки инициативы обернулся фактическим провалом. Областное правительство и законодательное собрание вместе с консультантом (московской компанией InfraOne) и Агентством инвестиционного развития перестарались во взаимных согласованиях проекта. После скандальных споров об условиях концессий на строительство Центрального моста и мусоросортировочных заводов никому не хотелось наступать на те же грабли в теме с поликлиниками. Экономику засушили максимально. В первом приближении специалисты InfraOne насчитали бюджет строительства и оснащения поликлиник на 14,9 млрд рублей. А к моменту проведения конкурса эта сумма уменьшилась до 6,2 млрд рублей. Включая бюджетный капитальный грант на 1,5 млрд.

    В Новосибирске уже мало чему удивляются после того, как размер гарантированного дохода в концессии по Центральному мосту уменьшился с 91 до 47 млрд рублей, а потенциальных инвесторов это ни капельки не испугало. Но в проекте поликлиник получилось иначе. До проведения конкурса депутаты, разбирающиеся в условиях, говорили, что претендовать на победу может лишь бессребреник. Что ж, таковых не нашлось, хотя на ранних подступах к тендеру интерес высказывали крупнейшие госбанки.

    Ещё одним фактором, отпугнувшим инвесторов, стал сам по себе механизм концессии, при котором победитель вкладывает деньги в объекты, которые передаются в управление министерству здравоохранения Новосибирской области. После того, как конкурс был признан несостоявшимся, представители правительства заговорили о возможности использовать иной механизм частно-государственного партнёрства. Эту идею поддержал врио губернатора Андрей Травников. Новый конкурс по поликлиникам будет разыгран на основе принципа «кто строит, тот и эксплуатирует». Для пациентов поликлиник здесь нет никаких рисков. За людей платит региональное отделение Фонда обязательного медицинского страхования. А обслуживание в частных поликлиниках вряд ли будет хуже, чем в государственных.

    Кроме того, по сведениям ЦДЖ, изменятся некоторые экономические параметры проекта. При таком же капитальном гранте (1,5 млрд рублей) увеличится базовая стоимость квадратного метра построенной и оборудованной поликлиники. К несостоявшемуся конкурсу она едва превышала 40 тысяч рублей. Сейчас обсуждается величина около 70 тысяч рублей, что, по мнению экспертов правительства, более соответствует рыночным реалиям. Соответственно, вырастет объём инвестиций. Конечно, не до 15 млрд, которые насчитали консультанты из InfraOne, но существенно. По предварительным неофициальным расчётам, обсуждаемым в минздраве и министерстве строительства, стоимость контракта превысит 10 млрд рублей. Подчеркнём ещё раз, что речь идёт не только про здания поликлиник, но и их оснащение.

    Поскольку в бюджете региона на ближайшие три года избыток свободных средств не предвидится, правительство, вряд ли, сможет платить концессионеру больше, чем предполагалось условиями несостоявшегося конкурса. Логично предположить, что рост необходимых инвестиций заставит увеличить срок действия концессии. Изначально планировалось выкупить лечебные заведения у инвестора за 10 лет. На каком варианте сойдутся чиновники и депутаты пока неизвестно. Концессия по поликлиникам возвращается в повестку переговоров между исполнительной и законодательной властью.

  • Барабинские выборы в традициях раздора

    На выборах мэра Барабинска «Единая Россия» опять схлестнулась в борьбе сама с собой и снова проиграла. Непродуманная тактика партии власти и минрегионполитики выглядит рискованно перед президентскими выборами.

    Для большинства новосибирских СМИ избрание градоначальника в Барабинске стало проходной новостью. Гораздо больший резонанс вызвало лишение полномочий депутата барабинского горсовета Константина Терещенко. Между тем, это звенья одной цепи событий, показывающих, что один из самых нестабильных районов области вот-вот может снова пойти вразнос.

    Проблемы в новосибирской политике обычно списывают на межэлитные конфликты. Барабинский район хоть и меньше на порядки, но элиты там тоже есть, а противоречия внутри под стать масштабу областного центра. Много лет власти района и города тянули одеяло друг на друга. Губернатору и другим руководителям областного уровня приходилось вмешиваться в ситуацию, поскольку из-за постоянных конфликтов барабинские власти не могли обеспечить управляемость территории. В том числе, это сказывалось в политике – район «покраснел».

    Летом 2016-го глава района Сергей Яцун покинул пост. Его сменил Евгений Бессонов, призванный стать компромиссной фигурой. Назначение позитивно восприняли и единороссы, и коммунисты, и независимые лидеры мнений. Но параллельно события в городской власти пошли по незапланированному сценарию.

    Мэр Барабинска Александр Кибальников ушёл с поста раньше Яцуна – в марте 2016 года. При этом Кибальников фактически переместился на пост спикера горсовета и рассчитывал контролировать избрание нового мэра депутатами. Однако на выборах в сентябре 2016 года Кибальников вылетел из обоймы – на округе его опередил давний оппонент, независимый депутат Константин Терещенко. Тем не менее, команда Кибальникова сохранила контроль над мэрией. Исполнительную власть возглавил его ставленник Максим Овсянников.

    Почти весь следующий год городское руководство Барабинска преследовали скандалы. В том числе, летом 2017-го примерно 10% горожан подписали обращение с призывом отправить мэра в отставку. Самой резонансной стала история о жестяной автобусной остановке за 500 тысяч рублей. Самой судьбоносной – уголовное дело против Овсянникова за строительство непригодных для проживания жилых домов с ущербом для бюджета в 39 млн рублей. В ноябре градоначальник подал в отставку. Но команда Кибальникова была твёрдо настроена сохранить власть в городе.

    Вторая за два года досрочная отставка мэра города это кризисная ситуация для министерства региональной политики. Особенно если учесть, что Барабинский район остаётся политически проблемным и очевидно нестабильным. Чтобы провести выборы мэра без конфликтов, объединив интересы большинства барабинских игроков, у министра Игоря Яковлева и его подчинённых был выбор из двух сценариев. Либо консолидировать интересы партии власти вокруг кандидатуры вице-мэра Романа Боброва из команды Кибальникова. Либо использовать все возможные ресурсы для продавливания своего кандидата. Но второй вариант был бы архисложным, учитывая, что большинство депутатов горсовета, голосующих за мэра, поддерживают преемственность команды прошлого и позапрошлого мэров. Проще было бы сделать Боброва единым кандидатом от разных уровней власти и использовать его победу для укрепления позиций «Единой России».

    Но развязка вышла другой. 21 ноября на совещании в Барабинске министр Яковлев официально объявил, что область не будет вмешиваться в выборный процесс. ЕР не стала выдвигать кандидатов от партии. Тем не менее, районная власть двинула своего претендента – замглавы района Игоря Кутепова. Вряд ли этот шаг был возможен без согласования с минрегионполитики. В итоговой схватке за пост мэра сошлись областной и городской единороссы. 16 из 25 депутатов предсказуемо проголосовали за Боброва.

    Чтобы его победа была убедительней, на той же сессии, до голосования по кандидатурам мэра, команда Кибальникова показательно расправилась с оппозиционером Терещенко, летом инициировавшим сбор подписей за отставку Овсянникова. Городская администрация проверила декларацию депутата. Были обнаружены несколько нарушений. В частности, Терещенко ошибся в дате рождения жены и не отчитался о получении премии «Фермер года». На основании этого, депутата посчитали возможным лишить полномочий.

    Скандал вокруг Терещенко пока затмил обстоятельства выборов мэра. За опального депутата вступились активисты Общероссийского народного фронта. Общественная организация «Гражданский патруль» обратилась в прокуратуру с требованием разобраться в ситуации. Учитывая медийность Терещенко (он самый популярный фермер для новосибирских СМИ, общественников и блогеров), резонанс вот-вот выйдет на федеральный уровень. Но и без того у выборов мэра Барабинска сложился сомнительный окрас.

    Единороссы районного и городского уровня вновь не смогли прийти к общему знаменателю. Одним из ключевых агитаторов за Боброва выступила депутат Государственной Думы от КПРФ Вера Ганзя, и в итоге коммунисты укрепили свои позиции в Барабинском районе, что сыграет роль на губернаторских выборах. Минрегионполитики же, напротив, отработало задачу на неуд. Между тем, в преддверии президентских выборов главная задача министра Яковлева и его подчинённых – консолидировать элиты и мобилизовать их потенциал для высокой явки и убедительного результата. Но на примере выборов мэра Барабинска кажется, что распорядители политических процессов то ли проспали тренировку, то ли решили её проигнорировать.

  • Война за долги Скурихина продолжается

    Бизнесмену Павлу Скурихину не удалось избавиться от 10-миллиардного долга через личное банкротство. Но пока непонятно, что даст новый поворот в судебных спорах кредиторам, кроме скандального информационного повода.

    Предприниматели всё более активно осваивают технологию личного банкротства, как способ избавиться от персональной ответственности за долги своих компаний. Юридические компании создают профильные практики под новые нужды клиентов. Дело новое – институту личного банкротства всего два года. Первые публичные опыты вдохновляли деловое сообщество. Взять, например, Владимира Кехмана. Ни уголовное дело, ни процедура признания банкротом не смогли помешать Владимиру Абрамовичу, жить в своё удовольствие и заниматься любыми делами, курсируя между Михайловским театром в Санкт-Петербурге, новосибирским оперным и Лазурным берегом во Франции. Кехман даже в декретный отпуск сходить успел.

    В Новосибирске бывший владелец банановой компании JFC ездил на «майбахе», жил в «Мариотте». Не похоже, чтобы процедура банкротства хоть в чём-то стесняла Кехмана. На грубый вопрос, откуда деньги, Владимир Абрамович насмешливо рассказывает о неких друзьях, которые помогают ему сводить концы с концами. И почему-то никто из контролёров не придирается. Ни финансовый управляющий, назначенный судом, ни следователи, занимавшиеся делом о пропавших кредитных миллиардах. Кстати, дело в прошлом месяце закрыли. Сейчас кажется, что единственным последствием кредитных неурядиц для Владимира Абрамовича стал вынужденный переход с должности директора оперного на пост художественного руководителя. Но точка ли это в истории?

    Основатель группы компаний «Сибирский аграрный холдинг» Павел Скурихин вместе с Кехманом стал одним из первых российских предпринимателей, в отношении которых в 2016 году начали процедуру банкротства. К тому моменту от САХО, подкошенному кризисом 2008 года и добитому чередой неблагоприятных для аграриев лет, мало что осталось, кроме долгов, большей частью перекочевавших на поручителя, коим выступал Скурихин. Процедура банкротства шла более 1,5 лет, по большому счёту, не мешая Павлу Валерьевичу заниматься общественной деятельностью на посту президента Национального союза зернопроизводителей, утрясать дела по банкротству российских активов и работать в Италии на осколках былой империи. В июне 2017 года Арбитражный суд Новосибирской области официально завершил процедуру банкротства Скурихина, освободив его от долгов на 10,6 млрд рублей. ВТБ и Россельхозбанк обжаловали решение суда, но безуспешно. В октябре апелляционная инстанция подтвердила обоснованность прекращения процедуры банкротства и избавления должника от кредитной кабалы. Решение вступило в законную силу. Скурихин стал свободен. Но, как оказалось, ненадолго.

    Дуэт госбанков обжаловал решение в кассационной инстанции в Тюмени. 18 декабря Арбитражный суд Западно-Сибирского округа обязал Скурихина вернуть Россельхозбанку и ВТБ 9,7 млрд рублей. Это критический случай, пока не отрегулированный законодательством и не обкатанный практикой правоприменения, когда физическое лицо остаётся банкротом с сопутствующим поражением в правах, но при этом сохраняет обязанность рассчитываться по долгам. Причём в ситуации, когда процедура банкротства показала отсутствие имущества и источников доходов, адекватных сумме задолженности.

    Проще говоря, для судов первой и второй инстанции было очевидно, что Скурихину нечем платить по банковским счетам. А суд в Тюмени решил, что это не так. Подробности неизвестны, но можно предположить, что истцы представили судьям некие факты, заставляющие усомниться в реальной неплатежеспособности должника.

    Нет сомнений, что главным преследователем Скурихина по-прежнему выступает ВТБ. Набрав достаточно исполнительных листов, подтверждающих претензии на 1,8 млрд рублей, банк взялся преследовать Скурихина через Высокий суд Лондона. К тому времени семья основателя САХО жила в Италии. Нанятые банком детективы составили досье, согласно которому Скурихину якобы принадлежали некоторые итальянские активы. По ходатайству ВТБ, лондонский судья эти активы арестовал в обеспечение иска. Скурихин вышел из процесса, не представив полные сведения о принадлежащей ему собственности. Лондонский суд приговорил бизнесмена к 16 месяцам тюрьмы за неуважение к правосудию и разрешил продать арестованные в Италии активы в счёт долга перед ВТБ. Весной 2015 года по заявлению ВТБ прокуратура Лихтенштейна возбудила уголовное дело в отношении Скурихина за фальсификацию доказательств, неправомерные действия при банкротстве, обман кредиторов и сокрытие имущества.

    Споры Скурихина с кредиторами в зарубежных юрисдикциях продолжаются. И решение кассации осложнит позиции должника. Адвокаты Скурихина будут обжаловать тюменский вердикт в Верховном суде, но перспективы непонятны. Впрочем, в краткосрочной перспективе непонятно и то, как кредиторы используют новое решение. Для информационной стратегии против должника повод подходящий, вопросов нет. Но не ради одного лишь пиара ведь война ведётся. Возвращение долгов может осложнить Скурихину взаимодействие с Минсельхозом от имени союза зернопроизводителей. Вероятно, банки будут вновь добиваться запрета на выезд должника за границу. Что ещё? Для предпринимателей, уже запустивших личное банкротство, либо рассматривающих такой сценарий, кейс Скурихина в ближайшее время будет одним из самых интересных.