Информационно-аналитическое агентство

Краткое содержание Сводки ЦДЖ №48 (461)

  • Удаление «СИБЭКО» ослабило «Сибирь»

    Концессия на строительство Центрального моста подписана. Сюрпризы по ходу проекта ещё будут, а пока предположим, что в лице Группы «ВИС» хоккейная «Сибирь» получит нового крупного спонсора. Оставшись без денег «СИБЭКО», клуб может быстро деградировать.

    Очень символично, что 6 декабря концессионное соглашение было подписано на московской «Транспортной неделе – 2017» в присутствии министра по делам открытого правительства РФ Михаила Абызова. Вместе с министром транспорта Максимом Соколовым, он добавлял торжественности ратифицированию более десятка контрактов, приуроченных к форуму. Позируя для протокольного фото при подписании соглашения между врио министра транспорта Новосибирской области Анатолием Костылевским и гендиректором Группы «ВИС» Игорем Снегуровым, Михаил Анатольевич как будто незримо передал большую социальную миссию новому крупному инвестору. Подконтрольная Абызову «СИБЭКО» свернула финансирование «Сибири», и новосибирский профессиональный хоккей отчаянно нуждается в новых источниках денег.

    На сайте «Сибири» логотип «СИБЭКО» по-прежнему красуется рядом с брендами других учредителей – регионального правительства и «Сибирского антрацита». Но это на сегодняшний день не более чем имиджевый жест в поддержку клуба. Точно также как и отсутствие официальных комментариев от энергокомпании относительно текущего статуса отношений с «Сибирью». Объяви «СИБЭКО» сейчас о прекращении спонсорства – и ряд других партнёров клуба воспримут это как пример. Уход энергетиков снизит интерес болельщиков, и без того уже догадывающихся, что пять проигрышей подряд это не случайность, и выход в плей-офф сможет обеспечить только чудо. Отказ «СИБЭКО» от спонсорства это минус 200 миллионов рублей в годовом бюджете «Сибири». Очень существенная часть зарплатного фонда, испытывающего дефицит.

    Пока про уход энергетиков рассказал лишь сайт «Чемпионат.ру». Комментариев «СИБЭКО» и «Сибири» нет, но неофициально информацию подтверждают источники и в компании, и в клубе, и в правительстве. Подоплёка очевидна: в конце 2016 года руководство области согласовало повышение тарифов на тепло на 15%, а в апреле 2017-го губернатор Владимир Городецкий отменил собственное решение. Энергетикам пришлось на бегу перекраивать инвестиционную программу. Неудивительно, что под нож пошли расходы на поддержку опекаемого областной властью хоккейного клуба.

    Правительство даёт «Сибири» 300 млн рублей в год, и эти расходы кажутся не вполне «социальными», поскольку идут на зарплаты игроков-миллионеров. Тем не менее, болельщики спрашивают за положение команды с губернатора. Городецкого не раз освистывали на стадионе. Из крупных частных спонсоров у клуба остались «Сибирский антрацит» и аэропорт Толмачёво. Последний не получает никаких дотаций или иной поддержки от властей, поэтому в любой момент может свернуть поддержку хоккея. По сведениям ЦДЖ, Городецкий планировал вернуть в спонсоры «Сибири» авиакомпанию S7, но не смог мотивировать авиаторов Филёвых.

    Дефицит бюджета выливается в долги по зарплате и, как следствие, в демонстративно плохую игру команды. Таким темпом к весне вопрос будет стоять не о плей-офф, а о выходе из Континентальной хоккейной лиги. Несвоевременно, конечно, это перед выборами Президента. А в скорой перспективе и губернаторские выборы. Для главы региона Андрея Травникова наполнение бюджета «Сибири» непростая и срочная задача. Группа «ВИС» кажется вполне перспективным клиентом. Одна компания Группы получила концессию на строительство и эксплуатацию Центрального моста с гарантированным доходом в 47 млрд рублей. Другая пока ещё борется за «мусорную» концессию, обещавшую доход в 120 млрд. Кажется, можно наскрести по таким сусекам пару сотен миллионов в год на хоккей. Главное не разочаровать инвестора в лучших чувствах, как случилось в истории с тарифами для «СИБЭКО». Иначе поиск крупных партнёров для «Сибири» станет делом совсем безнадёжным.

    Впрочем, отметим, что «СИБЭКО» не первый раз прекращает поддержку «Сибири». Так уже было в 2012 году, когда губернатором был Василий Юрченко. Глава региона публично критиковал Абызова за неисполнение обязательств перед новосибирским хоккеем. Когда политические и экономические вопросы разрешились, энергокомпания вернула милость клубу. Вероятно, нынешний статус отношений тоже является поводом для переговоров. Кстати, Михаила Анатольевича ждут в Новосибирске 15 декабря. Разумеется, он прилетит по делам открытого правительства, но, может, найдёт время и для иных дел.

  • Травников взялся за кадровый пасьянс

    Долгожданные перестановки в правительстве Новосибирской области пока остаются перетасовкой команды, доставшейся Андрею Травникову от Владимира Городецкого. Впрочем, пока мы видим лишь первую волну отставок и назначений. Будут и другие.

    Врио губернатора выдержал почти двухмесячную паузу, прежде, чем взяться за кадровые вопросы. В Новосибирск Травников приехал без своей команды. Эксперты ЦДЖ сразу предсказывали, что до губернаторских выборов в сентябре 2018 года Андрей Александрович будет опираться на костяк команды бывшего главы региона, дополняя его выдвиженцами местных элит. До сих пор главной интригой было, кто сохранится в костяке, а кто нет.

    Пользуясь случаем, обратим внимание читателей на новый термин, входящий в политический оборот – ВДЛ. Так Травникова называют в администрации губернатора и правительства. Расшифровывается как «высшее должностное лицо» региона. Видимо, термин «врио» кажется подчинённым недостаточно солидным. Однако с этой недели статус врио получили все члены областного правительства. Их стало меньше – руководителей департаментов Травников из правительства вывел. Также ВДЛ пообещал исключить совмещение постов вице-премьеров и министров. 

    На текущий момент главное структурное преобразование в областной исполнительной власти – выделение двух крупных блоков. Первый объединяет экономические и инфраструктурные министерства и курируется первым заместителем председателя правительства. Второй объединяет социальный и политический блоки под надзор первого вице-губернатора. За собой глава региона оставляет непосредственный контроль над финансовым и юридическим блоками. Также Травников распорядился создать управление науки и инновационной политики, которое будет работать в его личной вертикали.

    Инфраструктурно-экономический блок будет курировать Владимир Знатков, социально-политический – Юрий Петухов. Оба руководителя укрепили свои позиции. Петухов – как минимум, до марта: эффективность работы Юрия Фёдоровича промежуточно оценят по итогам президентских выборов. Со Знатковым ситуация сложней. С одной стороны, он одержал триумфальную победу над давним противником: вице-премьер и министр строительства Сергей Боярский уходит из правительства. Более того – Знатков ещё и стал куратором минстроя. Но кремлёвская методичка про сдержки и противовесы учит, что по итогам затяжных конфликтов равновеликих игроков недальновидно убирать одного, возвеличивая другого. Нескончаемая хвала в адрес Знаткова со стороны руководства Законодательного собрания это не только плюс, но и минус для позиционирования первого вице-премьера.

    Кроме того, обезглавив строительную отрасль и не назначив с ходу внятного преемника, Травников поставил себя в неловкое положение в глазах застройщиков – элиты новосибирского платежеспособного бизнеса, обладающей большим влиянием во всех органах власти. Ситуация пока выглядит так, будто ВДЛ поспешил поддержать одну из сторон в конфликте чиновников, не просчитав тщательно последствия.

    Отставка вице-губернатора по социальным вопросам Александра Титкова – самое предсказуемое из кадровых решений Травникова, опубликованных на этой неделе. Эксперты Сводки также предполагали, что ВДЛ перед выборами будет усиливать личный контроль над социальными министерствами, способными мобилизовать электорат. Исполнять обязанности Титкова назначен министр образования Сергей Нелюбов, но в социальном блоке ещё будут кадровые перестановки. Как и в других. Но насколько они будут способствовать переменам? Что стоит за переводом Юрия Прощалыкина, давно провожаемого молвой на пенсию, из вице-губернаторов в вице-премьеры? Какой смысл в аналогичном переименовании должности Анатолия Соболева? О чём говорит судьба Михаила Жиганова, работавшего членом правительства без портфеля, а теперь из правительства выведенного, но не уволенного? В основном первая волна перестановок похожа на смену пасьянса с теми же картами. Но это лишь начало процесса. Источники ЦДЖ утверждают, что дальше пройдут изменения по министрам, главам департаментов и заместителям, а следом будут перемены в администрации губернатора. Перетряска команды должна завершиться к новому году. У тех, кто останется в обойме, появится шанс доказать свою эффективность на дистанции до сентября 2018 года. При условии удовлетворительных итогов марта.

  • Секретные дебиторы города

    Задолженность новосибирских застройщиков перед городом на 1 ноября 2017 года достигла 3,670 млрд рублей. Мэрия отказывается раскрывать разбивку долгов по компаниям. Юристы считают, что позицию муниципалитета нужно оспаривать в суде.

    Долги строителей за аренду муниципальной земли уже два года являются предметом споров между чиновниками, депутатами и общественниками. Оберегая репутацию должников, руководство мэрии не щадит собственную, покрывая застройщиков, экономящих сотни и десятки миллионов рублей за счёт города. Ситуация с долгами по аренде не раз становилась поводом для острой критики в адрес муниципалитета со стороны правительства региона и Законодательного собрания. В сегодняшней ситуации, когда городская власть при вёрстке бюджета-2018 была вынуждена урезать и без того аскетичные расходы, долги по аренде, казалось бы, должны требовать особого внимания. Но в подходах чиновников, похоже, ничего не меняется.

    Об этом можно судить по свежей переписке депутата горсовета Натальи Пинус с начальником департамента земельных и имущественных отношений мэрии Георгием Жигульским. 10 ноября Пинус запросила информацию по задолженности за аренду в динамике за 2015-2017 годы, в том числе, по десяти крупнейшим должникам. 20 ноября Жигульский предоставил информацию лишь о совокупной задолженности в динамике.

    На 01.01.2015 общий долг застройщиков составлял 2,432 млрд. Долги, взысканные в судебном порядке составляли 1,255 млрд, по мировым соглашениям прошло 277,56 млн, через исполнительное производство к взысканию было направлено 1,157 млрд. Дальше совокупный долг за аренду городской земли только увеличивался. На 01.11.2017 он составляет уже 3,670 млрд. Задолженность, обращённая к взысканию в судебном порядке, на эту дату достигла 1,555 млрд. Мировые соглашения заключены на 198 млн, через исполнительное производство направлено к взысканию 1,367 млрд.

    Информацию о конкретных должниках глава ДЗиИО предоставить отказался. «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по арендной плате, с указанием наименований юридических лиц, размерах задолженности, вытекают из гражданско-правовых договоров, заключённых между мэрией города Новосибирска и арендаторами. В соответствии с действующим законодательством такая информация не может быть предоставлена третьим лицам без соответствующего согласия арендатора (ФЗ от 27.07.2006 №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2005 №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»). В связи с чем, представить списки арендаторов-должников, с указанием размера задолженности по договорам аренды не представляется возможным», – написал Жигульский.

    Сводка ЦДЖ обратилась к руководителям новосибирских юридических компаний за комментарием, насколько обоснована позиция мэрии в отношении застройщиков должников. «Мэрия, на мой взгляд, лукавит и демонстрирует нежелание предоставлять запрошенную информацию. Выбранные причины для отказа не самые удачные, что свидетельствует о стремлении не вдаваться в анализ ситуации и постараться «отмахнуться» от полученного депутатского запроса», – считает управляющий партнёр юридической фирмы «Ветров и партнёры» Виталий Ветров. «Укрывательская позиция мэрии абсурдна, учитывая публичность заключенных договоров и судебных процессов по ним. Мэрия, как мне кажется, прикрывает здесь лишь подковерные игры и собственную управленческую некомпетентность», – комментирует Кирилл Кузнецов, управляющий партнёр юридического агентства «ЭКВИ».

    Разбирая ответ Жигульского, Ветров обратил внимание на несколько моментов. «Во-первых, мэрия ссылается на два документа и при этом не приводит указание на конкретные статьи, положения, применяемые ею в возникшей ситуации. Естественно, что это приводит к необходимости адекватного, верного толкования самого закона, но и демонстрации навыка уяснения того смысла, которого мэрия вкладывает в этот закон при его толковании и применении. Повторюсь, что при ссылке только на сами акты, без конкретизации, однозначно понять, что имела в виду мэрия, проблематично», – утверждает юрист.

    «Во-вторых, мэрия почему-то ссылается на постановление пленума ВС РФ, которое не является ни законом, ни иным нормативным правовым актом. А именно таковые являются обязательными и распространяются на отношения сторон депутата и мэрии, – комментирует Ветров. – Ссылка на постановление пленума ВС РФ может также свидетельствовать о низкой правовой грамотности вовлеченных в процесс подготовки ответа лиц или полном безразличии к репутационным последствиям таких писем». Кроме того, по мнению Ветрова, упомянутый в ответе Жигульского закон об информации не содержит запрета на представление запрошенной информации о должниках.

    «Абсолютно поддерживаю всех, кто пытается вывести эту ситуацию на чистую воду, — комментирует Кирилл Кузнецов. — Нужно ещё отметить, что заключаемые с застройщиками мировые соглашения по оплате аренды представляются неоправданно либеральными: длительные отсрочки-рассрочки, прощение набежавшей неустойки, отсутствие процентов за рассрочку. Всё это позволяет недобросовестным застройщикам спокойно доделать свои дела и отправить очередное юрлицо в процедуру банкротства, что в итоге снова оставляет мэрию ни с чем».

    Опрошенные ЦДЖ юристы считают, что отказ мэрии в предоставлении информации о застройщиках-должниках может быть успешно оспорен в суде. По словам Пинус, такой вариант будет проработан. Сам по себе факт публичного судебного разбирательства стал бы новым репутационным испытанием для муниципалитета. Но, похоже, что больший риск руководство города видит в конфликте с крупными застройщиками-должниками.

  • Заксобрание займётся эффективностью госпрограмм и госсобственности

    7 декабря заксобрание утвердило закон о бюджете Новосибирской области на 2018 год. Подводя итоги года, спикер Андрей Шимкив сделал анонс: в следующем году депутаты уделят ещё больше внимания экономике региона.

    Последняя сессия года стала серединой срока полномочий нынешнего созыва. Главным вопросом повестки было принятие бюджета в третьем чтении. Его рассмотрели за три минуты. Председатель комитета по бюджетной, налоговой политике и собственности Александр Морозов в кратком выступлении констатировал, что к финальному чтению правительство региона учло все поправки, которые депутаты утвердили на прошлой сессии. При голосовании за бюджет не было ни одного против. 61 за, один депутат воздержался, двое не проголосовали. Можно сказать, что основной закон области приняли единогласно. Собственно, так было и в первом, и во втором чтениях.

    Единодушие депутатов в данном случае не имеет общего с коллективным голосованием по указке. Это признание конструктивного результата диалога с правительством. В завершении сессии врио губернатора Андрей Травников обратился к депутатам с благодарностью за «колоссальную» совместную работу в ноябре над уточнением параметров бюджета следующего года. Травников отметил, что он «восхищён» принципиальностью и настойчивостью избранников, заботящихся не только о своих округах, но в целом об интересах жителей региона. Также врио губернатора признался, что за два месяца, прошедших с его назначения в Новосибирск, он легко вписался в прозрачную, понятную систему работы с законодателями, не отягощённую «подводными течениями» и «влиянием неформальных связей».

    Для улучшения контакта с законодателями Травников пообещал встретиться со всеми фракциями, чаще участвовать в заседаниях президиума ЗС и приходить на обсуждение важных вопросов комитетами. Глава региона выразил надежду на плодотворную работу над стратегией развития Новосибирской области в следующем году. Травников также рассчитывает на поддержку депутатского корпуса в ближайший непростой период подготовки к президентским выборам.

    Закрывая сессию, председатель заксобрания Андрей Шимкив напомнил коллегам, что нынешний созыв вступает во вторую половину своих полномочий. Промежуточный результат – более 200 принятых законов. Шимкив подчеркнул, что количество здесь не ключевой показатель. Гораздо важней алгоритм, позволяющий добиваться результативности. Шимкив напомнил коллегам про значимость проделанной работы по правовому регулированию в сферах госуправления и противодействия коррупции. Особо спикер выделил закон об Общественной палате Новосибирской области, после принятия которого, заксобрание расширило свои возможности при формировании главной региональной площадки по взаимодействию с общественностью.

    Недовольство Шимкива вызывают итоги внедрения так называемого «инвестиционного пакета законов», над которым заксобрание достаточно долго работало в 2016 году. «Вы помните, сколько времени и споров потребовало согласование пакета? Но если мы посмотрим показатели госпрограмм по стимулированию инвестиционной активности в регионе, то увидим, что они не самые оптимистичные – индексы привлечения инвестиций в регионе падают с каждым годом. Наши соседи показывают совсем другие результаты», – заявил спикер заксобрания. В будущем году законодатели будут больше внимания уделять работе с областными госпрограммами. Активность депутатов должна мобилизовать профильные министерства. «Думаю, что изменения в структуре правительства и уже состоявшиеся кадровые решения будут способствовать повышению КПД от «инвестиционных» законов», – заявил Шимкив.

    Председатель пообещал, что в 2018 году заксобрание будет добиваться разработки и внедрения социально-экономических стандартов для территорий Новосибирской области – не «двойных», а единых стандартов, предусматривающих конкретные показатели в части роста инвестиций, увеличения количества рабочих мест, критериев оценки внедрения научных и инновационных разработок. Недостаток чёткости приводит к сомнительным результатам. Как пример Шимкив назвал ситуацию в растениеводстве: программу выполнили и перевыполнили по объёмам производства зерна, а теперь приходится решать непредусмотренные острые вопросы со сбытом излишков.

    «Не могу не вспомнить и нашумевшие инвестиционные проекты, когда в расчётах завышение сумм исчислялось десятками миллиардов рублей. Говорят, там были допущены «технические» ошибки. Но я считаю, что ошибки были рукотворные и не анонимные», – подчеркнул спикер. Он поблагодарил коллег за работу в диалоге по нашумевшим концессиям по Центральному мосту и мусоросортировочным заводам, особо выделив активную позицию Юрия Зозули, Фёдора Николаева, Александра Морозова, Вадима Агеенко и Ирины Диденко.

    В ближайших планах заксобрания работа над новым законом об управлении государственной собственностью. Шимкив пообещал, что комитеты займутся законопроектом уже в январе. Исходя из вопросов об эффективности распоряжения госсобственностью, часто звучащих в нынешнем созыве, можно предположить, что депутаты будут стремиться расширить контрольные полномочия заксобрания. Провожая коллег на каникулы, спикер напомнил им оценку журналистов, считающих нынешний созыв лучшим в истории областного парламента. «Мы ни разу не воспользовались правом большинства фракции при голосовании. Это значит, что мы умеем договариваться, находить общую позицию, вместо того, чтобы пользоваться «силовыми» приёмами», – отметил Шимкив. Следующая сессия состоится 1 февраля – на выходе к финишной прямой президентской кампании.

  • Грибов довоевался реально

    5 декабря конвой взял под стражу в зале суда новосибирского девелопера Евгения Грибова. Реальный срок 3 года общего режима – промежуточный итог конфликта вокруг завода «Электроагрегат».

    Центральный районный суд вынес приговор по одному из самых резонансных «предпринимательских» дел региона. За процессом против председателя совета директоров группы компаний «Новоград» следило и бизнес-сообщество, и политики. Уголовное дело стало ярким примером, как деловой конфликт между вчерашними партнёрами может привести на скамью подсудимых.

    Символично, что Грибова «закрыли» в день проведения форума «Инвестируй в Новосибирск». В последние годы Грибов вёл один из крупнейших инвестиционных проектов сибирской столицы — строительство многофункционального комплекса «Снежная миля» стоимостью 6 млрд рублей. В плане деволопера стоял амбициозный проект строительства второй очереди бизнес-комплекса «Европа» на Красном проспекте. Но затянул конфликт с президентом совета директоров завода «Электроагрегат» Александром Одинцом, начавшийся ещё в 2012 году.

    Предприятие не звездит в топах бизнес-новостей, но кадастровая стоимость имущественного комплекса оценивалась в 2,8 млрд. Близость площадки к Берёзовой роще и метро делают её привлекательной для девелопмента. Но – в теории. На практике Грибов, консолидировав 40% акций «Элекроагрегата», убедился, что совместный бизнес с Одинцом очень сложен. Партнёры быстро разошлись во взглядах на управление недвижимостью и финансами завода. Цивилизованный развод через обмен акций на недвижимость не удался, став поводом для арбитражных и уголовных разбирательств.

    Расставаясь, Грибов собирался купить у «Электроагрегата» производственный корпус за 111 млн рублей. По словам девелопера, Одинец настоял, чтобы недвижимость предварительно была переоформлена на физических лиц Романа Редько и Анатолия Цоя. Получив деньги и подписав бумаги, позже они заявили, будто расчёт с ними произведён не был. Одинец, его родственники и подчинённые пытались оспорить сделку с Грибовым в пяти арбитражных процессах. В каждом процессе было пройдено по несколько инстанций, и каждый завершился вступившим в законную силу решением, подтверждающим, что сделка купли-продажи была легитимной.

    Несмотря на это, ещё в 2013 году появилось уголовное дело по факту хищения корпуса «Электроагрегата», возбуждённое по инициативе команды Одинца. После того как Грибов выиграл все процессы в арбитражах, в конце 2015 года ему предъявили обвинение в хищении. Главное управление МВД по Новосибирской области и облпрокуратура встали на сторону Одинца в корпоративном конфликте. Вопреки вступившим в силу вердиктам судов, удостоверяющим законность сделки купли-продажи, следователи и прокуроры считали, что здание было украдено Грибовым.

    Суд рассмотрел дело лишь со второго заноса – нынешней весной судья вернул материалы в прокуратуру. Историей занялся заново другой следователь. Однако после ряда следственных действий предпринимателю вновь предъявили обвинение в мошенничестве. Грибов и поддерживавшие его миноритарные акционеры «Электроагрегата» жаловались на нарушение преюдиции во все инстанции, включая Генеральную прокуратуру и администрацию Президента. Если исходить из решений арбитражных судов, девелопер полностью рассчитался за здание. Значит, 111 млн рублей, которые могли быть направлены, в том числе, на выплату дивидендов акционерам, пропали между Одинцом, Редько и Цоем. Судя по тому, что последние двое ранее были осуждены за финансовое мошенничество, но долгое время сотрудничали с президентом совета директоров «Электроагрегата», у контролирующих структур могли возникнуть вопросы к объективности расследования. Но если и возникли, на ход процесса это не повлияло.

    Примечательно, что по ходу конфликта с Грибовым Одинец также стал обвиняемым по статье за мошенничество. Ему инкриминировали хищение одного из зданий на территории «Электроагрегата». На скамье подсудимых Одинец оказался раньше своего оппонента. но процесс затянулся из-за состояния здоровья президента совета директоров завода.

    Для Грибова судьба Одинца теперь не так важна, как собственная. Суд признал девелопера виновным и приговорил к трём годам колонии общего режима и штрафу в 400 тысяч рублей. Бизнесмен заявил, что будет обжаловать приговор. Но апеллировать к областному суду придётся уже из-под стражи: до сих пор Грибов находился под подпиской о невыезде. Комментариями о перспективах запущенных инвестиционных проектов группы компаний «Новоград» Сводка пока не располагает.

  • Цирк на хоккейной арене

    Городские власти в еженедельном режиме находят новые и новые площадки для строительства стадиона к чемпионату мира по хоккею. По разным причинам, предлагаемые решения не жизнеспособны, что не мешает Анатолию Локтю зарабатывать очки.

    Проект по возведению арены стоит в тупике, несмотря на актуальность поручения Президента по подготовке к проведению в Новосибирске молодёжного чемпионата мира по хоккею в 2023 году. Кажется, времени ещё много. Но консультанты, привлечённые компанией «Парк чемпионов» для планирования строительства арены вместе с административно-жилым кварталом на левом берегу в пойме Оби считали, что нужно было уже осенью 2017-го проводить конкурс для инвесторов. Иначе со стройкой не успеть. Городские власти перезонировали землю в пойме так, что строительство арены на свои деньги частным инвесторам в предложенной модели стало невозможным. Врио губернатора Андрей Травников отмерил новый срок для поиска альтернативных решений – не позднее, чем к марту 2018 года. По мнению главы региона, это крайний срок, после которого уже не удастся успеть со строительством к чемпионату.

    На прошлой неделе в областном правительстве состоялось очередное заседание по теме арены. В этот раз чиновники обсуждали выбор площадок в закрытом формате. Но сразу после совещания мэр Новосибирска в «Фейсбуке» сообщил о том, что городская администрация предложила сразу несколько вариантов размещения арены. Первый – на территории бывшего военного городка в Октябрьском районе. «При выборе этого места нужно будет расширить улицы Бориса Богаткова и Военную, строительство улицы Михаила Кулагина, части улицы Василия Старощука», – отметил Локоть. Второй вариант – площадка на территории Новосибирского государственного аграрного университета между Никитина, Есенина и Кошурникова. Её главное преимущество в относительной близости к станции метро «Золотая нива». Третья площадка – участок в пойме Оби, но в границах 10 га, без жилой и административной застройки, позволяющей окупить инвестиции в стадион.

    «Мне, как мэру, кажется наиболее предпочтительным размещение ледового дворца спорта в Октябрьском районе. Или на территории бывшего военного городка, или на территории НГАУ», – сообщил мэр. В тот же день предложения Локтя прокомментировал врио губернатора. По словам Травникова, названные площадки в Октябрьском районе находятся в федеральной собственности. Переоформление земли займёт не меньше года, и это при полном непротивлении сторон. Это значит, что даже при успешном развитии событий построить арену к чемпионату не получится.

    На этой неделе Локоть объявил, что нашёл ещё одну «подходящую» площадку для арены. «Она находится на территории бывшего городского аэропорта, недалеко от станции метро «Заельцовская». На мой взгляд, перспективное место. К тому же, этот участок сегодня не застроен, а значит, не потребуется затрат на снос», – написал мэр в «Фейсбуке», и вновь оказался в центре внимания СМИ. 

    Информационная индустрия так устроена, что в заголовки выходит тезис «Локоть нашёл альтернативную площадку для арены», а в лид – цитаты мэра. Не каждый журналист поинтересуется, в чьей собственности находится «найденная» градоначальником площадка. В данном случае речь идёт о частной собственности: территория бывшего аэропорта выкуплена кемеровской компанией СДС под застройку. Вероятно, они перепродали бы её под арену, но, за сколько и откуда деньги? Об этом мэр не говорит. Его цель – показать деятельное участие в решении проблемы со стадионом.

    И даже насчёт «недалёкости» от метро «Заельцовская» (на самом деле там четыре остановки на троллейбусе) Локоть может позволить себе лукавство, оставаясь в информационном мейнстриме. Травников же комментирует вослед, что площадка может быть привлекательной, если продлить линию метро. Но ключевые вопросы это всё же право собственности на землю, стоимость участка, инженерных и транспортных решений. Прояснить эти моменты главе региона некогда – надо догонять мэра, пока он не нашёл следующую площадку.

    Идея чемпионата и новой арены заявлялась в 2016 году как проект федерального масштаба. Но деньги на воплощение федерация не даёт, ожидая первых шагов от новосибирских властей. В первую очередь, региональных. Именно руководству субъекта придётся отвечать за исполнение (или неисполнение) поручения президента. И в мэрии это прекрасно понимают. Совместными усилиями вместе с горсоветом Локоть похоронил проработанный проект строительства арены в пойме Оби, а теперь старается показать, что альтернативных площадок в городе – хоть к Олимпиаде застраивайся. Травникову остаётся только успевать с комментариями. При этом в глазах обывателя градоначальник по любому останется молодцом. Найдут альтернативу – мэр сразу говорил, что это возможно. Не найдут – сами виноваты, а мэр сделал всё, что мог.

  • Городецкий не оставит область без своего влияния

    Назначение Владимира Городецкого на пост помощника сибирского полпреда Президента – новый поворот карьеры бывшего новосибирского губернатора. И не последний.

    О том, что карьера Владимира Филипповича не окончена, было известно сразу после того, как два месяца назад появился указ о его досрочной отставке. Покидая кресло губернатора как бы по собственному желанию, Городецкий согласился на новое предложение, суть которого не стали разглашать ни он сам, ни источники в Москве. Позже была встреча с Владимиром Путиным, поблагодарившим осенних губернаторов-отставников и пообещавшим трудоустройство, а также награждение орденом Дружбы. На прошлой неделе Городецкий вышел на работу в должности помощника Сергея Меняйло.

    После приезда Сергея Ивановича в Сибирь в августе 2016 года они быстро нашли общий язык с Владимиром Филипповичем и сохраняли хорошие отношения, так что срабатываться полпреду с помощником в новом качестве не придётся. Новый фронт Городецкого – вопросы взаимодействия с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями, институтами гражданского общества по реализации государственной политики регионального развития. «Основной функцией Городецкого будет координация деятельности органов государственных органов власти в сфере регионального развития. Его полномочия – это не контроль, а именно организация работы и решение проблем. Эта работа, поверьте мне, очень объёмная и требует опыта», – отметил полпред в комментарии для «Комсомольской правды».

    Некоторые наблюдатели за политическими процессами поспешили заявить, будто Владимиру Филипповичу досталась должность неподобающего уровня. При этом скептики сравнивали трудоустройство бывшего новосибирского губернатора с новыми должностями его коллеги Виктора Толоконского, неделю как назначенного главным советником мэра Новосибирска, а чуть раньше по совместительству ставшего советником Высшей школы управления сибирского филиала РАНХиГС. Что ж, попробуем разобраться. В плане доходов две работы и пенсия должны помочь Толоконскому сохранить подобие губернаторской зарплаты. Городецкому для этого хватит одной работы. Советник мэра (пусть даже главный) это не муниципальная должность. А помощник полпреда – государственная позиция в федеральной вертикали власти.

    В разное время помощниками полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе работали экс-губернатор Алтайского края Александр Суриков (далее – посол РФ в Беларуси), генерал-лейтенант налоговой полиции Вадим Гончаров (далее – заместитель полпреда), экс-сенатор Виктор Игнатов (далее – первый вице-мэр Новосибирска и депутат Госдумы). По влиянию пост помощника не уступает должности заместителя полпреда. В то же время, у помощников руки посвободней. Это не означает меньшую занятость – речь о меньшей бюрократизации в решении поставленных задач. А задачи Городецкого на ближайший период это выборы.

    С прошлого года в политической элите Новосибирской области шла игра между претендентами на руководящие роли в региональном штабе Владимира Путина. Работа на Президента в предвыборный период может укрепить позиции и открыть новые возможности. Забавно, что отправленный в отставку Городецкий теперь автоматически оказывается на одной из ключевых позиций в президентской кампании. Причём в масштабе не региона, но округа.

    В январе 2014 года Городецкий неожиданно ушёл с поста мэра Новосибирска, открыв путь для досрочных выборов. Владимир Филиппович взамен получил должность вице-губернатора по вопросам развития агломерации. Многие считали эту работу возможностью досидеть до пенсии. Но события пошли так, что уже в марте Городецкий переместился в кресло губернатора. Несмотря на возраст (в 2018-м Владимиру Филипповичу исполнится 70) продолжение карьеры Городецкого в другом новом качестве вполне возможно. После выборов Президента в мае 2018 года будут перезаключены контракты со всеми работниками администрации Президента, к которым относятся и сотрудники полпредств. Вероятно, Городецкий останется на нынешнем посту не менее чем до сентября 2018 года, чтобы помочь в организации досрочных выборов сибирских губернаторов. Далее маячит путёвка в Совет Федерации. Но это не единственный вариант.